Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы: «Логарифмы»
методическая разработка по теме

Методические рекомендации   содержат основные темы изучения логарифмов:

  • свойства логарифмов
  • десятичный и натуральный логарифм
  • формулы перехода от одного основания логарифмов к другому
  • понятия область определения логарифма
  • методы решения лографимических уравнений 
  • методы решения логарифмических неравенств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_izucheniya_logarifmov.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧУРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

«Логарифмы»

Разработчик преподаватель : Кохан Ю.В.


Данные  методические  рекомендации предназначаются для  учеников  10 классов общеобразовательных школ или студентов  1 курсов  в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Методические рекомендации содержат необходимые теоретические сведения по теме «Логарифмы», дисциплины математика,   примеры решения заданий,  набор заданий  для самостоятельного решения

Настоящие   методические  рекомендации  предназначены в помощь учащимся всех форм обучения при изучении темы «Логарифмы». Разделы  содержат необходимые теоретические сведения (определения, формулы) и подробно разобранные примеры. В конце каждого раздела предлагаются задания для самостоятельной проработки  темы.

Теоретические сведения и примеры для самостоятельного решения дают возможность использовать данные методическую разработку на аудиторных практических  занятиях по математике, а также для самостоятельного изучения темы «Логарифмы» в случаи, если учащийся по каким по причинам пропустил изучение этого раздела.

.


Определение логарифма

Логарифмом числа b>0,  по основанию а>0 называется показатель степени, в который нужно возвести число а, чтобы получить число b.

logаb

Пример:

log28=3 так как 23=8                                log327=3 так как 33=27

log2(1/8)=-3 так как 2-3=1/8                        log1/525=-2 так как (1/5)-2=25

log3()=1/2, так как =

Вычислить логарифмы самостоятельно:

1)Log24                2)log636      3) Log51                4) log44

5)Log216              6)log381      7) Log41                8) log4

9)Log232              10)log39     11) Log2                12) log8

Основное логарифмическое тождество

alogab=b  

Пример: 4log45=5 или 22log25=2log225=25

Решите самостоятельно:

3log35        2log23                      4log45        

Свойства логарифмов:

Любое число можно занести под знак логарифма 2log42= log422

 log416=log4==log4

Решите самостоятельно:

Занести под знак логарифма:  3 log42    2 log36    3 log32    log416 2log443log42

logа(x1*x2)= logax1+logax2

logа(x1/x2)= logax1-logax2

Примеры:

log210=log2(5*2)= log25+log22= log25+1

log735-log75= log7(35/5)= log77=1

Решите самостоятельно:

Log64+log69

Log5100-log54

Log336-log34

Log155+log153

log2+log210

log448-log43

log4+log46

Десятичный и натуральный логарифм.

Логарифм с основанием 10, log10 принято записывать сокращено lg, т.е. log105= lg5 одно и тоже.

Решите самостоятельно: lg10       lg100    lg1000

Натуральным логарифмом называют логарифм числа по основанию е, где иррациональное число, приблизительно равное 2,7, logeb сокращенно  пишут вместо lnb

Пример: ln e=1

Решите самостоятельно: lne2       ln1

Область определения логарифмов.

Под знаком логарифма не может  быть отрицательного число, так как в какую бы степень мы не возводили положительное число, мы получаем положительное число, и не может быть 0, поэтому подлогарифмическое  выражение должно быть строго больше 0.

Например: Найти область определения  log3(x-2)

 х-2>0 x>2 x

Решите самостоятельно:

Найти область определения   log3(4x-16)            log3(10- x)        log3(3x-15)     log2(6-4x)            log0.2(4x-5)            

Формула переходов от одного основания к другому.

Logаc=   или вторая формула Logаb=

Пример:

log322= =          log525=2

Решите самостоятельно:

Log82  

log164

 log48

   

log927

Логарифмические уравнения.

Решить уравнение log2(x-1)=3. Для того, что бы решить логарифмическое уравнение, надо чтобы в обеих частях уравнения основание логарифма было одинаковое, для этого правую часть уравнения, надо прологарифмировать по тому же основанию, что и левая часть. Число стоявшее в  правой части  записать виде логарифма.  

log2(x-1)= log223, ведь log223=3, значит мы все сделали правильно.

Раз с обеих частях уравнения одинаковые основания логарифмов, можно приравнять подлогарифмические выражения:

 х-1=23   

Далее решаем как обычное линейное уравнение, известнее в одну сторону неизвестные в другую:

х-1=8  

х=8+1

  х=9

Проверим корни 5-1>0? Если да, смело можем написать ответ, если в итоге при подстановке подлогарифмическое выражение меньше или равно 0, то ответ нам не подходит.

Решите самостоятельно:

 = 2        = 1

  = -1  

 =0

  =   

  = 2      

 = 0              

 = 1

Логарифмические неравенства.

Решить уравнение log2(x-1)<1.

Для того, что бы решить логарифмическое неравенство, надо  сначала найти область определения. Мы знаем, что подлогарифмическое выражение должно быть строго больше 0.  Следовательно, область определения: x-1>0.  x > 1

После того, как мы нашли область определения, мы должны сделать так, чтобы в обеих частях неравенства основание логарифма было одинаковое, для этого правую часть неравенства, надо прологарифмировать по тому же основанию, что в левой  части:

. log2(x-1)< log221, ведь log221=1, значит мы все сделали правильно.

Теперь надо узнать возрастающая функция или нет, если основание логарифма больше 1, а  2>1, то функции возрастающая, знак не меняется.

Раз с обеих частях неравенства  одинаковые основания логарифмов, можно записать  так: x-1< 21.

При решении необходимо учесть область определений, поэтому запишем два условия виде системы:

      Найдем общее решение системы, оно x€(1;3)

Решить неравенство log0.1(2x+1)≤-1

Найдем область определения

2x+1>0  2x>-1  x>-0,5

log0.1(2x+1)≤ log0.1(0.1)-1

0,1<1, значит функция убывающая, знак меняется.

         x€[4.5;∞)

Решите самостоятельно:

1)log4(-x+1)<2       2)Log0,4(x+1)>-1      3) log5(-2x+2)>2    4) Log0,5(x+1)<-1  

5)6)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Никольский С.М.  Алгебра и начала анализа – учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни – М.: Просвещение, 2010.- 430с.
  2. Мордкович А.Г.  Алгебра и начала анализа – учебник для 11 кл. общеобразоват. Учреждений: – М.: Мнезанина, 2014.- 431с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе тема: «Исследование функции с помощью производной (по графику производной)».

Предлагается график функции, необходимо  заполнить таблицу по схеме исследования свойств функции. Предлагается выполнить тернажер по теме....

Методические рекомендации по самостоятельному изучению Профессионального модуля 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

Методические рекомендации по самостоятельному изучению Профессионального модуля 03. «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»...

Фрагменты изучения темы «Логарифмы»

Современный урок – это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентно - способного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ для самостоятельного изучения тем по УД Математика (для студентов 1 курса)

Данная рабочая тетрадь предусматривает оказание помощи обучающимся 1 курса в самостоятельном изучении разделов математики. Рассматриваются вопросы по разделу: «Алгебра и начала анализа».В ...

Методические рекомендации по самостоятельному изучению темы "Плоская система произвольно расположенных сил" дисциплина Техническая механика

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия в помощь студентам для самостоятельного решения задач по дисциплине Техническая механика, тема «Произвольная плоская сист...

Учебно-методическая разработка для самостоятельного изучения темы "Зрительный анализатор"

Учебно-методический материал к самостоятельному изучению темы «Строение и работа зрительного анализатора» для студентов очно-заочной формы обучения p { margin-bottom: 0.25cm; direction:...