Организация внеурочной самостоятельной работы студентов
статья на тему

Грошикова Ирина Валерьевна
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, а так же все виды деятельности, которые формируют компетентного специалиста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов 

Важное место в системе среднего профессионального образования отведено самостоятельной работе студентов. Образовательное учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена обеспечивает организацию эффективной самостоятельной работы студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность и иметь возможность импровизировать, поскольку процесс становления будущего специалиста среднего звена невозможен без целенаправленной активной деятельности самой личности.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов занимает особое место в современном образовательном пространстве и включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, а так же все виды деятельности, которые формируют компетентного специалиста.

Одной из главных составляющих современного педагогического процесса выступает организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов, способная мобилизовать студентов на творческую деятельность. Обучение студентов техникума навыкам такого вида деятельности начинается с первого курса. Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставления студентам возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, в результате чего получать практические и профессиональные навыки. Следует отметить, что самостоятельная исследовательская работа студентов позволяет мобилизовать их на качественное усвоение изучаемого материала по определенным темам, научить находить, отбирать необходимый материал, перерабатывать его, сопоставлять и сравнивать факты, вырабатывая в итоге свое суждение по изучаемому материалу.

Только при наличии серьезной и устойчивой мотивации возможна эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Перечислим факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

1. Осознание полезности выполняемой работы. Если студент будет знать, что результаты его работы будут применяться в дальнейшем, то отношение к выполняемым заданиям существенно меняется и соответственно возрастает уровень качества выполняемого задания. К другому варианту использования фактора полезности относят активное использование результатов самостоятельной работы студентов в профессиональной подготовке.

2. Творческая направленность деятельности студентов. Участие в проектной деятельности выступает значимым стимулом для студентов.

3. Игровой тренинг. В основе которого лежат деловые игры, предоставляющие возможность для осуществления перехода от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделять ведущие противоречия, приобретать навыки принятия решения.

4. Участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.

5. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы использование различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование у студентов исследовательских умений способствует развитию познавательных способностей и усиливает мотивацию к получению образования.

В процессе обучения функция передачи преподавателем знаний должна сводиться к минимуму. Одним из перспективных методов решения данной проблемы, а именно увеличения доли самостоятельности студентов в процессе обучения в настоящее время выступают проблемно-деловые и ролевые игры, которые должны быть ориентированы творчество студентов и направлены не на учебное имитирование известных выходов из проблем, а на поиск решения реальных проблем, которые традиционными методами невозможно эффективно разрешить.

Чтобы развивать положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом её этапе определять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

Список литературы

1.Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы / Р.А. Гареев // Среднее профессиональное образование. – 2012. - № 5. –С. 9-14.

2.Горбунова, Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО / Л.Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 8. – С. 149-152.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС.

Краткая информация об организации самостоятельной работы студентов на дисциплинах общеобразовательного цикла....

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

Организация внеурочной самостоятельной работы студентов- программистов ГОУ СПО КПТТ (ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ).

Статья направлена на становление у студентов "базовых (ключевых) компетентностей:-очень важно уметь брать на себя ответственность в принятии решений;-отработка стойких навыков;-умение работать в коман...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Методические рекомендации к внеурочной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Русский язык"

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего проф...

Методические указания для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов-заочников приосвоении профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по рабочей профессии Оператор машинного доения

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ студентами заочной формы обучения по специальности 36.02.02 Зоотехния  разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы...