Урок-игра «Великолепная семерка» (обобщение знаний по органической химии)
план-конспект урока на тему

Филоненко Ольга Евгеньевна

Методическая разработка урока 5.1.8 (69) Урок-игра «Великолепная семерка» (обобщение  знаний по органической химии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 69.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока 5.1.8 (69)

Урок-игра «Великолепная семерка»

(обобщение  знаний по органической химии)

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по органической химии

Задачи урока:

1. Выяснить усвоения учащимися  знания  основных положений     теории  химического строения  А.М.Бутлерова ;

                         на основе положений и понятий теории обобщить знание об

 основных классах органических веществ: знать их строение,    свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.

                     2.  Развивать умения  различать понятие и «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и называть их; составлять уравнения реакции при помощи которых можно осуществить генетические цепочки;

                        проводить опыты по определению органических веществ,

                        соблюдая правила по технике безопасности.

                     3. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли; применять свои знания на практике; умение работать в группах.

Тип урока:   игра «Великолепная семерка»

Метод урока: работа в малых группах

Этапы урока:

  1. Знакомство
  2. Химический диктант
  3. Счастливый билетик
  4. Назови соседей
  5. Узнай знакомый силуэт
  6. Изомеры
  7. Сделай сам

8.Химические превращения

     9.Знаешь ли ты?

                     Ход урока:

  1. Организационный момент ( учащиеся делятся на команды по 7 человек; выбирают капитана)
  2. Вступление

    Слово учителя.

  Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал по органической химии. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли «царем живой природы», хотя в ней его всего лишь 0,35% Он же и «основа жизни», и «хлеб растений» элемент №6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.

  1. Начало игры (урока)

   Слово учителя.

  Итак, сегодня…. (звучит громко эстрадная музыка в стиле рэп) – новое поколение выбирает…. Новое поколение выбирает «Великолепную семерку» из…., которая знает и любит химию (музыка постепенно стихает)

  Наш девиз: «Кто мало знает, для того и этого много.

                                             Кто много знает, тому и этого мало».

  Сегодня на нашем уроке – игре 3 команды, претендующие на роль лучшей. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы и, конечно, победить. Сегодня игру нашу будет судить жюри (познакомить), а помогать мне будут ассистенты.

1-й конкурс «Знакомство»

Надо назвать свою команду и защитить это название.

Команда1.

     Углеводы т.к. они обеспечивают наш организм теплом и   энергией.

Если в доме придя с мороза,

     Пить ты сядешь крепкий чай,

     Хорошенько сахарозу

     В чашке ложкой размешает

                                 Виноградную глюкозу

                                 И медовую фруктозу

                                 И молочную лактозу

                                 Любят взрослый и малыш

      Но крахмалом и клетчаткой,

      Что совсем-совсем несладки,

      Нас уже не удивишь

      Так устроена природа-

      Это тоже углеволы!                  

     

Команда2.

Спирты. R-OH

Запомним, друг, и я, и ты,

Чем отличаются спирты-

В них углерод и гидроксид,

И каждый спирт легко горит(демонстрация опыта)

R- это значит: радикал,

Предельный или непредельный,

Он может быть велик и мал,

Но это разговор отдельный

Т.о. широкое применение спиртов:

  1. получение ук.кислоты
  2. лекарства
  3. фруктовых вод
  4. духов и одеколонов
  5. красителей
  6. растворителей
  7. бутадиенового каучука и т.д.

 Команда3.

Углеводороды – это и природный газ метан, и другой горючий бытовой газ, которым наполняют баллоны для дачи или походной газовой плиты,- пропан С3Н8 .

  Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А еще – органический растворитель бензол С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечки, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов.

Углеводороды все такие разные-

Жидкие и твердые, и газообразные

Почему так много их в природе?-

Дело в ненасытном углероде

                      3 балла

 «Химический диктант»

Вопросы:

  1. Отвечает общей формуле ряда СпН2п-нОН
  2. Находит применение в пищевой промышленности.
  3. Применяется в качестве горячего для двигателей.
  4. Взаимодействует со щелочами.
  5. Дает реакцию «серебристого зеркала»
  6. Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.
  7. Относится к классу углеводов.
  8. В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.
  9. Вещество, имеющие в своем составе карбоксильную группу.
  10. Вступает в реакцию этерификации.
  11. Важным свойствам данного вещества является брожение.

Для этого диктанта дается 3 вещества: этанол, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда отвечает  на вопросы о нем.

Ответы оформляются: если вопрос соответствует данному веществу, то ставят +, если не соответствует, то –

конкурс «Счастливый билетик»

   Кто быстрее?

На доске написаны фамилии ученых:

Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Марковников, Шеврель.

На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция.

Билет № 1  СН3- J          Na

                    CH3-J          Na    CH3+CH3+2Na

                    Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были

                    получены с помощью этой реакции?

 (Ответ: Первым эту реакцию в 1855 г. осуществил француз химик А.Ю.Вьюрца (реакция Вьюрца)

 Получены: этан и др. предельные углеводороды с более длинной углеродной цепью)

                     

                                                      НdSO4                  O

Билет № 2    НС = СН+НОН                CH3  - C        

                                                                                     H

 Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его?

                       

                        (Ответ: Кучеров (р.Кучерова) образуется ацетальденид

                        (ук.алидегид)

Билет № 3        СН=СН    

                          СН=СН     Актив С        

                          СН=СН    to= 450o- 500oC

Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получили

                          с помощью этой реакции?

(Ответ: Этот метод в 1927 г. применил Зелинский Н.Д.) (Реакция  Зелинского) получили бензол.

Игра «Назови соседей»

 Каждый учащийся группы получает лист с формулами углеводородов.

Д.Задание: дописать по 2 формулы гомологов к данной формуле и дать им название.

I.

?

?

?

С2Н5ОН

СН3-СН2-ОН

СН3

?

?

?

II.

?

?

?

С3Н7ОН

СН3

СН3-СН2-ОН

?

?

?

III.

?

?

?

С2Н5ОН

СН3-СН2

СН3

?

?

?

                         

Игра: «Узнай знакомый силуэт»

                         (Задание капитанам)

В органической химии есть понятие «углеродный скелет»

Определите знакомые вещества по силуэту(силуэты написаны на листах).

 

Ответ: 1) этилен                            2) циклопропан

            3) бензол                            4) резина                                     5) ацетилен

            6) метан                              7) циклобутан

Игра «Изомеры»

 Задание командам: составить формулы изомеров и дать название изомеру.

Листок с записями передается по ряду от первого ученика ко второму, третьему и т.д. Нельзя повторять формулы.

За каждую правильно составленную формулу и за правильное название команда получает по одному баллу. (Формула С7Н16)  

Практический: «Сделай сам»

  Слово учителя

Девиз: «Эксперимент 7 раз воспроизведи, потом лишь заяви».

Да, это так, и об этом особенно необходимо помнить при выполнении опытов с органическими веществами. Точность, четкость, аккуратность в обращении с реактивами и приборами и, конечно, отличные теоретические знания вот какие черты необходимы для химика- исследователи, химика- практика. И сейчас мы увидим, как вы умеете справляться с практическими экспериментальными задачами по определению органических веществ.

  Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой.

  Затем в команде, после обсуждения выделяют по 1 чел. для выполнения этого задания у доски.    

Задание 1. Определить каждое из 2-х предложенных органических веществ: р-р глицерина и глюкозы. Записать качественные реакции.

                   

  Задание 2. Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р этилового спирта глицерина запись качественные реакции.

Задание 3.  Определить каждое из 2-х предложенных орг. веществ: р-р  крахмала и глюкозы. Записать качественные реакции

Химические превращения

(Задание для каждой команды)

Составьте уравнение реакции, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н6        С2Н5Сl        C2H5OH        CH3-CОН

C        СН4                  С2Н2                                 CH3-CОН        СН3СООН

. Конкурс “Знаешь ли ты?»

 Каждый правильный ответ 2 балла

Викторина:

  1. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм?

(Ответ: Нитроглицерин)

  1. При попадании азотной кислоты на кожу и ногти появляется желтое

     окрашивание, чем оно вызвано?

     (ответ: это ксантопротеиновая реакция, т.к. протеин – это белок)

  1. Кто первым научился получать волокно?

(ответ: Паук при изготовлении паутины синтезирует в организме и выпускает жидкость, которая затвердевает на воздухе. Его считают первым ткачом)

  1. Почему крапива жжется?

(ответ: из надломленных волосков выбрызгивается муравьиная кислота)

  1. Какой спирт вызывает гибель зрительного нерва и повреждает сетчатку глаза?

(ответ: метанол или метиловый спирт)

  1. Почему мороженый картофель имеет сладкий привкус?

(ответ: на морозе крахмал, образовавшийся в картофеле в результате фотосинтеза, частично превращается в сахар. Аналогичные процессы происходят в др. растениях при их подготовке к зиме)

   

  1. Что называют «виноградным сахаром?»

(ответ: глюкоза)

     

  1. Какие свойства химических веществ представляют опасность для человека?

(ответ: это ядовитость, взрывоопасность, ожоги и поражения кожных покровов, слизистых оболочек, дыхательных путей, радиактивность)

  1. Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических

     веществ?

 (ответ: химики широко используют зрение, обоняние и, гораздо реже,   вкус и осязание)

  1. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества?

(ответ: углерод)

     

  1. Почему у печеного хлеба есть корочка?

(ответ: в муке есть крахмал, когда хлеб пекут, от сильного жара крахмал частично переходит в декстрин – клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна в рулиеную коробочку).

В конце урока подводятся итоги. Жюри объявляет победителей, награждается команда – победительница и лучшие игроки этой и других команд.

                     

 

                   

                   

Литература:

1.А.Е. Темирбулатова, Н.Н. Нурахметов, Р.Н. Жумадилова, С.К. Алимжанова

   Алматы : Мектеп,2011

2.Л.Ю. Аликберова. М.: АСТ-ПРЕСС,1999

3. В.В.Девяткин, Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных,или о чем не узнаешь на уроке. Академия Холдинг, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лабораторные работы по органической химии

включены лабораторные работы по основным классам органических веществ...

Рабочая тетрадь по органической химии

Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы  студентов 1 курса специальности...

Тесты по органической химии "Кислородосодержащие органические вещества"

1 вариант Общая формула предельного одноатомного спиртаА) СnH2n+2 ,      Б) СnH2n+1OH ,       B) CnHn-6,...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

ХИМИЯ ТЕОРИЯ 1 ТЕМА: Предмет органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова.

ПРЕЗНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ, СОДЕРЖИТ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ, МАТЕРИАЛ КОНТРОЛЯ....