Классный час: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"
классный час

Громова Татьяна Владимировна

ЛР2, ЛР3, ЛР7

 

Цель: Дать обучающимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

Задачи: Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

   Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час в группе 4820.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"

ЛР2, ЛР3, ЛР7

Цель: Дать обучающимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

Задачи: Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

   Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

  воспитание правовой культуры школьников; 

  ознакомление  учащихся  с  правами  и  обязанностями

несовершеннолетних  в  сфере  гражданских  правоотношений,  а  также  с

понятием «ответственность несовершеннолетних». 

Алгоритм работы- 

 -знакомство с обществоведческими понятиями: 

- беседы о видах и признаках правонарушений; 

- определение отличий преступления от проступков; 

- рассмотрение и обсуждение ситуаций нарушения прав подростками.

Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напомитнает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют спецучреждения и колонии.

Поэтому главная задача беседы с вами- это предупредить об опасностях в играх с законом.

Правонарушение и преступление.

Правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону. К правонарушению относятся аморальный поступок и аморальное поведение.

Аморальный поступок-это действие, нарушающее общепринятые моральные нормы( примеры аморальных поступков: грубить, курить, сорить в общественных местах, распивать спиртные напитки, сплетничать, жадничать и т.д.).

За аморальный поступок такого вида применяется административное наказание.

Преступление-это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания. (Примеры: кража, угон автосредств, вымогательство денег, кража личного имущества и др.)

Отличие правонарушения от преступления:

1. Преступление - это деяние, отличающееся особой опасностью для общества.

2. Преступление - это деяние совершенное виновно.

Словарная работа (новые слова):

спецшкола-учебное заведение закрытого типа, где находятся малолетние преступники.

СИЗО-следственный изолятор- место, где находится подследственный в период следствия.

Следствие- выяснение причин,нахождение свидетелей преступления или правонарушения.

Адвокат - лицо, которое защищает интересы подсудимого в суде.

ВТК- воспитательно-трудовая колиния- место, где отбывают наказание н/летние преступники.

Дискуссия. Разобрать с учащимися ситуации и выяснить к чему могут привести такие "шалости":

1. завёл чужую машину, чтобы покататься(велосипед);

2. положил в карман нож и пошёл на дискотеку.

3. метнул камень в убегающего обидчика.

Виновность.

Вина-это отношение лица к своему противоправному действию (поведению) и его последствиям.

Как только следственные органы доказали вину, наступает ответственность, далее наказание за совершенное действие. Суд признаёт человека виновным- это означает, что подсудимый понимал недопустимость своего поступка и к чему он приведёт.

Смягчение вины подсудимого-совершение преступления в состоянии крайней необходимости (самооборона, чистосердечное признание, по неосторожности, из-за преступной небрежности- не предвидел опасных последствий) преступной самонадеенности- знал, что совершает плохой поступок, но надеялся избежать наказания.

Вопрос к учащимся: "Объясните, что такое умысел и умышленное преступление?"

Мысли великих людей:"Первое условие исправления человека-осознание и признание своей вины" Сенека-римский политический деятель, философ.

Что такое ответственность?

Юридическая ответственность- это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушавшее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.

Виды ответственности:

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая;

- административная;

- уголовная.

Самый строгий вид ответственности- это уголовная, она наступает с 14 лет.

Когда наступает уголовная ответственность:

- совершение преступного деяния;

- приготовление к преступному деянию;

- покушение на преступление( когда преступление сорвалось, но готовилось);

- соучастие в преступлении( ответственность у того, кто находится вместе с теми, кто совершает преступление).

Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления:

- убийство;

- умышленное причинение вреда здоровью;

- похищение человека;

- изнасилование;

- кража, грабёж, разбой;

- вымогательство;

- угон транспортного средства;

- умышленное уничтожение или повреждение имущества;

- терроризм;

- захват заложника;

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

-хулиганство;

- вандализм;

- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Какова ответственность тех, кому ещё не исполнилось 14 лет?

Их не судят. К ним применяют принудительные меры: отправляют в спецшколу.

Работа с учащимися. Вопрос: "Что такое соучастие в преступлении. Как вы это понимаете?. Можно провести тест "Ваше чувство ответственности".

Взыскания и наказания.

За совершение административных нарушений применяются следующие взыскания:

- предупреждение;

- штраф;

- конфискация орудия, с помощью которого совершено административное правонарушение;

- лишение специального права( управление автомобилем, охоты и т.д.);

- административный арест (15 суток).

Цель административного взыскания - предупреждение лица от совершения новых правонарушений.

Виды наказания, предусмотренные уголовным кодексом РФ:

- штраф;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Цель уголовного наказания- это восстановление справедливости, исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Словарная работа:

Явка с повинной- добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем , с намерением передать себя в руки правосудия( считается смягчающим обстоятельством).

Аморализм.

Аморализм- аморальное поведение, пренебрежение к моральным нормам.

По статистики правонарушений среди н/летних, как правило, во время учёбы в школе отличались следующими аморальными поступками:

- плохо учились, бросали школу;

- курили и выпивали;

- потребляли наркотики;

- грубили сверстникам и взрослым;

- унижали маленьких и слабых;

- лгали даже без причин;

- доказывали свою правоту с помощью силы;

- играли в карты;

- разрисовывали стены;

- портили школьное имущество;

- совершали много других аморальных поступков.

Воспитательные трудовые колонии.

Существуют мужские ВТК и женские ВТК для несовершеннолетних, где воспитываются и трудятся малолетние правонарушители.

Тот, кто с лёгкостью нарушает моральные нормы, легко нарушает и закон.

Почему люди так ведут себя? (Можно задать этот вопрос учащимся для обсуждения.)

Потому, что всё это помогает получать "кайф". Но наступает момент, когда и этого становится мало, нужны новые ощущения. Путь к новым ощущениям обычно лежит через чужую квартиру, склад, киоск и т.д.

Самым опасным нарушением норм морали является употребление н/летними алкоголя. В пьяном дурмане совершается большинство правонарушений и преступлений. "Редкий вор и убийца совершает своё дело трезвым. Л.Н.Толстой"

Вопрос к учащимся: Как потребление алкоголя влияет на совершение преступления?

Бездуховность.

Большинство людей обладает духовностью. Под духовностью подразумевается наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умения её слушать.

Вопрос к учащимся: Как вы понимаете духовность и бездуховность человека?

Почему бездуховность человека принято считать одной из причин правонарушений?

Безудховный человек примитивен (очень прост) в своих желаниях. Это- поесть, поспать, выпить, затуманить мозги какой-нибудь гадостью, ощутить свою власть и силу над другими и т.д., чтобы дни катились без напряжения и труда.

Каковы же источники бездуховности:

- пренебрежительное отношение к учёбе, занятиям;

- стремление к примитивному времяпрепровождению( просмотр видеофильмов: ужасы, боевики, порнография, мультики, фантастика и т.д., слушание песен с непристойным содержанием;

- преобладание материальных потребностей, "вещизм"( от слова "вещь", главная цель в жизни- приобретение различных вещей и материальных ценностей).

Вопросы к учащимся: Какие вы знаете материальные ценности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Преступление и наказание"

Цель: формирование у студентов способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально – правовой рефлексии, правовое просвещение, профилактика п...

"Социально-психологические причины совершения подростком правонарушений"

В статье дается анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних....

Классный час на тему: «Правонарушения и ответственность»

Классный час на тему: «Правонарушения и ответственность»...

Классный час ДОБРАЯ ДОРОГА или ПРИЧИНЫ ДТТ И МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является в мире второй по масштабам причиной смерти детей и молодёжи в возрасте от 5 до 25 лет....

Классный час в общежитие на тему : "Профилактика правонарушений"

Цель классного часа:расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”. развитие гражданского, па...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...