Урок «Статистические закономерности модификационной изменчивости», 10 класс
план-конспект урока на тему

Методика урока по формированию УУД по биологии в 10 классе по теме «Статистические закономерности модификационной изменчивости»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ershova_galina_petrovna.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Статистические закономерности

модификационной изменчивости», 10 класс

Важнейшая цель образования на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы формируем личность, готовую ко взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача – вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим инструментом.

Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без развития мышления, умения планировать собственную деятельность при решении поставленных учебных задач. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования «научить учиться».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, то есть совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Рассмотрим как пример методику урока по формированию УУД по биологии в 10 классе по теме «Статистические закономерности модификационной изменчивости»

Тема урока. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Цели урока:

а) образовательные: познакомить со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, научить строить вариационный ряд и вариационную кривую, закрепить понятие «норма реакции признака» и связывать его с понятием «качественные и количественные признаки», уметь найти среднее значение признака, осознать влияние трёх сред (внешней, внутренней и генетической) на проявление признаков организма;

б) развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение применять полученные знания на практике; определять личностную значимость темы для каждого ученика;

в) воспитательные: воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни;  показать приоритет отечественной науки в изучении теории эволюции на основе генетики.

Задачи урока:

  • для изучения нового материала организовать работу учащихся по группам и индивидуально;
  • провести исследование изменчивости роста учащихся 10-х классов;
  • построить вариационный ряд и вариационную кривую изменчивости роста десятиклассников;
  • найти среднее значение роста учащихся и отклонения роста;
  • доказать, что рост – это количественный признак;
  • установить закономерность: преобладающее значение роста среди исследуемых учащихся;
  • выявить причины изменчивости роста;
  • связать полученные данные с действием одной из форм естественного отбора;
  • провести первичную диагностику усвоения темы (тест);
  • научить применять теоретические знания на практике.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный, исследовательский, метод проектов.

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование:  современные средства ИКТ: компьютер, периферийные устройства (ТВ экран, проекционный экран, мультимедийная доска), мобильный класс ноутбуков,таблица «качественные и количественные признаки», информация: данные роста исследуемой группы учащихся 10-х классов.

Педагогические технологии, приемы и методы: проблемное обучение, проектная учебно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированная работа, групповые технологии, беседа, применение знаний, решение проблем методом мозгового штурма.

Базовые термины и понятия: статистика, модификационная изменчивость, норма реакции признака, качественные и количественные признаки, вариационный ряд, кассовые интервалы, варианта, вариационная кривая, среднее значение признака, внешняя среда, внутренняя среда организма,  генотипическая среда организма.

  1. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вспомним о технике безопасности на уроке биологии. Спасибо за улыбки и понимание. Я готова продуктивно работать с вами. Удачи нам!

Учащиеся: приветствуют учителя стоя, улыбаются, проверяют: свободны ли проходы от школьных сумок, желают удачно поработать.

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Группа ребят (3 человека) играют сценку, где старшеклассница недовольна своим маленьким ростом и предъявляет претензии своим родителям.

Цель: выяснить о каком признаке человека идёт речь, какая форма изменчивости проявляется, с каким способом размножения связано данное явление и как помочь старшекласснице принять свой рост как норму, чтобы жить и радоваться жизни.

Учащиеся: определяются с изучаемым признаком с помощью анализа демонстрируемой таблицы «Качественные и количественные признаки» - уточняют, что речь идёт о количественном признаке, который характеризуется широкой нормой реакции. Вспоминают, что в процессе полового размножения от родителей они наследуют не конкретное значение роста мамы или папы, а норму реакции данного признака, то есть информацию о пределах изменчивости признака в зависимости от условий.

Учитель: Определите тему урока, сформулируйте задачи.

  1. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысление и первичного закрепления учащимися изученного материала.

Учитель: Лабораторная работа «Изучение изменчивости роста десятиклассников». Цели -  обработать статистические данные по росту исследуемой группы десятиклассников, построить вариационный ряд и вариационную кривую, выяснить о чём они свидетельствуют, подсчитать среднее значение роста учащихся и связать его с вариационной кривой роста, ответить на поставленные вопросы, чтобы выяснить причины изменчивости роста десятиклассников.

Класс делится на три группы. Все читают информацию в учебнике и в дополнительной литературе о внутренней среде организма, о гомеостазе, о гормонах и других биологически активных веществах, о гормоне роста, о плейотропности (синдром Марфана). Каждая группа готовит сообщение о результатах обработки данных роста исследуемой группы десятиклассников.

Группа № 1. Варианты роста учащихся без учёта кассовых интервалов ( в порядке возрастания) и делают вывод о широте нормы реакции.

Группа № 2. Сгруппировать данные роста учащихся по группам, отличающихся на 5 см и подсчитать количество учащихся в каждой группе.

Группа № 3. Среднее значение роста исследуемой группа десятиклассников.

Все учащиеся строят два графика на основе совместной работы групп: вариационный ряд ( в порядке возрастания) и вариационную кривую

Каждая группа сообщает:

  1. Что показывает и доказывает вариационный ряд роста десятиклассников?
  2. О чём свидетельствует вариационная кривая?
  3. О соответствии среднего значения роста десятиклассников с вариационной кривой.

Учитель: Все признаки и свойства живых организмов, то есть все адаптации живых организмов, вырабатываются в процессе эволюции на основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора. В природе работают три формы отбора. Демонстрируется слайд.

Все анализируют информацию о трёх формах естественного отбора на слайде и каждая группа делает вывод: благодаря какой форме естественного отбора среди десятиклассников преобладают учащиеся со среднем значение нормы реакции.

Учитель: Привлеките полученную информацию из учебника и дополнительной литературы, проанализируйте следующие слайды ( о влиянии факторов окружающей (внешней) среды, внутренней и генотипической сред на развитие признаков организма на разных этапах онтогенеза) и назовите три причины изменчивости роста у человека.

  1. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: проговорить и закрепить новое знание; выявить проблемы в первичном осмыслении изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию; определить успешность усвоения материала.

Учитель:

  1. Организует фиксацию нового содержания изученного материала на уроке;
  2. Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

Учащиеся:

  1. Пишут тест по закреплению изученного материала;
  2. Обсуждают выполненную работу. Пишут в своих тетрадях выводы по лабораторной работе «Изучение изменчивости роста десятиклассников» : называют три причины изменчивости роста.

       5 . Подведение итогов урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: закрепление полученных знаний, выявление пробелов в усвоении материала, осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Каждая группа учащихся готовит героине сценки ответ на вопрос: «Почему она маленького роста?

      6.  Домашнее задание.

Учитель демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием (разъяснение и мотивирование).

  1. Написать мини-сочинение, где необходимо ответить на вопрос героини сценки: «Почему она маленького роста?»
  2. Найти нормы реакции 7-10  качественных и количественных признаков, сравнить их и сделать 2-3 вывода.
  3. Найти примеры влияния внешней, внутренней и генотипической сред на проявление других признаков живых организмов (2-3 примера).

Результаты обработки данных роста учащимися.

Данные роста исследуемой группы учащихся: 172,165,167,157,171,167,166,160,169,169,173,163,165,167,180,172,174,165,157,168,160,165,165,151,180,174,180,182,163,157,165,165,163,166,186,172,176,173,163,167,170,170,164,174,176,169,180,159,174,166,170,167,178,167,168,174  

Варианты роста учащихся без учёта кассовых интервалов:

151, 157, 159, 160, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 176, 178, 180, 182, 186

Вывод: рост человека как и любой признак имеет наследственную основу – норму реакции , но на его проявление оказывают влияние: внешняя среда ( окружающая среда организма), внтуренняя среда организма и генотипическая среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры в 5 классе по спортивным играм (Баскетбол)

Урок физкультуры в 5-м классе по спортивным играм (баскетбол). Тема: "Обучение технике перемещений"Задачи урока:Обучение технике перемещений, стойке баскетболиста.Развитие быстроты, ло...

Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя Земля". Урок кубановедения в 4 классе.

Хорошая подборка текстов, стихов. Музыкальное оформление. Рисунки казачьего подворья....

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Тема урока. Статистические функции.

Предмет. Информатика и ИКТ.Группа. 1 курс НПО.Оборудование: компьютерный класс, Microsoft Excel (или другие ЭТ), электронный практикум с проверкой выполнения (см. приложение).Тип урока: урок-практикум...

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»

ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...