Выступление на методическом объединение.
учебно-методический материал на тему

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:

1)  отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;

2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;

3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:

- совокупность знаний, умений определяющих результативность труда;

- объем навыков выполнения задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

- единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культур сообразные виды действий

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.obedinenie.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединение

«Профессиональная компетентность преподавателя на уроках химии»

 «Любая инновация активизирует и интенсифицирует деятельность учащихся, повышает эффективность результатов обучения» - утверждает кандидат педагогических наук»  Т.П.Сальникова.

 

Социологи и педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться. Поэтому моя задача не только дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.

Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:

1)  отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;

2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;

3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:

- совокупность знаний, умений определяющих результативность труда;

- объем навыков выполнения задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств;

- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

- единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культур сообразные виды действий

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

• ценностно-смысловые компетенции;

• общекультурные компетенции;

• учебно-познавательные компетенции;

• информационные компетенции;

• коммуникативные компетенции;

• социально-трудовые компетенции;

• компетенции личностного самосовершенствования.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты.

Компетентность формируется не в результате действий преподавателя, а как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Даже в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода, изменив в первую очередь цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося, с его индивидуальными целями.

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как

• инициативность,

• инновационность,

• мобильность,

• гибкость,

• динамизм и

• конструктивность.

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций.

Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений. Задача современного урока: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, который умеет ставить цели, решать задачи, комментировать результаты.

Основная педагогическая задача-организация условий, инициирующих ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Для реализации всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности, я выбрала инновационные педагогические технологии, которые помогают мне создавать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Мною были внедрены следующие технологии:

• проблемное обучение;

• технология уровневой дифференциации;

• технология развития критического мышления через чтение и письмо;

• групповые технологии;

• игровые технологии;

• тестовые технологии;

• современные компьютерные технологии;

•тестовые технологии;

Известно, что  предмет химия входит в число наиболее трудных предметов школьного курса, поэтому одной из основных задач считаю привитие интереса к химии, стремление разбудить в учениках творческие, интеллектуальные силы. Тщательно готовясь к урокам, учитываю не только своеобразие каждого  коллектива, но и психологию, возрастные особенности, потенциальные возможности каждого ученика, нахожу и реализую на уроках методические приемы, которые дают ученикам ощущение самостоятельного и творческого участия в процессе изучения предмета.

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной.

 Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний. Как учитель, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний, но показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Разнообразные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество. За время  преподавательской деятельности в кабинете собран богатый дидактический и наглядный материал.

В выборе учебного материала особое внимание уделяю развитию речи учащихся, обогащению их словаря. Учу вдумываться в содержание прочитанного. Использую задания, которые развивают у учащихся самостоятельность в овладении новыми знаниями, формируют умение учиться. Учебную деятельность строю так, чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос.

Стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю разноуровневый дидактический материал. В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Я также считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Проанализировав свою деятельность по реализации компетентностного подхода в обучении , я определила для себя цели следующего проектировочного периода:

  • Продолжить ведение педагогического мониторинга.
  • Разработать и внедрить методическую базу для оценки уровня учебных достижений по химии в соответствии со стандартами второго поколения.
  • Расширить использование технологий, продуктивных форм и методов обучения, учитывающих интересы, особенности учащихся.

Миссия учителя - научить человечности, формировать  у ребят чувство доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром.

В заключение отмечу, что работа по реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным, формирует у учащихся понимание жизненно-практической значимости содержания образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

Выступление на методическом объединении

Формирование связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности у учащихся специальной коррекционной школы  VIII вида...

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры

материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...