Классный час "Преступление и наказание"
классный час на тему

Цель: формирование у студентов способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально – правовой рефлексии, правовое просвещение, профилактика правонарушений.

Задачи: правовое просвещение основываясь на конкретных жизненных ситуациях, под­черкнуть опасность предубеждений и стереотипов в отношениях ме­жду подростками; воспитывать гуманизм и чувство товарищества; формировать навыки бесконфликтного общения и самоопределения личностных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_prestuplenie_i_nakazanie.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:


ук.jpg

Преступление и наказание

Цель: формирование у студентов способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально – правовой рефлексии, правовое просвещение, профилактика правонарушений.

Задачи: правовое просвещение основываясь на конкретных жизненных ситуациях, подчеркнуть опасность предубеждений и стереотипов в отношениях между подростками; воспитывать гуманизм и чувство товарищества; формировать навыки бесконфликтного общения и самоопределения личностных позиций.

Ход занятия:

  1. Мозговой штурм.
  2. Упражнение «Сотрудничество», игра на сплочение
  3. Работа с дилеммой.
  4. Упражнение «Займи позицию - защита или обвинение».

Оборудование:

  1. Презентация .
  2. Листочки на каждую группу.
  3. Таблички для «Займи позицию».
  4. Карточки для мозгового штурма.
  5. Стихотворение.

Ход занятия

  1.  Вводное слово куратора

Прошлый XX век прошел под знаменем демократии. Он  вошел в историю человечества как время самых жестоких войн и  конфликтов.

Не все согласны с принципами демократии. Особенно таких людей в странах, где не всегда господствовали строгие недемократические формы правления.

Но лучшей формы правления человечество еще не придумало. Во всем мире, в каждой стране должны утвердиться важнейшие  принципы демократии:

  1. Народовластие.
  2. Соблюдение прав и свобод каждого человека
  3. Равенство всех перед законом.

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наш сегодняшний классный час.

Презентация с теоретическим материалом по видам правонарушений, проступки, уголовная ответственность.

  1. Мозговой штурм «Преступление и наказание»

        Куратор:  - Ребята, я предлагаю вам проверить себя на сколько хорошо вы знаете закон.

Группа делится на 3 команды (по цвету глаз, волос). Командам выдаются карточки с заданиями (по 2 шт.), в течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать свой выбор.

 Карточка № 1

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества - он разбил окно  магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил  непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной  ответственности его привлекали впервые.

(Ответ 4.)

Карточка № 2

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил ни фут|больный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен        , пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.

(Ответ 1.)

Карточка № 3

                 Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.

 Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало,  что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, a затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.

Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.

(Ответ 2.)

Карточка № 4

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он  совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен практически полностью.        

(Ответ 5.)

Карточка № 5

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке  автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки  отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они девушки подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное.        

(Ответ 3.)

Карточка № 6

Анатолий 3. был охарактеризован обвинителем как человек,  который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных: краж на сумму 67 тыс. рублей.        

(Ответ 6.)

Варианты ответов:

  1. Лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии.
  2. Условное осуждение.
  3. Лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно- трудовой колонии.
  4. Освобождение от наказания с передачей на поруки.
  5. Отсрочка исполнения наказания.
  6. Шесть лет лишения свободы в исправительно-трудовой ко- понии строгого режима.

  1. Упражнение «Сотрудничество»

Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг к другу, коридор из двух шеренг. Середина - это полоса около 5 м.

Нужно быть внимательным к тому, что говорит тренер (куратор). Если вы согласны с тем, то делаете шаг вперед. Если вы не согласны, то делаете шаг назад. Ширина «шага» равна 20 см.

  1. Сотрудничество - это когда мы вместе против проблем.
  2. В нашей группе все уважают друг друга.
  3. Мне не нравится человек, который срывает уроки.
  4. Нельзя присваивать клички и прозвища.
  5. Даже если мне объявят бойкот, я не могу сбегать с уроков.
  6. Я ориентируюсь в колледже главным образом на учебу.
  7. Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
  8. Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях.
  9. Мне интересно общение с каждым в группе.
  10. У нас очень демократичные студенты: простые, дружные, добрые.
  11. В  нашей группе уважают ребят всех национальностей.
  12. Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
  13. Мне нравится учеба в нашей группе.
  14. У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
  15. Когда я болею, ребята приходят или звонят, беспокоятся обо мне.
  16. У нас не звучат нецензурные слова.
  17. Мы редко ссоримся.
  18. В группе нет проблем по поводу дежурства.
  19. Если я что-то не понимаю на уроке, то мне помогут обязательно.
  20. Для меня каждый день в колледже  - праздник.
  21. Ребята в группе ведут здоровый образ жизни.
  22. Мы все стремимся быть честными и порядочными людьми

Итоги упражнения. Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего «коридора» или вступили на не, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но жизнь, полна сложностей. Очень часто возникает необходимость, решить дилемму. А решить ее однозначно невозможно.

Игра на сплочение.

Куратор:  Вы видите у меня в руках клубок ниток, давайте сыграем в игру. Я называю свое имя и говорю что-то приятное своему соседу, передавая ему конец клубка, а он - своему соседу с хорошими пожеланиями.

После того как нить обойдет всех воспитанников, задаются вопросы:

- С чем можно сравнить наш клубок? (Жизнь.)

- А если мы сейчас можем найти конец нашей нити? (Жизнь протекает легко.)

- А если запутать нашу нить, что будет? А применительно к нашей жизни?

Вот представьте себе, что жизнь любого человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

  1. Работа с дилеммой

В большом и красивом городе жил парень. Учился он  в большой школе. Но в сердце этого парня поселился колючий ежик, который к 13 годам превратился в дикобраза, а парень  стал лидером в классе.

Родители Саши (имя его изменено) постоянно ссорились, дрались в его присутствии, распивали спиртное, не заботились о нем.

Единственное место, где он чувствовала себя человеком это родная школа. Саша  мечтал стать автомехаником. Был острый  на язык. Мог сказать все, что хотел, даже директору в школе. А  в 9-м классе он стал посещать секту сатанистов и описывал ребятам оргии, которые там устраивали.

С «неинтересных» уроков он сбегал, организуя целую группу ребят. Не скрывал, что дружит со скинхедами,  в нападении на латиноамериканцев.

В классе были те, кто дружили с ним, и те кто даже требовал исключить из школы...

Как справиться с ситуацией?

Инструкция

Шаг 1. Образуйте 4-5 групп по 5-6 человек в каждой.

Работая в группах, составьте два списка качеств этого неформального лидера: «За что уважали Сашу» и «За что осуждали»

Шаг 2. Нарушен ли закон?

Для этого учитель предлагает вниманию ребят слайд на доске. Нужно найти в поведении Александра то, что противоречит закону.

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3.4

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти, присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 47.3

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 29.2

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Федеральный закон «Об образовании» (извлечение)

Содержание образования должно быть ориентировано на: развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;

воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;

подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нашли ли ребята, осуждавшие Сашу, в законах подтверждение своих взглядов?
  2. Какие нравственные (моральные нормы), закрепленные в законах, нарушил Александр?
  3.  Можно ли было обратиться с суд, в полицию?
  4.  Как можно было решить дилемму?

...И вот однажды директор вошел в класс вместе с новеньким. Он приехал с родителями из Англии. С этого момента Александр перестал быть единственным лидером.

Андрей свободно говорила по-английски, но зато не знал многого по программе обычной школы. Ребята с удовольствием помогали ему, бывали у него дома. Родители Андрея подарили школе 4 компьютера и новую мебель для класса, где обучался их сын.

Александр подговорил двух парней пригласить «новенького» в лесополосу для разборок...

  • Почему у Александра сложилось предубеждение против нового одноклассника?
  • Как у вас принято встречать новеньких?
  • За что, по-вашему, Саша мог ненавидеть Андрея?
  • Что за разборка произошла в лесополосе?

- Парни обвинили Андрея в том, что он возомнил о себе слишком много, что ее родители подкупают учителей.

Потом они стали избивать его, заставили встать на колени  и просить прощения. Когда Андрей потерял сознание, они ушли домой.

Случайные прохожие нашли через несколько часов парня. Он  умер в больнице, не приходя в сознание.

  1. Упражнение «Займи позицию - защита или обвинении»

Куратор  ставит на 1 парту 1 ряда табличку «Защита», а на 1парту 2 ряда - табличку «Обвинение». Ребята должны занять ряд, который соответствует их убеждениям. Каждый должен выступить со своими доводами в защиту Александра и его друзей или с обвинениями не нужно  прерывать ребят, комментировать. Установите регламент 1 мин.

В итоге обсуждения куратор ставит на I ряд табличку «Адвокат», на II ряд - «Прокурор» и говорит:

        Нарушая общественные нормы, нормы морали,         человек уже готов на совершение правонарушения. Особо опасные правонарушения – преступления - совершаются с молчаливого согласия окружающих.

Зло очень живуче. Уметь его различать, уметь ему противостоять не каждому под силу. Поэтому на помощь детям должны были прийти взрослые.

Главная вина лежит на самом Александре. Но он бы ничего не сделал, если бы в классе ему не оказывалась поддержка. К сожалению такого типа преступления на почве предубеждений, подростковой неприязни не так уж редки в школах, колледжах, институтах.

  1. Подведение итогов. Выводы

Студент:

Весь день, прогретый солнцем – спичкой,

И новый дом стоит в дали.

Идет подрос безразличный,

Ногами шаркая в пыли.

Уже в глазах усталость злая,

Взор, обращенный ни к чему,

 И никого не жаль ему.

 Уже не мальчик, еще не взрослый,

Угрюмый, хмурый и чужой,

Все презирающий подросток

Идет по пыльной мостовой.

Но там, под сердцем, темной коркой

Так много горечи и бед,

Звучат слова скороговоркой,

Как школьный маленький секрет.

Когда во сне через ресницы

 Свет лунный льется, хрупок, тих,

Так много могут эти лица

 Сказать для тех, кто любит их.

А мать, склоняясь в тихой муке,

Тиха, как белый лунный свет,

Тайком целует его руки,

Что пахнут дымом сигарет.

Куратор:  Насколько равнодушным должно быть сердце, если оно не содрогнется от этих детских слов. Неужели наша душа настолько остыла и очерствела, что не найдется у нас немного добрых и теплых слов для любого ребенка. А всего-то и надо - побыть с ним рядом, а не бежать от его проблем. Может быть, тогда и преступлений будет меньше и ожесточенных детских сердец.

Неотвратимость (неизбежность)  наказания - принцип нашего общества. Он имеет значение не только для борьбы с правонарушениями, но и для воспитания уважения к Закону, упрочения законности в целом, воспитания у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.

ЗАПОМНИ!

С вашего молчаливого согласия может совершить свое зло жестокий и коварный человек. Учитесь противостоять жестокости, агрессии и насилию.

Для этого есть законы, которыми мы должны уметь пользоваться. В этом вам помогут ваши родители, педагоги и кураторы.

Обратная связь:

Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

- Меня удивило, что...

- Я сделал вывод, что...

- Новым для меня было...

 Список использованной литературы:

  1. Безрукова Г.А. «Дэтективлэнд»: правовой турнир . Дайджест методических материалов. – 2003. – с. 34.
  2. Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова «Подростки XXІ века». Психолого педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8- 11 классы. – М.:ВАКО,2006 – 256 с.

Полезная информация на сайтах:

http: 1september.ru - Классный час "Каждый правый имеет право"

http: uroki.net/docklruk/docklruk117.htm - Классный час "Твои права, подросток"

http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений


Приложение 1

Карточка № 1

Константин Г. в возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества - он разбил окно  магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил  непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной  ответственности его привлекали впервые.

Карточка № 2

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил ни футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен        , пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т. п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские.

Карточка № 3

                 Алексей П. был совершенно подавлен неудачами, которые в последнее время просто преследовали его. Жена была больна тяжелой неизлечимой болезнью, дела на работе шли очень плохо. Он практически ничего не зарабатывал.

 Алексей решил покончить жизнь самоубийством, но его пугало,  что жена не сможет жить одна. Тогда он сначала убил ее, a затем совершил попытку самоубийства, которая не удалась.

Решая вопрос о наказании, суд обратил особое внимание на обстоятельства, при которых все это произошло.

Карточка № 4

Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он  совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен практически полностью.        

Карточка № 5

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке  автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки  отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.

Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем они девушки подумают, прежде чем вновь решиться совершить нечто подобное.        

Карточка № 6

Анатолий 3. был охарактеризован обвинителем как человек,  который не может остановиться, совершая постоянные кражи личного имущества граждан. Его неоднократно задерживали, а в последний раз он на протяжении одного дня совершил карманных: краж на сумму 67 тыс. рублей.        

Приложение 2

Студент:

Весь день, прогретый солнцем – спичкой,

И новый дом стоит в дали.

Идет подрос безразличный,

Ногами шаркая в пыли.

Уже в глазах усталость злая,

Взор, обращенный ни к чему,

 И никого не жаль ему.

 Уже не мальчик, еще не взрослый,

Угрюмый, хмурый и чужой,

Все презирающий подросток

Идет по пыльной мостовой.

Но там, под сердцем, темной коркой

Так много горечи и бед,

Звучат слова скороговоркой,

Как школьный маленький секрет.

Когда во сне через ресницы

 Свет лунный льется, хрупок, тих,

Так много могут эти лица

 Сказать для тех, кто любит их.

А мать, склоняясь в тихой муке,

Тиха, как белый лунный свет,

Тайком целует его руки,

Что пахнут дымом сигарет.

Приложение 3

«Обвинение»

«Защита»

«Адвокат»

«Прокурор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...

Ф.М. Достоевский.. «Преступление и наказание".

На этих уроках  мы рассмотрим  Петербург  Достоевского, историю создания романа, Теорию Раскольникова, значение образа Сонечки Мармеладовой в романе и любовь, которая соединила Раскольн...

Преступление и Наказание

Презентация по праву для СПО...

"Поощрение и наказание"

"Поощрение и наказание"...

Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних".

Методическая разработка практического занятия: Составление сравнительной таблицы: «Общие виды уголовных наказаний и виды уголовных наказаний несовершеннолетних"может быть использована препо...

Классный час: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

ЛР2, ЛР3, ЛР7 Цель: Дать обучающимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.Задачи: Развивать представление о том, что проступок,...