ДОКЛАД «Формы организации познавательной деятельности учащихся »
статья на тему

цамалаидзе ирина викторовна

Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов среднего профессионального образования в рамках обмена опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii_poz.deyat_.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ  Профессиональный лицей № 4

ДОКЛАД

«Формы организации познавательной деятельности учащихся »

                        Автор:

                                                                         Цамалаидзе Ирина Викторовна,

                                                     преподаватель химии

        Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов среднего профессионального образования в рамках обмена опытом.

г. Владикавказ

2014г.

В системе средств оптимизации обучение большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы учащихся. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирований познавательной деятельности учащихся является одной из самых значимых. Наличие познавательной деятельности у учащихся способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал, цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности.

В этом случае познавательная деятельность ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения.

Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большой степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством.

Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств  влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.

Главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Не все новое, что встречается человеку в окружающей жизни, становится предметом его интереса. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением или занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от них к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии - удивления и любопытства - у учащихся возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффективного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории, от необычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока - оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство  перерастает в любознательность.

Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомится с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся        много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся является проблемная постановка темы урока. Исходным моментом для возбуждения мыслительной деятельности, является осознание проблемного вопроса, осознание необходимости разрешить какое-то познавательное затруднение, противоречие.

Стремление разрешить учебно - познавательное противоречие - это важнейший стимул в учебной деятельности учащихся, движущая сила учебного процесса Проблемная постановка темы урока - это основа познавательной активности учащихся. Тот или иной вопрос становится познавательной проблемой лишь при следующих условиях. Во - первых, необходимо, чтобы этот вопрос содержал б себе познавательную трудность. Ответ на проблемный вопрос всегда обусловлен рядом мыслительных операций (сравнение, обобщение, систематизация и т.д.)

Во - вторых, познавательный вопрос должен быть связан с эмоциями, с переживаниями учащихся (чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений, навыков и т.п.). С другой стороны. Проблемный вопрос может быть активизирующим лишь в том случае, если у учащихся имеются необходимые знания (умения и навыки) для достижения цели.

Усвоение новых знаний основано на применении ранее усвоенного. Итак, познавательная трудность, эмоциональная привлекательность и возможность самостоятельной деятельности учащихся - вот характерные черты учебно - познавательной проблемы.

Возникновение познавательного интереса учащихся зависит от того, представлена ли тема урока в виде преподавательской проблемы или просто названа учителем. В первом случае учащиеся сами участвуют в познавательном поиске. Возникает удобная  ситуация для познавательной самостоятельной работы учащихся. При этом они часто остаются пассивными слушателями – усвоение   протекает  вяло.

Практика показывает, что познавательная активность  и  самостоятельность учащихся в основном обеспечиваются лишь в том  случае, если учащиеся решают проблемные задачи на протяжен всего урока.

При организации познавательной деятельности учащихся необходимо последовательно осуществлять принцип индивидуализации в обучении. А именно, предусматривать трудности учебного материала для отдельных учащихся, подбирать рациональные виды работ для сильных и слабых учащихся, проводить дифференцированную работу. Тот или иной учебный вопрос является сложной проблемой для одного и сложным заданием для другого. Правильная организация учебного процесса требует, чтобы каждый ученик всегда был занят разрешением посильной для него задачи. Только при этом условии можно поддерживать интерес к учению у всех учащихся. Поэтому перед учителем всегда стоит сложная дидактическая задача. В теме урока он должен увидеть не только общую учебно - познавательную проблему, но и определить, какими путями эта проблема может быть разрешена различными учащимися.

В заключении хочется отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Методические рекомендации «Таблица – как одно из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся»

Одним их видов на­глядных пособий являются таблицы. Таблицы могут служить не только целям иллюстрации объяснения преподавателя, но и для фронтальной работы с классом, что позволяет организовать ...

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся"

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....