Бинарный урок на тему: "Крахмал"
учебно-методический материал по теме

Карасёва Елена Геннадьевна

Бинарный урок химия - биология на тему: " Крахмал" включает теоретическую часть, лабораторные опыты, презентацию.

Цели урока:   закрепить умение писать реакции, характеризующие химические свойства моносахаридов на примере глюкозы; сравнить строение и свойства крахмала с изученными моно-  и дисахаридами; на основе межпредметных связей органической химии и биологии, а так же спецпредметами  показать значение крахмала в строении и функционировании живой природы;      развитие познавательного интереса к химии и биологии, выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять  существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и  делать аргументированные выводы; развитие практических   умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов;  способствовать воспитанию коммуникабельности, умению общаться на деловом уровне; расширение кругозора учащихся о применении полисахаридов и их роли в природе.

Презентацию к уроку вы сможете найти, зайдя на мой Яндекс диск по ссылке:  https://yadi.sk/d/R3v8nrzzeyNDu

                  

                          

 

                       

                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krakhmal.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

   КРЫМСКОЕ  РЕСПУБЛИКАНСКОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ                        

                                                    УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ

                       «ДЖАНКОЙСКИЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ЛИЦЕЙ»

         

                     Бинарный  урок

                   Химия – биология

       

                                                    Разработан:

                                                                                  Карасевой Е.Г.

                                                                                  Провели:

                                                                                  Преподаватель химии:

                                                                                  Карасева Е.Г.

                                                                                  Преподаватель биологии:

                                                                                  Усманова М.М.

                                                 Джанкой, 2011 г.

                    Бинарный  урок.  Химия – биология

Тема урока: « Крахмал»

Цели урока: 1.  закрепить умение писать реакции, характеризующие        

                            химические свойства моносахаридов на примере глюкозы;  

                            -  сравнить строение и свойства крахмала с изученными моно

                            и дисахаридами; на основе межпредметных связей  

                            органической химии и биологии, а так же спецпредметами  

                            показать значение крахмала  

                            в строении и функционировании живой природы;  

                         2. развитие познавательного интереса к химии и биологии,  

                            выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять  

                            существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и  

                            делать аргументированные выводы; развитие практических  

                            умений и навыков в процессе выполнения лабораторных  

                            опытов;

                         3.   способствовать воспитанию коммуникабельности, умению  

                            общаться на деловом уровне; расширение кругозора  

                            учащихся о применении полисахаридов и их роли в природе. Тип урока: Бинарный урок изучения нового материала с использованием компьютерных технологий.                       

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация;

таблица: «Содержание крахмала в крупах» (на партах);  в пакетиках: крахмал, наборы круп; образцы продуктов содержащих и не содержащих  крахмал: картофель, хлеб, колбаса, сало, сыр, макароны; йод, пипетки.

                                          Ход  урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Преподаватель:

Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
В чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу,
И медовую фруктозу,
И молочную лактозу
Любят взрослый и малыш.
Но крахмалом и клетчаткой,
Что совсем-совсем несладки,
Тоже нас не удивишь.
Так устроена природа –
Это тоже…       УГЛЕВОДЫ
(отвечают учащиеся)

Преподаватель химии:  Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Углеводы».  А  почему эти вещества назвали углеводами? (уч-ся отвечают…) . Какая формула глюкозы? Она относится к моносахаридам или полисахаридам и почему?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим один из важнейших полисахаридов -  крахмал.  Рассмотрим  его по строение, физические и химические свойства, вспомним из курса биологии о нахождении полисахаридов в природе, расширим  знания о применении крахмала.

      Запись темы урока в тетрадях. «Крахмал».

Эта тема тесно связана не только с биологией, но и со спецдисциплинами «Гигиена и санитария», «Кулинария».

      Все вы знаете как выглядит крахмал. У вас на столе он находится в пакетике. Охарактеризуйте его физические свойства. (Уч-ся, глядя на крахмал, дают его характеристику).  Запишите: Крахмал – это белый порошок, без запаха, нерастворимый в воде. В горячей воде набухает, образуя коллоидный раствор – клейстер.

      Крахмал чрезвычайно распространен в растительном мире. Так клубни картофеля содержат до 20% крахмала, в зернах пшеницы и кукурузы около 70%, а в рисе до 80%.

    Как он образуется в растениях вы уже проходили на уроках биологии.

Преподаватель биологии:  В природе крахмал находится в виде зерен в растительных клетках. Зерна эти можно увидеть под микроскопом. Каждое из них – это скопление громадного числа молекул. Крахмал является продуктом усвоения оксида углерода(IV) зелеными клетками растений. Он образуется в результате фотосинтеза растений. При поглощении растениями энергии солнечного излучения из углекислого газа и воды в результате ряда процессов синтезируется глюкоза.  А какой газ при этом выделяется? Вы уже проходили это в школе в младших классах. (кислород.) В  общем виде этот процесс может быть выражен уравнением:

                                     6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Затем глюкоза превращается в крахмал:

                                     6Н12О6 →( С6Н10О5)n  + n Н2О

Преподаватель химии:  Крахмал, как это видно из формулы, является природным полимером. Его макромолекулы имеют

             а) линейную структуру

             б) разветвленную структуру

Запишите и зарисуйте.

         Причем молекулярная масса разветвленной структуры намного превышает молекулярную массу линейной структуры.

         Вы уже в школе в курсе природоведения проходили, что является реактивом на крахмал. (уч-ся отвечают: йод). 

         Какое при этом появляется окрашивание? . (уч-ся отвечают: синее). 

Запишите, пожалуйста.    Реактивом на  крахмал является йод, при этом появляется синее окрашивание.

         В древности недобросовестные торговцы подмешивали в сметану муку, чтобы она становилась гуще. Обнаружить такой обман можно было очень легко. Для этого достаточно было капнуть маленькую капельку йода на сметану. И если продукт содержал крахмал, то йод приобретал синюю окраску.

Преподаватель биологии:  А сейчас, как повара, вы проделаете опыты и проверите, в каких из выданных образцов содержится крахмал.  (уч-ся капают йодом на выданные продукты). (выполняют лабораторные опыты).

Что вы наблюдаете? Какие продукты окрасились и в какой цвет? Почему? При подвергании горячей обработке сырых продуктов, таких как картофель, мука и прочие крахмал подвергается гидролизу. И этот процесс вы сейчас рассмотрите с точки зрения химии.

Преподаватель химии: 

Одним из важнейших химических свойств  крахмала  является процесс гидролиза. Какой процесс называется гидролизом? (уч-ся отвечают)

      В зависимости от условий гидролиз может протекать ступенчато, с образованием различных промежуточных продуктов – декстринов, мальтозы, глюкозы.  Запишите: Процесс гидролиза крахмала идет ступенчато.

Вначале образуются макромолекулы с меньшей молекулярной массой, чем у крахмала – декстрины, затем образуется изомер сахарозы – мальтоза и конечным продуктом гидролиза является – глюкоза

        Крахмала → декстрины → мальтоза → глюкоза

                                ( С6Н10О5)n  + nН2О → nС6Н12О6

       Впервые реакцию гидролиза крахмала при каталитическом действии серной кислоты открыл в 1881 г. русский ученый К.С. Кирхгофф.

Вам было задано на дом подготовить короткие сообщения…

1-ый уч-ся: Русский химик Константин Сигизмундович (Готлиб Си-гизмунд Константин) Кирхгоф (19.02.1764–26.02.1833) родился в немецком герцогстве Мекленбург-Шверин. В 1792–1802 году работал помощником директора, а потом директором Главной аптеки Петербурга. Открытие в 1811 году гидролиза крахмала при нагревании в присутствии кислот положило начало изучению каталитических процессов. В 1814 году К.С.Кирхгоф в вытяжке из проросших семян ячменя открыл фермент, осуществляющий осахаривание (гидролиз) крахмала. На основании этих исследований был создан первый промышленный процесс получения патоки и глюкозы из крахмала. С 1807 года член-корреспондент, а с 1812 года – действительный член Петербургской академии наук. Занимался также анализом минералов, получением взрывчатых веществ.

2-ой уч-ся: Слово «крахмал» вошло в русский язык с петровских времён. Оно заменило старославянское «скроб», существующее до сих пор в чешском и сербско-хорватском языках. Считают, что слово «скроб» имеет звукоподражательный характер: порошок крахмала хрустит, когда его мнут пальцами. «Крахмал» – искажённое немецкое Kraftmehl (состоит из двух корней: Kraft – «сила» и Mehl – «мука»). 

Как питательное вещество и как протекает гидролиз крахмала у нас в организме вас познакомит преподаватель биологии.

Преподаватель биологии:  Крахмал является основным углеводом нашей пищи. Однако он не может усваиваться организмом в таком виде, как мы его употребляем. Какие изменения и, что с ним происходит  организме нам подготовил сообщение _______ уч-ся.

Сообщение уч-ся:  поисках крахмала капнем  йод себе на руку. Наша кожа не синеет. Сколько крахмала мы поедаем в виде хлеба, картофеля, овощей, но в составе наших тканей его нет. Что же происходит с молекулой крахмала, когда она с пищей попадает в наш организм? Как аппетитно выглядит жаренный картофель! При одном его виде, особенно если вы проголодались, «текут слюнки». И они текут не даром: для них сейчас найдется дело.

       При пережевывании во рту пища обильно  смачивается слюной. В ней есть особое вещество – фермент амилаза. Большие молекулы крахмала могут разлагаться молекулами воды на более мелкие части, а амилаза помогает им в этом. Разложение молекул крахмала  на все более и более мелкие части продолжается в желудке и кишечнике (под влиянием других ферментов), пока он до конца не превратится в глюкозу. Наш организм крахмал непосредственно не усваивает, так как его молекулы не могут всасываться в кровь через стенки кишечника. Маленькие же, растворимые в воде молекулы глюкозы легко проникают в кровеносные сосуды и доставляются током крови ко всем тканям организма. Там глюкоза окисляется поступающим с кровью кислородом и превращается в углекислый газ и воду. При этом выделяется теплота. Она дает организму жизненную энергию и поддерживает определенную температуру тела. Значит крахмал – это как бы топливо нашего организма! Избыток глюкозы откладывается в печени в виде высокомолекулярного углевода – гликогена. По строению гликоген отличается от крахмала большей разветвленностью своих молекул. Этот запасной гликоген между приемами пищи снова превращается в глюкозу по мере расходования ее в клетках организма.

 Преподаватель биологии:  Промежуточные продукты гидролиза крахмала (декстрины) легче усваиваются организмом , чем сам крахмал, так как состоят из меньших по размерам молекул и лучше растворяются в воде. Приготовление пищи связано именно с превращением крахмала в декстрины. Частичный гидролиз крахмала происходит, например при варке картофеля, при выпечке хлеба.

Преподаватель химии:  как вы думаете, из чего получают крахмал» (уч-ся: из картофеля, из кукурузы…).  Правильно… Крахмал получают чаще всего из картофеля.  Картофель моют, затем измельчают на механической терке и  измельченную массу промывают на ситах водой. Освободившиеся из клеток клубня мелкие зерна крахмала проходят с водой через сито и оседают на дне чана. Крахмал тщательно промывают, отделяют от воды и сушат.

       А скажите, пожалуйста, что такое патока? Вы это должны знать из кулинарии. Так вот в пищевой промышленности из крахмала готовят глюкозу и патоку. Патока – это густая сладкая масса, представляет собой смесь декстринов и глюкозы. Она образуется в процессе гидролиза крахмала, если его не доводить до конца. Она применяется в кондитерском деле для приготовления мармелада, пряников и пр. с патокой кондитерские изделия не кажутся приторно-сладкими, как приготовленные на чистом сахаре, и долго остаются мягкими.

Практическое задание: У вас даны образцы круп и вы, как повара, распределите их по мере возрастания в них содержания крахмала. Чтоб вам было легче вам даны таблицы. На пакетиках проставьте номера. Там где меньше всего крахмала, на ваш взгляд, поставьте цифру 1 и т.д. 1….4.

   Так какой вывод можно сделать? Какая крупа является диетической? В какой крупе больше всего содержится крахмала?

Таблица. Химический состав различных видов крупы по содержанию питательных веществ характеризуются данными в % на сухое вещество.

крупа

белки

крахмал

сахара

клетчатка

жир

Пшено шлифованное

13,3

73,0

0,5

0,6

2,5

Гречневая ядрица

14,0

71,0

2,7

1,2

2,9

Рис шлифованный

10,0

82,0

1,5

0,4

0,7

Перловая

14,0

74,0

2,3

1,2

1,3

Овсяная недробленая

15,0

65,3

5,5

2,3

6,0

Кукурузная

8,5

82,0

2,3

0,8

2,0

Горох шелушеный

28,0

60,0

2,0

1,2

2,5

А теперь скажите, где применяется крахмал. Свяжите ответ со своей профессией. (Уч-ся приводят примеры)

Таким образом, крахмал является ценным продуктом питания.

Закрепление изученного материала

Итак, сегодня мы познакомились с очень важным и широко распространенным  полисахаридом - крахмалом. Сейчас мы знаем о нем гораздо больше, чем раньше. Давайте проверим, а что же мы запомнили.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какое вещество является мономером крахмала?
  • Как называется коллоидный раствор крахмала?
  • Какие функции выполняет в клетках живых организмов крахмал?
  • Что является реактивом на крахмал?
  • При каких условиях происходит гидролиз крахмала?
  • Что является конечным продуктом гидролиза крахмала?

Домашнее задание.

Заполнить таблицу. Пояснение: заполните только колонку «Крахмал». Колонку «Целлюлоза» будем заполнять на следующем уроке по мере объяснения материала.

Признаки сравнения

Полисахариды

Крахмал

Целлюлоза

Нахождение в природе

Состав (общая формула)

Структурное звено

Физические свойства

Химические свойства

Применение

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной платы».

Содержит материал по подготовке и проведению бинарного урока по спецдисциплинам: «Экономика организации», «Бухгалтерский учёт» на тему: «Кадры предприятия. Производительность. Учёт труда и заработной ...

Методическая разработка бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии»

Методическая разработка Бинарного урока на тему: «Учет и аудит в Англии» ...

Бинарный урок (математика и физкультура) в 4 классе для детей со сложной структурой дефекта

Урок построен на основе сюжета сказки, сочинённой учителем  с элементами сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Задания по математике чередуются с заданиями по физкульту...

Бинарный урок «Вечное – созданное мгновением (электрические законы и их создатели)»

Педагогическая сущность бинарного урока по теме: "Вечное - созданное мгновением" заключается в совмещении изучения учебного материала  двух взаимосвязанных  предметов - Физики и Электротехни...

тема крахмал

тема крахмал...

Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».

Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует  спосбность решать проб...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...