Метод проекта на уроках экологических основ природопользования
учебно-методический материал на тему

Зырянова Нина Николаевна

Материал предназначен для преподавателей экологических основ природопользования. В данной работе показано, как с помощью метода проекта можно погрузить студентов в поисково-творческую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proekta_ekol.osn_._prirod.docx401.38 КБ

Предварительный просмотр:

КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Зырянова Н.Н., преподаватель

Экологических основ природопользования

г. Назарово

Красноярский край


        Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения.  Результатом обучения является создание студентом совместно с преподавателем определённого образовательного продукта. Таким  продуктом может стать проект созданный группой студентов.

        Использование метода проекта позволяет качественно изменить образовательный процесс. Очень важным является то, что у обучающихся повышается интерес к учебной поисковой деятельности.

        Цель данной работы, показать как с помощью метода проекта можно погрузить студентов в поисково-творческую работу, воспитывать деятельных, общественно-активных, конструктивно-мыслящих личностей.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

        Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

        Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием студента, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        На долю преподавателя остаётся трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей деятельности, из жизни.

Проект от латинского слова proectus  - «брошенный вперед».

Метод проектов – это система обучения, при которой студенты приобретают знания в процесс планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Джон ДЬЮН профессор Мичиганского университета – родоначальник метода проектов в педагогике.  Дьюн предлагал строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, подчас из разных областей, необходимых для решения поставленных проблем. Вся проблема, таким образом,  приобретает контуры проектной деятельности.

        Метод проектов привлёк внимание русских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога Щацкого была организована небольшая группа сотрудников, которая стала  активно применять проектный метод в практике преподавания.

        В 1931 году метод проектов был осуждён рядом учёных и с те пор в России больше не применялся. В США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл популярность.

        Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проблему. Разработка должна завершиться вполне реальным,  практическим результатом.

        В основе метода проектов лежит развитие  познавательных навыков, умений самостоятельно  конструировать свои знания,  умением ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Существуют следующие виды проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

        Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближённую к подлинно научному исследованию. Включают этапность проведения.

2. ТВОРЧЕСКИЕ

        Предполагают соответствующее оформление результатов – в виде сценария  видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и т.д.

3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ

        Направлены  на сбор информации о каком-либо явлении, объекте,  часто   интегрируется в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модимум.

4. МОНОПРОЕКТЫ

        Проводятся в рамках одной учебной дисциплины,  при этом выбираются наиболее сложные разделы и темы.

5. ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Ориентированы на социальные интересы самих участников (справочный материал, словарь, дизайн дома).

6. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ

        Затрагивают 2 – 3 учебные дисциплины, выполняются во внеурочное время.

7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ

        Организуются  между учебными заведениями, между группами, учебными заведениями других стран.

        Основная ценность методы проектов  состоит в том,  что он ориентирует студентов не на простое изучение темы,  а на создание конкретно- образовательного продукта. Студенты в микрогруппах за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу на заданную тему.

К организации проекта предъявляют требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе студентов.  Тема  проекта для всей группы может быть одна, а пути реализации в каждой подгруппе разные. Возможно одновременное выполнение студентами разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и посредственного окружения студентов – одногруппников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу  в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значимы, то есть  студенты приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми  способами  мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован,  сконструирован, но вместе с тем  допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

Роль преподавателя, несомненно,  велика на первом и последнем этапе. На первом этапе -  этапе погружения в проект – зависит судьба проекта в целом. Необходимо мотивировать творческую работу студентов.

На последнем этапе следует помочь обобщить исследования,  протянуть мостик к следующей теме.

Этапы

Задачи

Деятельность

студентов

Деятельность педагога

1. Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Собирают информацию.

Обсуждают задание.

Мотивирует студентов.  объясняет цели проекта. наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации.  Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи, уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернативов. Выбор оптимального  варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией.  Проводят синтез  и анализ идей. Выполняют  исследование.

Наблюдает. Консультирует.

4. Выполнение

Работа над проектом.

Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает.

Советует (по просьбе)

5. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.  Анализ достижения поставленной задачи.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и  самооценке

Наблюдает.

Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.

Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Пример применения метода в проекте при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» рассчитан на одно занятие, когда изучается тема «Шум, как экологический фактор».

ЦЕЛИ:

1. Разработать модель города, в котором человек будет защищён от шумового воздействия.

2. Обучение студентов самостоятельному приобретению знаний при групповой форме организации познавательной деятельности.

3. Освоение студентами основ методологии научного познания.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

1. Развитие логического мышления (анализ, сравнение, обобщение).

2. Развитие познавательного интереса.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание экологической грамотности, коммуникативных способностей.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: Метод проекта.

ОБОРУДОВАНИЕ: листы бумаги, ножницы, линейка, карандаши, фломастеры, рисунки, таблица, тест.

Ход  урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Звучит тихая музыка. Преподаватель читает отрывок из стихотворения о Земле.Buzlakov на photo.sibnet.ru

Пусть нашим девизом сегодня будут слова писателя Б.Васильева:  «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

        В средствах массовой информации шуму среди экологических проблем уделяется  мало внимания, а ведь «Шум – медленный убийца».

Прослушивается аудиозапись городского шума.

С помощью вывешенной на доске таблицы студенты знакомятся с Уровнями громкости звука от разных источников.

        Приводятся данные социологического опроса. Итак, шум вреден. Но возможно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека?

Что может сделать каждый из нас?

III. ВЫДАЧА  ЗАДАНИЯ

Разработать проект «Защита человека от шумового воздействия».

IV. РАБОТА В ГРУППАХ -  разработка проектов: «Защита человека от шумового воздействия на разных социальных уровнях».

I группа        Я обыватель

II группа        Я – мэр города

III группа        Я - архитектор

IV группа         Я – директор крупного завода

V. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

        Группы оформляют проекты на листах ватмана, вывешивают их на доске.

Руководители микрогруппы высказывают свою точку зрения, обосновывают свою концепцию по решению поставленной проблемы. Отвечают на вопросы.

РЕФЛЕКСИЯ

Лист  с заданием рефлексии

На заключительном этапе предлагаю дать оценку уроку, использую прием «Мордашки»

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=eac4be801219c4dfe4b0fc6bb29ee57d-82-144&n=21

                       Мне урок понравился

        http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=145ce67efefe2ef3d4ae7412a9bcfab5-126-144&n=21

               Урок не понравился совсем

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=77120789347fc250998ec27a261aa770-20-144&n=21

                       Урок был содержательным

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=58d9bc49f6f7425650e9536f28cb980d-88-144&n=21

                Тема урока меня не заинтересовала, и я обойдусь полученными на уроке знаниями

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=43d8db053af1f60afe9b4fb6aed1cd9a-67-144&n=21

                  Понравилось проводить исследование

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=63b6157eb7e9865963da09710112ade7-99-144&n=21

                   Урок был обычным

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=626f56a506381a2fe937d29137a11935-134-144&n=21

                 На уроке я ничего не понял

ЛИТЕРАТУРА

  1. Комченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий-СПб.: КАРО,2004-368
  2. Смолкин А.М. Методы активного обучения.- М.: Высшая школа, 1991
  3. Сергеев И.С. «как организовать проектную деятельность учащихся»-М.: АРКТИ,2003
  4. Хуторской А.В. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения»-СПб Питер, 2004-541с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...

Игровые технологии на уроках экологических основ природопользования

Материал предназначен в помощь преподавателям, применяющим на занятиях игровые технологии. "Урок-конкурс", "Игра-экологичесикй алфавит", "Игра-путешествие", "Игра-снежный ком" - стимулируют познавател...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...