Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
рабочая программа на тему

 Ирина Николаевна Унтевская

Рабочая программма предназначена для специальностей естественно-научного профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dlya_tekhnologov.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО МО

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________________________Биология_______________________________________

  1. для специальности естественно-научного профиля

  2. 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий»

Рабочая программа учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»  (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) для специальностей:

240111- производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Разработчик:

Унтевская Ирина Николаевна

 Рецензенты:

Внутренний_________________________________________

Внешний___________________________________________

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-13

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15-16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_____________________________Биология_____________________________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» составлена на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, одобренной письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180, и предназначена для изучения биологии при освоении специальностей социально-экономического, технического, естественнонаучного и гуманитарного профиля в учреждениях среднего профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Биология в  учреждениях  среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении  специальностей СПО естественно-научного профиля в учреждениях СПО биология изучается как  профильный предмет в  объеме 147 часов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,  в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

При получении специальности естественно-научного   профиля:

      максимальная учебная нагрузка обучающегося____217___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ____147__ часов;

самостоятельной работы обучающегося ____70__ часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к  биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства.

 

3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения  культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее

развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Лабораторные и практические работы

Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Лабораторные и практические работы

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

7. БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические  и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Экскурсии

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма,  сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

217

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

32

     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

в том числе:

     Подготовка к аудиторным занятиям (изучение литературы по заданным темам, написание рефератов, подготовка письменных работ)

48

    Составление кроссвордов, тестовых заданий.

22

Итоговая аттестация в форме зачета   

 

  1. Примерный тематический план и содержание учебной       дисциплины «Биология» для специальностей естественно-научного профиля.

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Предмет биологии. Свойства живых организмов. Уровни организации живых существ.

Практические занятия: 1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле.

4

2

Тема 1.

Учение о клетке

 Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток. Виды клеток. Строение и функции клеточных структур. Обмен веществ и превращение энергии. ДНК-носитель наследственной информации. Типы питания.Деление клетки. Неклеточные формы жизни, вирусы.

Практические занятия: 1.Сравнительная характеристика растительной и животной клеток; 2.Заболевания, вызываемые вирусами

20

4

2

Тема 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Размножение-важнейшее свойство живых организмов. Репродуктивное здоровье человека. Половое и бесполое размножение. Индивидуальное развитие организмов: эмбриональный и постэмбриональный этапы онтогенеза. Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.

Практические занятия: Индивидуальное развитие человека и животных.

16

2

2

Тема 3.

Основы генетики и селекции.

Основные понятия генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Методы изучения наследственности человека. Значение генетики для медицины. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Основные закономерности изменчивости. Понятие о мутации. Значение генетики для селекции. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Выдающиеся селекционеры и их достижения.

Практические занятия: 1.Составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. 2.Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка их возможного влияния на организм.

22

4

2

Тема 4.

Эволюционное учение.

Теория эволюции. Развитие эволюционных идей. Основные положения учения Дарвина. Эволюция растительного и животного мира. Микроэволюция. Макроэволюция.

Практические занятия: 1.Представители редких и исчезающих видов растений и животных. 2.Приспособленность организмов к среде обитания.

10

4

2

Тема 5. История развития жизни на Земле.

Развитие органического мира Земли. Происхождение и развитие человека. Человеческие расы.

13

2

Тема 6.

 Основы экологии.

Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Экологические факторы. Экологические системы, межвидовые взаимоотношения в экосистеме. Понятие о биосфере. Биосфера-глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера и человек. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Основы рационального природопользования.

Практические занятия: 1.Составление пищевых цепей. 2. Особо охраняемые природные территории России 3.Сравнение естественной природной системы(леса) и агроэкосистемы (пшеничного поля) 4.Воздействие производственной деятельности в области будующей профессии на окружающую среду.

20

8

2

Тема.7.

Бионика.

Понятие о бионике. Биоакустика, биоархитектура. Биомеханика.

Практические занятия: 1.Аэродинамические и гидродинамические устройства в природе и технике. 2. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа и ее анализ.

12

6

2

Всего часов

147

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: учебники, учебные пособия, плакаты,  карточки для опроса, тестовые задания, таблицы.

Технические средства обучения: компьютер

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен: знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Примерные темы рефератов

  1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
  2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
  3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения.
  4. Практические доказательства образования органических веществ в растении  путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
  5. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
  6. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
  7. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
  8. Доказательства разной интенсивности метаболизма   в разных условиях у растений и животных.
  9. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
  10. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
  11. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
  12. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
  13. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
  14. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий.
  15. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
  16. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях.
  17. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
  18. Биологическое значение митоза и мейоза.
  19. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
  20. Половое размножение и его биологическое значение.
  21. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
  22. Партеногенез и гиногенез  у позвоночных животных и  их биологическое значение.  
  23. Эмбриологические доказательства эволюционного  родства животных.
  24. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
  25. Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов.
  26. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
  27. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
  28. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
  29. Драматические страницы в истории развития генетики.
  30. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.                                                          
  31. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
  32. Центры многообразия и происхождения домашних животных.
  33. Значение изучения предковых форм для современной селекции.
  34. История происхождения отдельных сортов культурных растений.
  35. История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина.
  36. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
  37. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
  38. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
  39. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
  40. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
  41. Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
  42. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
  43. Современные представления о зарождении жизни.
  44. Различные гипотезы происхождения.
  45. Принципы  и закономерности развития жизни на Земле.
  46. Ранние этапы развития жизни на Земле.
  47. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
  48. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
  49. Современные представления о происхождении птиц и зверей.
  50. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
  51. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
  52. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
  53. Воздействие человека  на природу на различных этапах развития человеческого общества.
  54. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
  55. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
  56. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
  57. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
  58. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
  59. Сукцессии и их формы.
  60. Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.
  61. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.  
  62. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
  63. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
  64. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
  65. Устойчивое развитие природы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...