Выступление на методическом объединении
материал на тему

Формирование связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности у учащихся специальной коррекционной школы  VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СОЧЕТАНИИ С РАЗВИТИЕМ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У  УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ  VIII ВИДА.

Формирование связной речи детей предусматривает освоение языка, его фонетического и грамматического строя, что позволяет детям рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями окружающей жизни.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Важной предпосылкой для совершенствования речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в которой у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении.

Поэтому основными целями нашей работы по формированию связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида являются:

  1. разработка методики исследования состояния пассивного и активного словаря у детей с различными речевыми патологиями различным уровнем подготовки к школьному обучению;
  2. разработка методики обучения правильному формированию вопросов, употреблению нужных по смыслу слов;
  3. разработка серии коррекционно-развивающих занятий по развитию монологической речи учащихся с опорой на наглядность;
  4. разработка методики проведения коррекционно-развивающих занятий по формированию диалога, развитию речевого контакта;
  5. разработка методики проведения игровых инсценировок с использованием инициативной речи учащихся со зрительной опорой на методическое пособие  Lego Dakta, поделки из конструктора Лего, рисунки, фотографии.

Содержание методики -  формирование номинативной коммуникативной, когнитивной функции речи,  обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связного высказывания.

Работа по формированию связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида   шла в четыре этапа.

I этап. На этом этапе разрабатываются занятия, направленные на создание у учащихся единства двигательной и словесной реакции.

II этап. На  этом этапе закладываются основы собственно активной речи учащихся со зрительной опорой.

III этап. На этом этапе проводится работа над монологической речью, развитие сопровождающей  и инициативной речью.

IV этап. Заключительный. На этом этапе работы мы повторяли и закрепляли знания учащихся, полученные во время работы по формированию связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Поэтому при разработке методики формирования связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  мы распределили материал от простого к сложному.

Методическую работу предваряет обследование состояния устной речи учащихся в процессе игры. Для  этого, была разработана серия зданий, направленная на выявление уровня развития устной речи у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

На первом этапе были разработаны занятия, направленные на создание у учащихся единства двигательной и словесной реакции, на формирование умения понимать и выполнять словесные инструкции логопеда («Возьми красный кубик»), на формирование умения повторять инструкции за логопедом («Я беру красный кубик …»), на обогащение словаря в процессе игры, уточнение лексических значений слов, введение этих слов в речь. В этой работе использовались следующие пособия  Lego Dakta и Logo–Verlag: бубен большой, шум «Океана», шум «Дождя», шум «Ветра», Lego Dakta № 9081, Nikitin №1, набор «Der zoo von Tarambuco»? тематический набор «Мир вокруг нас».

На основе этих занятий проводится введение в активный словарь учащихся слов-терминов.

На последующих занятиях необходимо развитие собственной активной речи детей по поводу совершаемых ими действий, развитие зрительной опоры на поделки, осознание ими своей деятельности, закрепление умения отвечать на вопросы логопеда, развитие инициативной формы речи (научить правильно формулировать вопросы).

На основе этих занятий происходит образование диалога между детьми. Поэтому логическим завершением этого этапа нашей  работы  будет игра-сценка «Мы играем», где мы сможем увидеть достижения каждого ребенка.

На втором этапе работа проводится по определенным темам: «Знакомство с соседями», «Моя семья». В процессе работы над темами необходимо закрепить умение правильно формулировать вопросы, самостоятельно отвечать на вопросы по теме и на это основе строить диалог.

Эта работа станет началом  развития собственной активной речи учащихся со зрительной опорой (рисунки, фотографии по темам), а в дальнейшем и основой для развития монологической речи учащихся.

Итогом работы на этом этапе будет игра-сценка «Едем в гости», которая предполагает наличие монологической речи у учащихся.

В этой работе использовались следующие пособия  Lego Dakta и Logo–Verlag: Lego Dakta № 9081, Nikitin  D-46286, тематически набор № 9137 «Домашние животные»,  тематический набор «Мои игрушки».

На третьем этапе продолжается работа над монологической речью. Развитие сопровождающей речи, развитие инициативной речи, развитие монологической речи описательного характера проводится внутри определенных тем: «Транспорт», «Машина, ее части», «Моя машина», «Личный транспорт», «Велосипед, его части». При работе над темами используют такие вида работы, как составление рассказов-описаний, рассказов-рассуждений, проведение игр-сценок («Мы с другом едем на велосипедах»), игр-рассуждений («Правильно - неправильно»), игр-рассказов («Я еду в автобусе по игрушечному городу»), составление описаний-сравнений (сравнение машины и автобуса).

На этом этапе также продолжается работа над диалогом, развитием навыков связного и последовательного высказывания, введением в активный и пассивный словарь слов-терминов.

Подытожить работу на этом и сделать соответствующие выводы поможет проведение игры-инсценировки «Поездка». В  методике формирования связной речи

В этой работе использовались следующие пособия  Lego Dakta и Logo–Verlag: Lego Dakta № 9081, Nikitin  D-46286, тематически набор № 9137 «Домашние животные»,  тематический набор «Мои игрушки», тематический набор «Мир вокруг нас».

Четвертый этап работы является завершающим в методике формирования связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида,  поэтому цель этого этапа повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих этапах.

Работа ведется по следующим темам: «Моя улица», «А на моей улице …», «Переходим улицу». Учитывается доля составлений рассказов-рассуждений («Как перейти улицу?»), а также появляется существенно новый вид работы – самостоятельное составление рассказа «Мой дом, моя улица».

В этой работе использовались следующие пособия  Lego Dakta и Logo–Verlag:, Nikitin  D-46286, гигантский набор PRIMO 9009, тематически набор № 9137 «Домашние животные»,  тематический набор 9081 «Машины».

Данная методика помогает увеличить запас употребляемых в речи глаголов, прилагательных; слов-терминов, синонимов, антонимов и т.д. В процессе обучения необходимо помнить, что ребенку нужно помогать, как  можно активнее включать эти слова в самостоятельную речь.

Предложенная методика (система упражнений и заданий) позволяет эффективно развивать и совершенствовать, имеющихся у детей речевые навыки и умения, а также способствует коррекции мышления, речи учащихся. С помощью этой методики снимается утомленность, скованность у детей, развивается речевая и общая инициативность учащихся, формируется умение рассказать о себе, о своей семье, о ближайшем окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Выступление на методическом объединение.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:1)  о...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

Выступление на методическом объединении учителей физической культуры

материал содержит опыт работы по проблеме "Самбо в школу"...