Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
статья на тему
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].
Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий при преподавании физики
О.И. Маслова, преподаватель физики
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский строительный техникум» (ГБОУ СПО ВСТ), г. Волгоград
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность студентов; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей студентов [2].
Физика – это одна из дисциплин, в ходе усвоения которой студенты вовлекаются во все виды деятельности: от наблюдения явлений и их исследования до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и выводов.
Основной целью преподавания физики является развитие абстрактного мышления студента и в этом преподавателю помогают информационные технологии.
Информационные технологии активно внедряются не только в нашу жизнь, но и в образование. Использование информационных технологий в учебном процессе приводит к:
- развитию новых педагогических методов и приемов;
- изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
- структурным изменениям в педагогической системе.
Компьютерные технологии позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам. Использование компьютерных программ в обучении, в частности при подготовке занятий по физике способствует развитию интереса студентов к дисциплине, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения [3].
Примером того, что роль информационных технологий в обществе растет, может служить федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, где в требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано:
«5.1. …(специалист) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
… ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности…
… ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» [1, 2]
Следовательно, необходимо большое внимание уделить применению информационных технологий в образовании, причем, не только, студентам, но и преподавателям.
Для решения проблемы: как более эффективно вовлечь студентов в активную деятельность, т.е. развить универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), необходимо внедрят информационные технологии в проведение занятие по физике.
Было проведено занятие «Сбережем электроэнергию» с использованием многофункционального портала «Энергоэффективная Россия» www.energosber.info.
В первую очередь данное занятие было направлено на повышение компьютерной грамотности студентов по использованию Интернет-ресурсов не только на занятиях по физике и информатике, но и в своей жизни. Интегрированность занятия дало возможность студентам изучить структуру браузера, получить первоначальный навык работы в сети Интернет, а также внимание студентов было привлечено к проблеме энергосбережения.
Но наиболее эффективно проходят занятия по физике с использованием табличного редактора MS Excel. В некоторых разделах физики (кинематике, электродинамике) студентам необходимо не только проанализировать, но и построить различные графики. В этом случае на помощь приходит данный табличный редактор.
Наиболее эффективным в моей деятельности является занятие по теме «Колебания», когда студентам предлагается с помощью MS Excel рассмотреть собственные биоритмы. На данном занятии студенты, задав свою дату рождения и расчетный период, строят графики собственных биоритмов по трем составляющим: физическому, эмоциональному и интеллектуальному циклу (рис. 1) и, проанализировав полученные графики, выводят соответствующие формулы по каждому из циклов и анализируют собственное самочувствие на расчетный период.
Рис. 1 Биоритмы
Построив и проанализировав собственных биоритмов, студенты приходят к следующим выводам:
- период колебаний физического цикла составляет 23 дня, эмоционального – 28 дней, а интеллектуального – 33 дня;
- вычислив циклическую частоту, выводят следующие формулы
Физический цикл: Rф (х) = sin (2πx/23);
Эмоциональный цикл: Rэ (х) = sin (2πx/28);
Интеллектуальный цикл: Rи (х) = sin (2πx/33);
где х – возраст человека в днях.
- с помощью специальной таблицы по анализу физического, эмоционального и интеллектуального состояния, каждый студент делает вывод по собственным графикам о своем состоянии на данный период времени.
Результаты проведенных занятий показали, что они очень интересны студентам, вовлекают их в различные виды деятельности: позволяют каждому студенту высказаться по своим графикам, тем самым развивают у них умение говорить, выражать свои мысли, делать логические выводы, анализировать полученные графики.
Итак, вовлекая студентов в деятельность, связанную с работой по использованию информационных технологий, были сделаны следующие выводы: данная работа (поиск информации, ее обработка, анализ результатов и т.д.) очень интересна для студентов, причем получение знаний и навыков происходит не по одной, а по нескольким дисциплинам; работа в данном направлении должна продолжаться и совершенствоваться.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт – http://standart.edu.ru
- http://school.omgpu.ru/mod/lesson/view.php?id=35132&pageid=3764 - Обучающий ресурс. "Деятельностный подход в образовании"
- http://old.college.ru/modules.php?name=Teacher¶m=viewlink&cid=96 – Мир знаний. Открытый колледж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы при обучении иноязычной лексике
Данная статья представляет собой обзор нормативных документов, в которых подчёркивается значимость необходимости владения учащимися универсальными учебными действиями. Далее представлен пример т...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157303-1354564068.png)
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников
В сборнике представлены материалы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников в свете введения стандартов второго поколения.Пособие печатается по итогам проведения районн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480387-1410620732.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700576-1446451174.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.
Статья по данной проблеме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388374-1390382911.jpg)
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.
Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-957143-1516130566.jpg)
Статья. «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Статья на тему: "Системно -деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе" опубликована в сборнике " Применение инновационных ...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....