Урок по теме "Эволюция человека"
методическая разработка на тему

Мезенцева  Анна  Андреевна

Методическая разработка урока с прменением ИКт технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_cheloveka.docx921.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Происхождение человека»

Цели:

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Результаты:

Л3. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;

Л4. Способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

М1. Повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

П2. Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о систематическом положении человека в природе, об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.
  • Развивающая: развивать  умение выделять прогрессивные черты в облике и образе жизни предков современного человека,  умение анализировать информацию, работать  с  различными  источниками  знаний
  • Воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса к науке биологии и вопросу происхождения человека, способствовать воспитанию любви к родной природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (с элементами технологии развития критического мышления)

Межпредметные связи: история, география

Наглядность и ТСО: ПК, мультимедиапроектор, презентация, видеофильм «Одиссея вида».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

На доске изображения, по которым необходимо рассказать об основных гипотезах происхождения жизни:

http://www.fio.vrn.ru/2004/7/images/gipotezy/bibliya.jpg

photohumanoids8

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисун1.jpg

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/256/255968/255968_html_m2f9c2426.png

Креационизм

Панспермия

Самопроиз.зарож-е

Биохим.эволюция

III. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности.

 «Первый мост» (Вадим Шефнер) - фоном демонстрируется фрагмент фильма «Одиссея вида»

…И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересёк.
На берегу другом – добыча,
Для всей семьи его – еда:
Нетронутые гнёзда птичьи,
Косуль непуганых стада…
Себе, представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потёр.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою сведён.
И вдруг – голодный, низколобый –
Он встал, упорен и высок,
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев – гнильё! –
Он стал раскачивать её.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешёл другой,
И пот со лба отёр усталой –
Уже не лапой, а РУКОЙ.

- Как вы думаете, о чём идёт речь в стихотворении? Какую тему мы сегодня будем изучать?

IV. Сообщение темы и постановка целей.

Сегодня, ребята,  наше занятие пройдёт в форме виртуальной экскурсии, наш кабинет «превратится» в музей антропологии (Что изучает антропология?)

Посетив залы музея, мы узнаем много нового об эволюции человека. Тема нашего урока «Происхождение человека».

Какие цели мы поставим? Вы должны иметь представление о систематическом положении человека в природе, об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.

V. Изучение нового материала.

Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним, какое же систематическое положение занимает человек в природе.

Систематическое положение человека в природе. Доказательства животного происхождения

Задание: установить соответствие  (на экране приведены систематические категории и их названия, обучающиеся  должны установить соответствие; записывают в тетрадях.  Время: 3-4 мин.)

1) Царство: Животные
2) Подцарство: Многоклеточные
3) Тип: Хордовые
4) Подтип: Позвоночные
5) Класс: Млекопитающие
6) Отряд: Приматы
7) Семейство: Гоминиды
8) Род: Человек
9) Вид: Человек разумный

Мы установили, что Человек относится к царству Животные, а доказал это великий учёный Ч. Дарвин, опираясь на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике, палеонтологии.

Первый зал нашего музея – «зал анатомии», в котором мы познакомимся с  доказательствами  животного происхождения человека.

Слово  предоставляется специалисту по анатомии….. (сообщение):

- Анатомия- наука, изучающая внутреннее строение организмов.

О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:

  • копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела);
  • слабо развитой волосяной покров на теле;
  • подкожная мышца;
  • мышцы, поднимающие волосы;
  • мышцы, двигающие ушные раковины;
  • в области гортани, выше голосовых связок, у человека имеются особые морганьевы желудочки, у обезьян на том месте – крупные голосовые мешки;
  • надбровные дуги в черепе;
  • зубы мудрости;
  • аппендикс – слепая кишка;
  • в углу глаза – третье веко.

 Атавизмы –появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:

  • несколько пар сосков – многососковость (полимастия);
  • волосяной покров
  • добавочные молочные железы;
  • шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;
  • сильное проявление клыков;
  • хорошо развитый бугорок в уголке уха.

К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян.

- О каких анатомических доказательствах вы узнали?

- Что относится у человека к атавизмам и рудиментам?

(Студенты записывают  в тетрадях примеры атавизмов и рудиментов)

 «Зал эмбриологии»

Слово «эмбриологам», перед которыми стоит  задача наиболее полно рассказать  о сложнейшей науке эмбриологии, раскрывающей тайны зародышевого развития организма человека и животных (сообщение)

- Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Она имеет большое значение для доказательства эволюции и для выяснения степени родства между организмами. Так обнаружено сходство в развитии зародышей человека и животных.

Таким образом, можно сделать вывод, что к человеку применим биогенетический закон Мюллера–Геккеля: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез). Онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

В ходе зародышевого развития человека возникают и исчезают следующие признаки сходства с животными.

1. Зигота напоминает простейших.

2. Бластула напоминает колониальную форму (например, вольвокс).

3. Гаструла напоминает кишечнополостных.

4. У зародыша человека закладываются:

а) жаберные щели;

б) сердце в виде пульсирующей трубки;

в) клоака;

г) в возрасте 1,5–3 месяцев у человеческого зародыша:

– развит хвост;

– большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны;

– мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы.

В ходе дальнейшего развития эмбриона большие полушария надвигаются на другие отделы головного мозга, кора больших полушарий образует борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга, и он приобретает специфические черты строения, присущие человеку (ароморфоз, знаменующий новый этап в развитии приматов.)

(после  выступления на экране преподаватель ещё раз показывает  признаки сходства зародыша человека с животными, а студенты называют и записывают)

Этапы антропогенеза

«Зал антропологии»

C:\Users\Admin\Desktop\откр.урок\1.jpgОбъяснение по схеме:

- Африка – континент, который является родиной  человека, именно там обитали общие  предки  человека и человекообразных обезьян -  насекомоядные плацентарные, которые жили в мезозое. В палеогене кайнозоя от них отделилась ветвь, которая привела к появлению парапитеков – предков современных человекообразных обезьян. От парапитеков отделилась ветвь, которая привела к появлению дриопитеков  полагают, что это произошло примерно 20 млн лет назад. Дриопитеки дали две ветви: одна из них привела к появлению современных человекообразных обезьян, а вторая – появлению первых предков человека – австралопитеков.

Об этих и других этапах антропогенеза нам расскажут специалисты по антропологии, а мы с вами составим таблицу:

(В  ходе сообщений обучающиеся заполняют таблицу, после каждого выступления проверка)

Предок человека

Исторический возраст

Место обнаружения

Объём мозга

Особенности черепа

Орудия труда

Речь

Австралопитек

4-1 млн.лет

Африка

530 см³

Слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, костяной стреловидный гребень

-

Отсутствовала

Человек умелый

2,6-1,5 млн.лет

Африка

650-800 см3

Выпуклость внутри тонкостенного черепа, немассивные челюсти

Из гальки

Отсутствовала

Человек прямоходящий

А) питекантропы

Б) синантропы

В) гейдельбергский человек

1,6 млн -200 тыс.лет

О. Ява

Китай

900-1220 см3

Развит сплошной толстый надглазничный валик, низкий лоб, отсутствовал подбородочный выступ

каменные орудия

Зачаточная

Неандертальцы

200-28 тыс.лет

Германия

1200-1400 см3

Сильно развит надглазничный валик, приплюснутый сверху затылок, слабо развитый подбородочный выступ

Кремниевые и костяные орудия

Зачаточная

Кроманьонцы

50 тыс.лет

Франция, Китай, Чехия, Африка, РФ (Воронеж, Владимир)

1350-1600 см3

Высокий лоб, затылок округлый, лоб прямой, малая высота лица, подбородочный выступ, иногда выражены надбровные дуги

Орудия из камня, кости и рога – резцы, скребки, свёрла, иглы, наконечники для дротиков, стрел и копий

Членораздельная

Австралопитеки (сообщение)

Австралопите́ки — род ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеки жили в плиоцене, примерно 4 млн. лет назад до менее миллиона лет назад.

По-видимому, эти существа были не более чем обезьянами, по-человечески перемещавшимися на двух ногах, хотя и сгорбленно. Возможно, под конец они умели пользоваться подручными камнями для раскалывания, к примеру, орехов, использовали  палочки для извлечения термитов и дубинки для охоты. Насколько часто австралопитеки охотились — вопрос спорный, так как их ископаемые останки редко ассоциируют с останками убитых животных.

С человеком австралопитеков сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Головной мозг относительно крупный (530 см³). Одним из основных характерных признаков для парантропов является костяной стреловидный гребень на черепе.

Человек умелый (сообщение)

Человек умелый, судя по найденным костным остаткам, обнаруженным  в 1959 г. в Танзании, существовал более полумиллиона лет. Его лицо имело архаичную форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперёд челюстями. Голова человека умелого стала более округлой формы, чем у австралопитеков; мозг также стал крупнее, хотя составлял всё ещё лишь половину мозга современного человека. Объём мозга человека умелого — 600—800 см³. Выпуклость внутри тонкостенного черепа говорит о наличии у них  центра речи, но гортань, возможно, не была способна производить столько же звуков, сколько наша гортань. Челюсти были менее массивные, чем у австралопитека. Человек умелый, по-видимому, сознательно изготавливал орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки  неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его с расстояния от 3 до 15 км. Однако в отличие от более поздних видов Homo, хабилисы не слишком бережно относились к изготовленным собой орудиям труда и, зачастую, после кратковременного использования попросту выбрасывали их. Кисть человека умелого уже можно назвать человеческой. Она обладала силовым захватом большей мощности. Ни у одной обезьяны таких способностей нет.

Человек прямоходящий (питекантропы и синантропы)

Предполагается, что представители этого рода  появились в Восточной Африке  1,5 млн -200 тыс.лет назад.

Около  1.8 миллиона лет назад через территорию Ближнего Востока они широко распространились по Евразии вплоть до Китая. В Восточной Азии обитали два подвида: более примитивные яванские питекантропы из Индонезии и более прогрессивные синантропы из Китая. За европейским подвидом закрепилось название гейдельбергского человека. Обладали средним ростом (1,2—1,5 м), прямой походкой.

 Среди особенностей строения черепа можно выделить  толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок. Объём мозга достигал 900—1200 см³.  Питекантропы и синантропы  активно изготавливали каменные орудия, использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковали каннибализм; около 1,9 миллиона лет назад начали готовить пищу на огне. Считают, что у них были зачатки речи.

Неандертальцы (сообщение)

Неандертальцы  жили 200—28  тысяч лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь (Германия). Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки  они даже превосходили современных людей. Череп отличался массивной  и утолщённой  лицевой и мозговой частями. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Объём головного мозга 1200-1600 см3. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и светлокожими.

Изготавливал орудия труда, которые поражают своим разнообразием: пилки, шильца, каменные ножи, остроконечники, скребки для шкур, топоры и др.

Кроме того, неандертальцы верили в загробную жизнь. Об этом говорит то, что они хоронили умерших – этого не делает больше ни одно живое существо, только мы и неандертальцы. Причём умершего не просто закапывали, а пытались о нём позаботиться: в могилу помещали орудия труда, еду и… цветы. Да, уже тогда существовал такой обычай – и первыми стали так делать неандертальцы.

Неандертальцы, скорее всего, представляли вымершую боковую ветвь генеалогического древа гоминид

Но существует и другой взгляд на неандертальцев их считают возможными предками современного человека в отдельных регионах, например, в Центральной Европе, или даже универсальным звеном в эволюции от человека прямоходящего (Homo erectus) к современному человеку разумному.

Кроманьонцы (сообщение)

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.

По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека. Череп кроманьонцев в целом похож на череп современного человека: объём мозга в среднем 1300–1800 см3, череп высокий, затылок округлый, лоб прямой, малая высота лица, подбородочный выступ и др. Но есть и отличия: череп несколько массивнее, его продольные размеры, ширина глазниц и толщина костей больше, чем у современных европейцев, иногда выражены надбровные дуги.

Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное — собака.

Жили общинами по 20—100 человек и впервые в истории создали поселения. У кроманьонцев, как и у неандертальцев, жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе строили землянки, а в Сибири — хижины из каменных плит. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур. Жили родовым обществом, приручили собаку.

Вывод:

  • В процессе антропогенеза увеличивался объем головного мозга.
  • Развивались анатомо-морфологические особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Физкультминутка (Упражнения, выполняемые обучающимися, перекликаются с темой урока)

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись.

Ребята  продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»

Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды.

Упражнение для шейного позвоночника — человек на охоте

Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.

Забайкалье

- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о древних людях в  Забайкалье? Есть ли доказательства обитания древних предков человека на современной территории Забайкалья?

Материалы, полученные в ходе археологических исследований Забайкалья, свидетельствуют, что, вероятнее всего, первый человек появился в этих местах 100-40 тыс. лет назад. Одним из доказательств обитания древнего человека на территории современного Забайкалья является  памятник природы  Быркинские (Люськины) скалы в Приаргунском районе. На гладких стенах гранитного монолита археолог А.И. Мазин в 1983 году обнаружил палеолитические наскальные рисунки - настоящую картинную галерею, пополнявшуюся на протяжении тысячелетий. Уникальный рисунок, сделанный примерно 12 тысяч лет назад, изображает шерстистого носорога, на другом - стая бегущих бизонов. Время пощадило древние рисунки, но люди оказались более безжалостными. За последние несколько десятилетий все доступные плоскости Быркинских скал оказались испорчены современными надписями.

VI. Закрепление

Кроссворд

Вопросы:

По горизонтали: 

2.Отряд, к которому относится человек.

4.Название рода этих предков человека, живших  200  тысяч лет назад,  происходит от названия ущелья в Германии, где впервые были найдены их останки.

6.Первые современные люди.

7.Многососковость у человека.

9.Прямоходящая ископаемая человекообразная обезьяна – дальний предок или форма, близкая к предкам эволюционной линии, ведущей к современному человеку.

10.Аппендикс у человека.

По вертикали:

1.Отрасль естествознания, исследующая происхождение и эволюцию человека (антропология)

3. Континент – родина человека.

5.Китайский человек.

8.Английский естествоиспытатель, написавший книгу «Происхождение человека и половой отбор».

VII. Обобщение материала. Выдача домашнего задания

Кластер по теме «Происхождение человека»

(Студентам   предлагается разделиться на группы и   в   течение  2-3 минут  выписать ключевые слова по изучаемой теме и в  ходе  обдумывания   графически  изобразить   логические связи   между  этими  понятиями. Студент   записывает   в   центре    листа ключевое понятие,   а   от    него   рисует      стрелки-лучи     в  разные стороны, которые соединяют это слово с другими)

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение «Эволюция человека. Человек будущего»

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы ее?

IX. Рефлексия.

 «ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу,  которые характеризуют вашу  работу сегодня: (фразеологизмы распечатаны на бумаге разного цвета с целью быстрой оценки результата)

«Шевелить мозгами» (зеленый)

«Краем уха» (жёлтый)

«Хлопать ушами» (розовый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жил на Кубани такой человек (в память о художнике и просто замечательном человеке - Давыдове В.С.)

Исследования жизненного и творческого пути замечательного и талантливого человека, земляка,  жителя  Гулькевичского  района, Краснодарского края  – Давыдова  Владимира Сергеев...

Ткани. Органы человека. Системы органов человека.

Презентация по дисциплине "Естествознание" подготовлена для студентов 1 курса специальности "Гостиничный сервис"...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ КОНКУРС «ЗНАТОКИ» ПО ДИСЦИПЛИНАМ: ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ОП.06. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ

Конкурс проводится с целью закрепления знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла – анатомии, фармакологии и микробиологии....