Выступление на методическом объединении
материал на тему

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений.

Преимущества использование информационных технологий на логопедических занятиях.

  • Предъявление информации на компьютере в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
  • Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный учащимся, некоторые из которых не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
  • Отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные задачи, поощрения ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочным героем) являются стимулом познавательной активности учащихся.
  • Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт ракеты или спутника и другие неожиданности и необычные эффекты)

Технология мультимидийного сопровождения коррекционного процесса повышает эффективность работы логопеда:

  • Повышение мотивации учащихся (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль)
  • Возможность самореализации детей с наиболее тяжелой речевой патологией
  • Индивидуализация
  • Развивающий характер (разные уровни сложности, стимулирование к более высоким достижениям)
  • Сокращение сроков постановки и автоматизации звуков
  • Дидактическое оснащение (исключение карточек и других дидактических материалов)

На коррекционных занятиях учащиеся работают не с компьютером, а с электронным логопедом, которых «приходит» к ним в конце занятия. Определенным стимулом для детей является необходимость положительных результатов работы в первой половине занятия, только тогда с ними готов общаться электронный помощник логопеда. Во время таких логопедических занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, так как предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка. Это отличное средство поддержания задач обучения.

Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций.

  1. Работа над дыханием.  Базовые комплексы БОС наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания. Вместе с героями на экране он учится правильно дышать, закреплять умение  регулировать силу и направление воздушной струи и длительность речевого выдоха.
  2. Развитие слухового восприятия. Презентации «Чей звук?», «Звуки в лесу» привлекают ребенка к неречевым звукам, развивают слуховое внимание, память. В конце презентаций – развивающие игры на закрепление полученной информации, рефлексию.
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Несформированность фонетических компонентов речи, а также недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
  4. Обогащение словарного запаса. Большое разнообразие презентаций на любую лексическую тему. Например, «Наши мамы (профессии)», «Посуда», «Цветы». Каждая тема раскрывается разными методами представления, красивыми иллюстрациями, грамотным озвучиванием слайдов. Регулирования времени показа слайдов позволяет логопеду дополнительно осуществить свои задачи коррекционной работы, не загружая ребенка дополнительной информацией. Объективная оценка результатов деятельности ребенка осуществляется в устной форме или озвучивается голосовым сообщением («Молодец!», «Правильно!», «Попробуй еще раз!»).
  5. Совершенствование грамматического строя речи.  Электронный материал охватывает все направления: словообразование, словоизменение, работу над предлогами, согласование слов и т.д. Количество используемого картинного материала велико, что немаловажно при подготовке к занятиям, так как с проблемой поиска той или иной картинки всегда сталкиваются практикующие логопеды.
  6. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у учащихся лучше развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания занятия, но и делает его долговременным.
  7. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей.

           Таким образом,  при осмысленном, дифференцированном и фрагментарном применении,  ИКТ могут с успехом применяться для коррекции речевых нарушений. Создание слайд-фильмов и презентаций вполне по силам большинству педагогов, т.к. не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Логопед может создать презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты как правило вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в музей», «У бабушки на огороде», «Как зернышко стало булкой» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Создание презентаций не требует больших затрат времени и углубленных знаний компьютера, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей.
     Информационные компьютерные технологии пока не нашли широкого применения. Во многом это связано с малым числом специализированных программ и их высокой стоимостью, а также готовностью и способностью педагогов использовать ИКТ в работе с детьми. Вместе с тем компьютерные технологии бесспорно имеют значительные преимущества перед традиционным проведением занятия, и не исключено, что в недалеком будущем потеснят привычные показы на доске. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат.


Информационные ресурсы, используемые в коррекционно-обучающем обучении детей с нарушениями речи

Название информационного ресурса

Возраст детей

Предназначение ресурса

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Для коррекции общего недоразвития, позволяет работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях [34].

Компьютерная программа "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Используется в качестве развивающего пособия в период обучения чтению, обучает  правильному произношению звуков русского языка, способствует развитие связной речи.

Компьютерный сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» и компьютерный логопедический тренажер «Дэльфа-142»

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Направлен на развитие речевого дыхания, правильного произношения некоторых звуков, отработку громкости, темпа и слитности речи, а также на устранение нозализации [10].

Обучающая игра “Баба – Яга учится читать”

Для детей 5-7 лет

Используется для обучения чтению, развития психических функций: мышления, памяти, внимания.

«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе»

Для детей 6-10 лет

Направлен на развитие лексико-грамматического строя речи, предупреждение и исправление дисграфии и дислексии, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти.

Мультимедийный диск “Домашний логопед”

Для всех возрастов

Предназначен для работы над звуками речи.

Компакт-диск для компьютера "Логопедические упражнения. Вып. №2"

Для детей 4-8 лет

Содержатся рекомендации и разработки занятий для закрепления общего и речевого развития, правильного произношения звуков, поддержания интереса к логопедическим занятиям.

Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза»

Для детей от 10 лет

Направлен на отработку правил русской орфографии, развитие орфографической зоркости.

Специализированная логопедическая программа «Солнечный замок»

Старший дошкольный и младший школьный возраст

Направлена на коррекцию фонетико-фонематической стороны речи.

Большой объем упражнений, предлагаемых программой «Игры для Тигры» позволяет построить коррекционную работу ребенком, исходя из индивидуальных образовательных потребностей. Программа предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре блока:

-  «Звукопроизношение»
-  «Просодика»
-   «Фонематика»
-   «Лексика»

Компьютерная программа "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

Программа «Учимся говорить правильно» состоит из 4-х разделов, которые отличаются по своему функциональному значению и уровнями сложности:

  1. Неречевые звуки. В данном разделе ребенок знакомится со звуками живой и неживой природы (звуки музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки в природе и др.)
  2. Звукоподражание. Здесь ребенку предоставляется возможность услышать звуки из животного мира и узнать, насколько разнообразны по звучанию человеческие голоса.
  3. Речевые звуки. Работа над заданиями в этом разделе, позволит ребенку сформировать навыки распознавания звуков русского языка, а также поработать над правильным их произношением.
  4. Развитие связной речи. Раздел полностью посвящен усовершенствованию связной речи. Малыш будет учиться строить сначала простые словосочетания, затем предложения и в итоге связный текст.Компьютерные игры для развития речи будут не менее полезны, чем другие развивающие игры, если играть в них не более 15-20 минут в день (лучше разделив время на несколько раз) и при обязательном присутствии взрослого. Как правило, покрасневшие щеки и глаза у ребенка являются признаками перевозбуждения и усталости, а значит сигналом для прекращения работы за компьютером.

Компьютерная игра, направленная на развитие речи и слуха, «Веселые игры».Будет очень полезна детям старшего дошкольного возраста (от 5 лет), которые имеют сложности в произношении некоторых «трудных» звуков (например, р, ш, ж,). Данная игра представлена в виде электронного логопеда, что дает возможность родителям попытаться самостоятельно «поставить» звуки.
Игровая форма заданий, большое количество поучительных пословиц и поговорок, а также смешных скороговорок позволит без принуждения отработать у ребенка не только нужный звук и развить речь, а также поработать над правильной дикцией и развитием памяти.

Домашний логопед

Существует также еще одна эффективная программа по работе над произношением «Домашний логопед».
Она есть, как для самых маленьких (от 2 лет), так и для детишек старше 5 лет. Но в том и любом случае, задания в форме игры, но с разной степенью сложности, направлены на формирование правильного произношения проблемных звуков (как гласных, так и согласных).
В данной игре малышам, безусловно, понравятся мини-игры «Угадайка» и «Звуковичек». Удивительные жжужалки, рычалки, шуршалки и пыхтелки, а также все задания этой игры, помогут научить ребенка не только правильно выговаривать звуки, но и поспособствуют развитию неречевого и фонематического слуха, перенося в мир звуков живой и неживой природы.
При покупке дисков с развивающими играми, обязательно нужно ознакомиться с его системными требованиями и условиями установки и запуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Выступление на методическом объединение.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:1)  о...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении

Формирование связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности у учащихся специальной коррекционной школы  VIII вида...

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры

материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...