КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "СПИРТЫ"
план-конспект урока на тему

ВОРОХ ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

УРОК ДЛЯ ГРУПП ТЕХНИЧЕСКОГО ПРФИЛЯ.ВКЛЮЧАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ И ГРУППОВУЮ РАБОТУ.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_spirty.docx48.68 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

План-конспект открытого урока по химии

«Спирты»

                                                                                      Разработала преподаватель химии

                                                                                      Ворох Галина Владимировна

2013 г.

Тема урока  «Спирты»

                                                                      Девиз урока:

“Всякое вещество от самого простого до самого сложного имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: состав, строение, свойства”.

Б.М.Кедров

Цель урока: создать условия для обобщения знаний, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить, систематизировать, проконтролировать знания по теме;

Развивающие: уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;

Воспитательные: применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Тип урока: урок комбинированный

Форма урока: работа в группах

Методы, приемы обучения: химический эксперимент, работа в группах, индивидуальная эстафета

Оборудование: ноутбук, презентация, оборудование для экспериментальных работ.

                                            Ход урока

1. Мотивация

Актуализация знаний

Закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. На сегодняшнем уроке мы начнем изучать соединения, в состав которых, кроме углерода и водорода, входит кислород. Эти соединения объединяются под общим названием кислородосодержащие.

Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса, а какого, вы узнаете,решив задачу и ответив на вопросы.

Задача

Массовая доля углерода, водорода и кислорода соответственно равны – 52,18%, 13,04%  и 34,78%. Выведите формулу вещества.

Ответьте на вопрос

Впервые русичи повстречались с этим веществом в 1386 году, когда генуэзские послы привезли в Москву «aqua vitae» – «живую воду» и представили ее князю Дмитрию Донскому. Какое вещество скрывалось  под красивым названием? ( винный спирт высокой концентрации), впервые полученный в 1334 году алхимиком из Прованса Арнольдом Вилльневом, который приспособил изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного вина в этиловый спирт. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, «дух вина» (по-латыни «spiritus vini»), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском – «спирт».

2. Объявление темы и цели урока

Преподаватель. Спирты – это обширный класс органических соединений. Но мы сегодня начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты.

Спирты являются производными предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.

Общая формула веществ этого ряда Сn Н2n+1ОН, или R – ОН

Согласно систематической номенклатуре названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – ол

Все ли слова в теме урока вам понятны?

Обучающиеся  спрашивают:

– Почему называют эти спирты предельными? – Какие спирты называют одноатомными? (Те, которые содержат одну гидроксогруппу).– Правильно, по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные.

Зная качественный состав формулы спирта, давайте сами попробуем вычислить количественный состав первых трех представителей гомологического ряда спиртов и дать им название.

На магнитной доске расположены карточки с формулами веществ: С6Н6, С2Н5ОН, СН4, С3Н7ОН, С4Н10, С2Н2, СН3ОН, С2Н4, С4Н9ОН. Ответом на вашу задачу будет одна из карточек, расположенная на магнитной доске.

У доски работают трое учащихся:

Массовая доля кислорода в составе предельного одноатомного спирта равна 0,5.Определите формулу спирта. Ответ: СН3ОН.

При сгорании 0,1 моль предельного одноатомного спирта было затрачено 6,72л кислорода (н.у.). Определите формулу спирта. Ответ: С2Н5ОН

При взаимодействии предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 11,2л (н.у.) водорода и образовалось 82г алкоголята натрия. Определите формулу спирта. Ответ: С3Н7ОН,

Карточки с ответами учащиеся располагают в колонку:

СН3ОН.
С
2Н5ОН
С
3Н7ОН,

Учитель. Из карточек вы составили гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Какие вещества называются гомологами? (Гомологами называются вещества, имеющие разный количественный состав, но одинаковые химические свойства.)

– Сегодня на уроке мы с вами самостоятельно изучим свойства одноатомных спиртов.

Для этого я вам предлагаю план исследования этого вещества:

физические свойства

химические свойства

способы получения

области применения

влияние на организм

Обучающиеся группы делятся на пять групп, каждая работает над своим заданием. 

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (работа 1 группы)

Определить основные характеристики физических свойств: цвет, прозрачность, плотность, растворимость в воде, температуры кипения и замерзания.

“Почему в гомологическом ряду одноатомных спиртов нет газообразных веществ? Чем объясняется большая растворимость этанола в воде? Почему при смешивании одинаковых объёмов этанола и воды, объём раствора уменьшается?”

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (2 группа)

Этанол может вступать в реакции: с активными металлами, галогенводородами,

кислородом. Запишите уравнения химических реакций в отчёте:

С2Н5ОН + Na;
                + НВr;
                + О2;

ПОЛУЧЕНИЕ ЭТАНОЛА (3 группа)

Для получения этанола можно использовать:

1. Реакцию гидратации этилена:

C2H4 + H2O = С2Н5ОН

2. При пропускании смеси паров этаналя с водородом над никелевым катализатором :

СН3СОН + Н2 = С2Н5ОН

3. Спиртовое брожение под действием ферментов:

С6Н12О6 = 2С2Н5ОН +2 СО2

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТАНОЛА (4 группа )

Этанол может использоваться как топливо ( в т.ч. для ракетных двигателей).

Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии)

ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ( 5 группа)

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах. Особенно ядовит метиловый спирт: 5–10 мл спирта вызывают слепоту и сильное отравление организма, а 30 мл могут привести к смертельному исходу. Этиловый спирт – наркотик. При приеме внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм.

Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается реакция. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут.

Например: при употреблении 100 грамм пива ориентировочно погибает 3000 клеток мозга, 100 грамм вина – 5000, 100 грамм водки – 7500 клеток.За годы у пьющего человека погибает миллион клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая все системы органов без исключения. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет.

Лабораторный опыт

“Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя”

Цель: убедить ребят в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, воздействуют на организм подростка.

Методика: в стакан приливают спирт, в него опускают кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо приобретает вид вареного.

Следствия употребления алкоголя могут быть и более глубокими. При частом потреблении появляется привыкание, пагубное пристрастие к нему и, в конце концов, тяжелое заболевание – алкоголизм. Спиртом поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что может вести к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Печень, где должно происходить разрушение спирта, не справляясь с нагрузкой, начинает перерождаться, в результате возникает цирроз. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, так как в растущем организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, а они особенно чувствительны к токсическому воздействию. Поэтому у молодежи быстрее, чем у взрослых, может появиться алкоголизм.

3. Этап: оценочно-рефлексивный

Каждая группа учащихся оценивает свою исследовательскую деятельность на уроке, доводит до сведения класса результаты исследования, подводится итог урока, где я отмечаю, что ребята выполнили исследовательскую задачу, сумели спрогнозировать и доказать особенности строения, свойства, получение и применения столь важного вещества как этанол. Решили сложные проблемные вопросы по своей теме. Поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок и эксперимента.

В конце урока учитель выставляет оценки каждой группе.

4. Закрепление

Самостоятельная работа (дифференцированная)

1. Осуществите превращения:

Метан – ацетилен – этан – хлорэтан – этанол – этилен

2. Учитель: составить стих из пяти строчек ( Синквейн )

1-я  ключевое слово

2-я  два прилагательных

3-я  три глагола

4-я  предложение

5-я   слово ассоциирующее с ключевым словом.

Ученик. Спирты.

               Ядовитые, жидкие

               Поражают, разрушают, губят

              Оказывают наркотическое воздействие на организм человека.

               Наркотики.

3. Выполним упражнение:

Подчеркните химические формулы предельных одноатомных спиртов:

СН3ОН, С2Н5ОН, СН2 = СНСН2ОН, СН http://festival.1september.ru/articles/528396/img1.gifССН2ОН, С3Н7ОН,

СН3СНО, С6Н5СН2ОН, С4Н9ОН, С2Н5ОС2Н5, НОСН2СН2ОН. 

IV. Домашнее задание: параграф № 9,стр.66-70 упр. № 13 б.

Индивидуальные задания. Используя дополнительную литературу: 1) рассказать о сферах применения глицерина и этиленгликоля; 2) рассказать о получении спиртов из целлюлозы и жиров; 3) как действуют эти спирты на организм человека?

V. Итог урока подведем в виде выполнения самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"

Конспект урока по татарскому языку по теме "Кошларым-дусларым"...

Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

На уроке ставились цели:   1)  Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой цар...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...

Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности

Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...