Организация внеурочной самостоятельной работы студентов- программистов ГОУ СПО КПТТ (ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ).
статья на тему

Статья направлена на становление у студентов "базовых (ключевых) компетентностей:

-очень важно уметь брать на себя ответственность в принятии решений;

-отработка стойких навыков;

-умение работать в команде;

-умение оценивать результаты;

-развивать способности;

-добывать профессионально-важную информацию;

-владеть различными способами поиска информации.

Особое внимание уделено проблемам студентов при профессиональном самоопределении:

-отсутствия представления о личных качествах;

-недооценка своих физических особенностей;

-влияния товарищей;

-рассмотрения только внешней стороны профессии;

-отсутствие опыта и знаний.

Основные формы СРС:

-трудовое задание;

-творческое задание;деловые игры;социальная практика;

-комплекс профессиональных действий.

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit.list_.doc32.35 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум


Организация внеурочной самостоятельной работы студентов –программистов ГОУ СПО КПТТ (для заочного отделения с применением дистанционных технологий)

подготовила  преподаватель математики

Малыгина Галина Сергеевна

г. Кемерово

 2015

Активное участие студентов-программистов в проектной деятельности СРЦ КПТТ обусловлено требования ФГОС, направленными на становление в студенте таких качеств выпускника, которые мы сегодня называем «базовыми (ключевыми) компетентностями».

  1. Понимание необходимости брать на себя ответственность в принятии решения,
  2. Отработка стойких навыков, работать в команде и быть презентабельным,
  3. Закрепление умений своевременно оценивать, анализировать результаты, делать свой выбор  и на основе этого
  4. Развитие способности добывать и накапливать дополнительную профессионально важную информацию,
  5. Владение различными способами поиска этой информации, ее обработки, хранения и использования.

Таков далеко не полный набор критериев, по которым мы осуществляем контроль качества участия  студентов во внеурочных формах работы для собственного профессионального самоопределения.

Самоопределение является центральным механизмом становления зрелой личности. Самоопределение предполагает выбор сферы приложения своих жизненных сил и способностей, сферы самореализации. Такой сферой может стать участие в проекте техникума  - СРЦ.

 По мнению Г. К. Селевко, «профессиональное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионально-трудовой деятельности, профессионализма»

Для студентов эти критерии заданы образовательными стандартами, заказом работодателей, а также – проектной моделью организации образовательного пространства студентов в КПТТ

Затруднения (ПРОБЛЕМЫ) студентов при профессиональном самоопределении возможны из-за неосознанности следующих факторов выбора:

  • отсутствия у  студентов определенного представления о своих личностных качествах (способностях, возможностях развития, склонностях);
  • незнания или недооценки своих физических особенностей, недостатков, медицинских ограничений, существенных при выборе профессии;
  • прямого или косвенного влияния товарищей;
  • переноса личной симпатии к профессионально состоявшемуся человеку на саму профессию;
  • рассмотрения только внешней или какой-нибудь частной стороны профессии;
  • отождествления школьного учебного предмета с профессией;
  • отсутствия опыта и знания основных действий, порядка операций при решении вопроса о выборе профессии;
  • ориентации студентов сразу на высшую квалификацию специалиста и связанные с ней ожидания.

Для создания условий осознанного профессионального самоопределения студентов необходимо использовать практикоориентированные формы работы – профессиональные пробы
Традиционно формами СРС, в которых осуществляются профессиональные пробы являются:

  • трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (разработки программных продуктов; узла, технологически взаимосвязанных законченных операций);
  • творческие задания исследовательского характера (конкурсные работы, оформление студенческого портфолио, курсовой проект, реферат);
  • участие в серии последовательных имитационных (деловых) игр;
  • комплекс профессиональных действий;
  • социальная практика;
  • практика создания мини-предприятий, прообраза организации в самих образовательных учреждениях.

Критерии определения уровня обученности:

1 уровень – ознакомительный (общекультурный):

  1. Овладение материалом на уровне узнавания.
  2. Усвоение и воспроизведение знаний только по образцу.
  3. Вид самостоятельной деятельности – подражание.
  4. Освоение государственного стандарта образования не в полной мере.
  5. Познавательные процессы развиты слабо, малый словарный запас, неустойчивая произвольность внимания. Тип мышления – наглядно-действенный. Учебная деятельность сформирована в недостаточной мере.

2 уровень – репродуктивный (прикладной):

  1. Овладение материалом на репродуктивном уровне.
  2. Усвоение и воспроизведение знаний методом аналогий и умозаключений от частного к частному.
  3. Вид самостоятельной деятельности – осознанное воспроизведение знаний, всего удержанного в памяти, владение алгоритмами.
  4. Освоение программы государственного образовательного стандарта.
  5. Выражены все типы мышления с преобладанием наглядного.

3 уровень -  конструктивный (фундаментальный):

1. Овладение материалом на конструктивном уровне, на любом интеллектуальном типе (вербальном, пространственном, математическом).

2. Условие и воспроизведение знаний на конструктивном уровне означает:

а) для вербального интеллекта – способность выражать мысль в слове, мыслить категориями естественного языка, оперировать понятиями;

б) для пространственного интеллекта – продуктивность в области пространственного описания, мышление образами и схемами, понимание развития и функционирования объектов;

в) для математического интеллекта – умение придумывать новые способы решения задач, доказательства теорем, способность порождать новые абстрактные объекты и формальные процедуры, выявлять отношения в абстрактном материале, без опоры на наглядность.

3. Вид самостоятельной деятельности характеризуется открытием для себя новых знаний, умений и навыков, конструированием различных алгоритмов.

4. Освоение государственного образовательного стандарта и программ вступительных экзаменов в вуз высшей категории.

4 уровень – творческий (исследовательский):

1. Овладение материалом на творческом, исследовательском уровне.

2. Вид самостоятельной деятельности характеризуется способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы интеллектуально – эвристического свойства, порождающие нечто качественно новое.

3. Тип мышления синтетический, гармонично сочетающий логические и образные конструкты, образуя вторичное образное мышление, интуитивный способ познания реальности.

Итак, самостоятельная работа студентов-программистов способствует становлению у них следующих компетенций (общеучебных умений и навыков), формирующихся в ходе  проектной деятельности

Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки  работы в сотрудничестве.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • Умение проектировать процесс (продукт);
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и  промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • инициировать взаимодействие со взрослыми;
  • вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
  • Навыки интервьюирования, устной беседы и др.

7. Коммуникативные  умения и навыки:

  • Навыки монологической речи;
  • Умение держать себя во время публичного выступления, корректировать эмоциональность поведения;
  • Артистические умения и т.д.

Используемая литература:

  1. ФГОС среднего (полного) образования
  2. Нормативные требования к организации самостоятельной работы при реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения
  3. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов (общие положения)
  4. Хомина О.Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при переходе на ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.

Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:15.02.08."Технология машиностроения" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

Организация внеурочной самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, а так же все виды деятельност...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Методические рекомендации к внеурочной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего проф...

Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников приосвоении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии Оператор машинного доения

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ студентами заочной формы обучения по специальности 36.02.02 Зоотехния  разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы...