Главные вкладки

    Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей
    статья на тему

    Таранова Галина Васильевна

    Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда,  когнитивную и энотивную компетентность, а также воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_taranova_integratsiya_distsiplin.docx20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    К.п.н. Таранова Г.В.

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова, Россия

    Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей

    Обострение экологической ситуации в стране и в мире, ухудшение здоровья и качества жизни людей, снижение биологического разнообразия в природе ставит человечество перед выбором дальнейшего пути развития. Главную роль в решении экологических проблем играет формирование экологической культуры общества через систему экологического образования.

    Особое значение придается воспитанию специалистов нового типа, которые, учитывая одновременно и экологические, и экономические интересы, смогли бы обеспечить безопасное экономическое развитие. Многие предприятия в ходе своей деятельности случайно или сознательно наносят вред природе. В связи с этим практически каждое предприятие и учреждение должны производить выплаты за негативные воздействия на окружающую среду. Показателями экологической культуры являются реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу, пресечение действий, приносящих ущерб природе, разъяснение и пропаганда законов о ее охране.

    Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика личности определяется готовностью и способностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Развитие экологической компетентности актуализирует проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья подготовки специалистов разных профилей, в том числе и специалистов строительной индустрии. Экологическая компетентность позволяет осознавать экологические последствия профессиональной деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды.

    Экологическая компетентность предполагает наличие у студентов целостной системы знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение этих знаний в систему его морально-этических ценностей, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.

    Экологическая компетентность формируется на пересечении и взаимодействии нескольких учебных дисциплин профессионального и общеобразовательного цикла: от экологии, химии и биологии, до экономики, правоведения, безопасности жизнедеятельности, налогообложения и др. Экологическое образование должно способствовать преодолению разобщенности учебных предметов за счет интегрированного характера своего содержания. Актуальность межпредметных связей обусловлена задачами всестороннего развития личности, тенденциями интеграции наук, развитием системного метода познания. Системообразующим фактором, объединяющим в единую систему проводимые мероприятия, являются экологические дисциплины, которые диктуют отбор материала для проведения научно-практических конференций деловых игр, семинарских занятий, а также разработки учебно-исследовательских работ,  экологических проектов и т.д.

    Например, конференции на темы «Мы - за здоровый образ жизни!», «Экологические проблемы питьевой воды», «Антропогенное загрязнение окружающей природной среды», «Экология и налоги: загрязняешь – плати», «Генетически модифицированные продукты: вред или польза?» и другие позволили студентам понять тесную взаимосвязь общепрофессиональных дисциплин («экономика», «правоведение», «бухгалтерский учет и налогообложение» и др.) с дисциплинами естественнонаучного цикла («химия», «биология», «экологические основы природопользования», «безопасность жизнедеятельности» и др.). Межпредметные конференции позволяют понять взаимосвязь экологических и экономических проблем в их будущей профессиональной деятельности.

    При этом  особое внимание акцентируется на вопросах: экономического механизма рационализации природопользования и охраны окружающей среды; финансирования природоохранных мероприятий; платности природных ресурсов; платежей за пользование недрами, водными и лесными ресурсами; налогов за пользование природными ресурсами (финансовой база охраны окружающей среды); методики определения экономического ущерба от загрязнений окружающей среды, поэтому используется интеграция экологических и экономических дисциплин.

    Очень важна интеграция дисциплин «Менеджмент», «Маркетинг» и «Экологические основы природопользования». Например, при составлении бизнес-плана будущего предприятия учитываются не только возможные промышленные загрязнения но, и соответствующие пути их минимизации, способы получения дополнительной прибыли за счет использования отходов в качестве сырья для других производств.

    Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда,  когнитивную и энотивную компетентность, а также воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.

    Литература

    1. Глазунов А.Т., Таранова Г.В. Формирование общеучебных умений и навыков: методическое пособие для преподавателей. - М.: Издательство «Материк-Альфа», 2011. – 272 с.
    2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: Монография. – М.: РУДН, 2008. – 159 с.
    3. Таранова Г.В. Формирование экологической компетентности студентов экономических специальностей колледжей: монография. - М.: Издательство МГОУ, 2012. – 212 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

    Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

    Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

    Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

    Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях

    Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...

    Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии

    В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...

    Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в процессе решения психолого-педагогических ситуаций.

    В рамках реализации ФГОС СПО актуальной проблемой является формирование педагогической компетентности будущих педагогов. В данной статье .......

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Интегрированные уроки  давно являются частью образовательной программы, и могут связывать на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением и такие предметы начальной школы как...