Практическое занятие, как одна из форм реализации компетентностного подхода (в ходе изучения учебной дисциплины «Экономика»)
статья на тему

Кустышева Татьяна Алиевна

В докладе отражены понятия, связанные с реализацией новых подходов в образовательном процессе в соответствиии с требованиями ФГОС. Это -  компетенции и компетентностный подход в образовании, который может может быть реализован только в условиях личностно-ориентированной деятельности. Это необходимость проведения практических занятий  и  разработки компетентностно-ориентированных заданий, которые  предназначены для оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся. Цель работы: ознакомление с содержанием практических занятий и способами оценивания общих компетенций на уроках экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kustysheva.doklad_ped.konf_.2015.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Кустышева Т.А., преподаватель

                                                                                      ГАПОУ АО «СТСИ»

Практическое занятие, как одна из форм реализации компетентностного подхода (в ходе изучения учебной дисциплины «Экономика»)

Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий

А. Герцен

      Модернизация профессионального образования, в первую очередь связана с реализацией  компетентностного  подхода, который  привел  к новым требованиям в организации образовательного процесса и к формированию системы новых оценочных средств, направленных на диагностику результатов образования в форме компетенций. Таким образом, компетентностный подход  - это такой метод моделирования образовательного процесса, где результат образования  представлен, как норма качества образования. Компетенция (компетентность)  - это ситуативная категория, поскольку она выражается в готовности и способности обучающегося к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных, проблемных (профессиональных) и жизненных  ситуациях.  Компетентностный подход может быть реализован только в условиях личностно-ориентированной деятельности. Следовательно, каждому преподавателю в свете новых требований необходимо разработать компетентностно-ориентированные задания, которые и предназначены для оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.  

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся образовательных учреждений  среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.   Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Например, рассматривая коммуникативную компетенцию, можно выделить следующие виды деятельности: владение устной речью  (монолог, диалог,  умение задать вопрос, привести довод при устном ответе); ведение диалога между  обучающимся и    источником информации; умение представить свою работу   устно и письменно, владение приемами оформления выполняемых заданий; владение правилами коммуникаций для организации общения в ходе проведения дискуссий, деловых игр; умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

На уроках экономики в ходе практических занятий  реализуются  различные виды деятельности  в направлении развития общих компетенций: работа с информацией, организация коммуникаций, анализ и прогнозирование проблемных ситуаций,  осуществление социально – профессионального саморазвития.

Цель каждого практического занятия  соотносится, в первую очередь, с  индивидуальными целями обучающихся, так как именно обучающийся  является главным  участником образовательного процесса.  При планировании и разработке  практических занятий необходимо помнить, что – практическое занятие -  это учебное занятие, содержание которого направлено на формирование практических умений и их совершенствование. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование профессиональных и учебных умений. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием  практических занятий по экономике могут быть: решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение расчетов и  составление анализа деятельности фирмы, построение графиков спроса и предложения,  составление прогнозов развития рыночной ситуации, составление семейного бюджета,  резюме соискателя работы.  В процессе  работы на практических занятиях обучающиеся  выполняют  задания, которые могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся  пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы,  пояснения,  порядок выполнения работы, контрольные вопросы,   учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся  не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от них  требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

На уроках экономики применяются  различные по содержанию практические занятия, но большая их часть носит репродуктивный характер. Таким образом, в ходе реализации различных заданий обучающиеся используют алгоритм выполнения задания (план, порядок действий, незаконченный вывод).    

Практические занятия имеют, как правило, единую структуру, которая среди прочих этапов включает в себя инструктаж о проведении работы, самостоятельную работу обучающихся и подведение итогов работы.

             При подготовке практического занятия преподавателю необходимо разработать: задания и упражнения для обучающихся, методические рекомендации по выполнению заданий и упражнений, инструкционные карты, критерии оценки выполнения заданий, форму отчета по работе.

                В соответствии с требованиями ФГОС  в рабочую учебную программу учебной дисциплины «Экономика» включены следующие темы практических занятий:

  • Решение задач на расчёт издержек производства и определение эффективности деятельности фирмы. Тема: «Издержки производства». Цель практического занятия: формирование умений расчета издержек производства для определения прибыльности и целесообразности деятельности фирмы на рынке.
  • Дискуссия на тему «Сравнительная характеристика типов экономических систем». Тема: «Экономическая система». Цель: научиться выделять отличительные признаки типов экономических систем и делать вывод о том, какой тип экономики дает больше возможностей для развития общества?
  • Составление кроссворда «Ценные бумаги». Тема «Фондовый рынок». Цель: расширение объема знаний о распространенных видах ценных бумаг.
  • Решение задач «Анализ спроса и предложения». 

      Тема «Функционирование рыночной экономики». Цель:

формирование  и закрепление  навыков решения  экономических задач.

  • Составление конспекта лекции «Пути снижения дефицита бюджета». Тема «Государственный бюджет». Цель: рассмотреть основные пути выхода государства из состояния дефицита бюджета.

Форма: самостоятельная работа с учебной литературой.  

Вышеперечисленные темы практических занятий, отраженных в рабочей учебной программе учебной дисциплины «Экономика» реализуются на уроках теоретического обучения и имеют: свою  структуру, цель,  систему оценивания. Большая часть заданий носит репродуктивный характер, направленный на формирование таких общих компетенций,  как  ОК 2 - организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;   ОК 4 - осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач;   ОК 6 - работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

Практические занятия по решению задач «Анализ спроса и предложения»; «Анализ деятельности фирмы»; дискуссии по темам: «Какие должны быть налоги в государстве?»,  «Политика государства в области занятости»,  «Неизбежность экономических циклов»; деловые игры по теме «Деньги», «Акционерное общество» и  ряд других требуют от обучающихся творческого подхода при выполнении задания, умения принимать  решения  в условиях работы в мини-группах,  выполнения умственных действий, таких как анализ, обобщение информации. Соответственно, задания при проведении этих практических занятий носят частично-поисковый и поисковый характер.  Оценки за выполнение заданий могут выставляться по традиционной пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться, как показатели текущей успеваемости обучающихся. Критерии оценки должны озвучиваться преподавателем перед выполнением задания. Каждый обучающийся по ходу выполнения задания может соотносить объем выполненного задания с предложенными критериями.  Невозможно применять одну единственную  систему  оценивания при проведении практических занятий.  Система оценивания должна быть четко привязана к форме проведения занятия и быть объективной. При проведении дискуссий, в ходе которых идет обсуждение и высказывание  разных мнений,  у преподавателя    могут возникать трудности при оценивании обучающихся, так как мнения  по обсуждаемой проблеме могут быть разными  и не совпадать с общепринятой точкой зрения. В таких ситуациях необходимо подходить к оценке обучающегося с точки зрения его  активности,  желания принимать участие в обсуждении вопросов,  его видения проблемной ситуации и ее  решения.

В зависимости от вида практического занятия, на уроках экономики я  применяю разные системы оценивания, а именно:

  • Оценивание по результативности (с применением таблицы результативности, предложенной Фоминой Н.Б.) – при оценивании тестовых заданий, решении экономических задач, контрольных работ.
  • Оценивание с учетом правильности и точности текстовых определений, соблюдение правил, указанных в алгоритме к заданию, оформление заданий – при оценивании составления конспекта лекции, составлении кроссвордов.
  • Оценивание с учетом творческого отношения к выполняемому заданию, исследовательского подхода в процессе обсуждения и принятия решения – при оценивании заданий, связанных с обсуждением экономических проблем  семьи, государства, мира, а также  заданий, связанных с прогнозированием рыночных ситуаций, где невозможно не учитывать исследовательский подход обучающихся.

        В экономической теории есть три главных вопроса, ответ на которые ищут: государства, фирмы, предприниматели. Эти вопросы звучат так: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?». Без ответа на эти вопросы невозможно выдержать конкуренцию и развиваться дальше. Переложив смысл этих вопросов на педагогическую практику,  можно их сформулировать так:  «Ради чего учить?», « Чему учить?», «Как учить?». Используя эти вопросы в своей практике, уже с первых уроков экономики, обсуждаем совместно с обучающимися ответы на эти вопросы. Понимание приходит не сразу и не ко всем, но постепенно совместно приходим к выводу о том, что нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог не подчиниться ее законам.

Таким образом, экономическое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования и приобретает всё большее значение для успешного развития современного общества. Жизнь требует от каждого из нас овладения экономической культурой.  И если в ходе реализации дисциплины  преподавателем полно и адекватно принципам компетентностного подхода  дан ответ на вопрос «Как учить?», то знание законов и принципов экономики будет придавать  людям уверенность, позволяя им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадный вокал является активной формой исполнительской деятельности. По...

Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадное  пение - это, в первую очередь, активная форма  испол...

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов среднего звена через использование активных форм проведения учебных занятий

Цель работы: обобщение и распространение педагогического опыта по применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий.В материалах представлен опыт работы проведения учебных...

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Компетентностный подход к методике преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»...

Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»....

Презентация: Реализация компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии».

Презентация: Реализация компетентностного подхода  при преподавании дисциплины «Основы микробиологии и иммунологии»....