Выступление на мотодическом объединении
материал на тему

Развитие речи детей с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности.

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) школьники с интеллектуальной недостаточностью выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Согласно взглядам Л.С, Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других видных отечественных ученых, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование, как форма деятельности, включает в себя многие компоненты психических процессов, и, в связи с этим, его следует считать важным фактором формирования личности.

Не случайно рисование должным образом оценивалось уже в начальный период становления науки о воспитании и обучении детей с недостатками умственного развития. Оно рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени интеллектуальной недостаточности.

Изобразительное искусство, как учебный предмет, наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие детей с нарушением интеллекта. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей ребенка. Однако эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию детей с нарушением интеллекта всецело зависит от педагога, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно направленными. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы максимально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего проявления сложного комплекса разносторонних качеств и умений. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, определить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. В ходе целенаправленных занятий рисованием учащиеся начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целым и его частями. Рисование способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с нарушением интеллекта, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности.

Так как у детей с нарушенным развитием слабая моторика рук, то одной из главных задач обучения является подготовка руки ребенка, чтобы он мог воспользоваться при работе кисточкой, карандашом и т.д. Также развивать мелкую моторику рук необходимо и при обучении детей письменной речи для того, чтобы он мог правильно держать ручку, а также воспроизводить точные и целенаправленные движения при письме.

Также проводятся упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, восприятия.

На протяжении всего периода обучения педагог проводит специальные игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Например, перед декоративным рисованием полезно проводить игры и упражнения по развитию цветового восприятия (выбор по образцу и названию, группировка по цвету, игры с объяснением зависимости цвета от сезонных явлений или степени зрелости и т.д.). Если же педагог решает задачу обучения детей изображению предмета, состоящего из разных форм, то целесообразно провести игру, способствующую восприятию и различению объемных или плоскостных форм и т.д.

Для усвоения детьми строения предмета перед рисованием или аппликацией проводятся упражнения с использованием фланелеграфа, разрезных картинок; перед лепкой – игры со сборными игрушками. Детей знакомят с тем, что пространственное расположение частей внутри одного предмета имеет постоянный характер, а размещение разных предметов в пространстве может изменяться.

Большое значение для овладения изобразительной деятельностью имеют игры по развитию зрительно-двигательной координации, которые с возрастом усложняются. Такие игры развивают прослеживание, зрительный поиск; рука начинает «подчиняться» взору, что важно для создания преднамеренных изображений.

Содержание работы по мелкой моторике включает в себя несколько направлений:

  1. Массаж рук.
  • По общей схеме.
  • Точечный массаж.
  • Су-джок терапия. (для массажа используется проволочная пружинка – су-джок)

По принципу су-джок терапии для массажа также используются различные предметы с поверхностью различной фактуры (шероховатой, ребристой, игольчатой, точечной и т.д.). Это могут быть грецкие орехи (их катают в ладонях или по столу), игрушки (ежики, мячи круглые и игольчатые и пр.), ребристые ручки, карандаши. Это одновременно укрепляет мышцы рук, массирует внутреннюю поверхность ладони, повышает сенсорику ребенка. Массаж не только укрепляет и развивает руки ребенка, но и стимулирует деятельность всех внутренних органов и, что самое главное, воздействует на речевые центры и таким образом способствует развитию речи детей.

Лучше и больше следует массировать ладонь и боковые края пальцев рук. Эта работа может выполняться как воспитателем, вне занятий, так и самими детьми под руководством взрослого на занятии. Для того, чтобы заинтересовать детей, упражнения и приемы массажа нужно обыгрывать.

Например, прием растирания ладоней можно назвать «Погреем руки», «Помоем руки», «Промой все пальчики»; гребнеобразное растирание ладони – «Дотереть яблоко на терке»; массаж середины ладони – «Звонок» (нажать на середину ладони и растереть к каждому пальцу), «Раскатай колбаску» и т.д.

  1. Пассивная пальчиковая гимнастика.

Осуществляется с каждым ребенком индивидуально. Взрослый берет руки ребенка в свои и действует его руками (сгибает и разгибает пальчики ребенка, складывает их различными способами). Доступные примеры упражнений можно взять из активной пальчиковой гимнастики.

  1. Активная пальчиковая гимнастика.
  • Учить детей создавать образы с помощью кистей рук (отрабатываются крупные движения рук).
  • Отработка движений пальцев рук.
  • Объединение движений кистей и пальцев рук.

Хорошо, если пальчиковая гимнастика будет близка теме занятий. Чтобы детям было интересно, можно придумывать небольшие сказки или рассказы с использованием этих образов.

В повседневной жизни детей (во время свободной деятельности) хорошо использовать различные трафареты, сведение рисунков с помощью кальки, обведение пунктирных рисунков. Очень хорошие результаты в развитии мелкой моторики дает использование различных вариантов шнуровок и застежек.

Существуют различные упражнения с предметами: составление орнаментов из мозаики, выкладывание узоров из палочек, прокатывание спички или карандаша между большим, указательным и средним пальцами, раскатывание на доске указательным и средним пальцами одновременно и поочередно шарики из пластилина.

Важно сформировать технические навыки и умения как можно раньше, потому что ребенок, владеющий ими, гораздо меньше отвлекается от поставленной перед ним изобразительной задачи. Однако формирование указанных навыков и умений у детей с нарушением интеллекта – процесс очень сложный. Поэтому первоначально следует проводить с детьми игровые упражнения, которые имитируют процесс изобразительной деятельности.

Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Ребенок следит за движением его руки, затем это движение проделывает в воздухе, как бы рисуя предмет. Начинают упражнение с круглой формы, так как она наиболее доступна для воспроизведения. Ребенок производит круговые движения, то есть «рисует» предметы круглой формы: мяч, шар, помидор и т.п. Затем «изображает» предметы квадратной и прямоугольной формы: кубик, рамку и т.п. Эти упражнения должны проводиться в очень медленном темпе, чтобы каждый ребенок научился точно воспроизводить соответствующее движение и лучше запомнить его.

При обучении детей, моторика которых характеризуется значительным недоразвитием мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, целесообразно использовать в работе трафареты (шаблоны) различных фигур несложной формы, вырезанных из плотного картона. В качестве трафаретов могут быть использованы и основные геометрические фигуры. При этом надо учитывать, что рука ребенка испытывает большую нагрузку при использовании трафаретов, чем шаблонов, поэтому, применяя то или иное средство, обращают внимание на подготовленность ребенка.

Помимо геометрических фигур могут быть использованы вырезанные из плотного картона трафареты овощей и фруктов, грибов, ягод, цветов и т.д.

Полезным упражнением является составление из отдельных геометрических фигур и последующее обведение по контуру несложных предметов.

Обводкой трафаретов необходимо руководить. Для этого учитель использует фигуры больших размеров, которые обводит мелом на доске, а также указывает очередность наложения фигур. Контурные изображения ребенок может раскрасить карандашами.

Для детей рисование прямых линий от руки вызывает большие сложности, поэтому на первых порах под тонкий лист бумаги можно подкладывать «зебру» - разлинованный лист с яркими широкими полосами. Ребенок ведет линию по «зебре», и она остается на чистом листе. В памяти ребенка откладываются кинестетические ощущения от проведения прямой линии, и таким образом облегчается задача научиться проводить прямую линию.

Для выработки точных координированных движений детей следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих точек дает различные геометрические фигуры и несложные рисунки. Опорные точки целесообразно использовать и для того, чтобы облегчить детям работу по расположению рисунка, так как это представляет для них большую трудность.

Если ребенку трудно рисовать контуры предметов по опорным точкам, то можно рекомендовать более расчлененную последовательность отработки зрительно-двигательной координации: обведение контура по шаблону, затем по трафарету, повторное обведение по готовому контуру цветным карандашом, потом обведение по пунктиру и только затем перейти к обведению по опорным точкам.

Значительное место на пропедевтических занятиях должно отводиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета.

Например, дети получают набор карточек разного цвета. Учитель называет или показывает контурный рисунок (в зависимости от уровня подготовки детей) какого либо хорошо известного детям предмета. Дети поднимают карточку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет.

Слушая стихотворение о светофоре, дети в нужный момент поднимают соответствующую карточку зеленого, желтого или красного цвета.

В начале занятий рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и величины предметов. Для этого используются наборы строительного материала, раскладные пирамидки, геометрические фигуры разной величины и окраски (объемные и плоскостные), полоски цветного картона, ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов. Показывая детям различные предметы, учитель задает вопросы: «Какой предмет больше?», «Где широкая лента, а где узкая?», «Какого цвета крыша домика?» и т.д.

Дети с нарушением интеллекта очень плохо ориентируются на листе бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию пространственной ориентировки детей. Ля этого необходимо иметь сюжетные картины достаточно большого размера и аналогичные картинки малого формата, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок. Они используются на занятиях, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: посередине, в центре, высоко – низко, выше – ниже, вверху – внизу, справа – слева, спереди – сзади и т.д.

Во время пропедевтической работы, помимо выполнения перечисленных в начале задач, у детей появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям. Все это улучшает способность к организованной, целенаправленной деятельности, значительно повышает качество детских работ, развивает их зрительную координацию и мелкую моторику, что особенно необходимо детям с нарушенным интеллектом.

Для рисования и письменной, а также устной речи необходимо одно важное условие: развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мелкой моторики, выполняемые на занятиях по изобразительной деятельности, окажутся незаменимыми на логопедических занятиях и занятиях русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей эстетического цикла

Реализация концепции духовно-нравстенного развитияи воспитания учащихся на уроках музыки в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования....

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Выступление на методическом объединение.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:1)  о...

Материал выступления на методическом объединении: «Роль мастера в обучении и воспитании учащихся».

Педагогическое влияние мастера производственного обучения на студентов, осуществляемое как  на занятиях, так и в процессе общения с ними вне занятий....

Выступление на методическом объединении

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений...

Выступление на методическом объединении

Формирование связной речи в сочетании с развитием мыслительной деятельности у учащихся специальной коррекционной школы  VIII вида...