Викторина "Мир вокруг нас"
методическая разработка на тему

Бутко Ольга Викторовна

Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_mir_vokrug_nas.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

игры-викторины «Мир вокруг нас»

Дисциплина: Химия и Биология

Аннотация

На основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования резко возрастает значение внеаудиторной работы. Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные интеллектуальные и интерактивные игры.

Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.

Положительное влияние на личность студентов оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью викторины является ориентация на коллективную работу с объектом. Викторина рассчитана на работу сразу нескольких пользователей и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.

Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 1-2 курса. В викторину включены вопросы по дисциплине Химия и Биология.

Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения смежных дисциплин, дополнительных занятиях и общая эрудиция.

В ходе викторины обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Этапы подготовки и проведения интерактивной викторины «Мир вокруг нас»

Цели игры:

обучающая: расширение кругозора студентов, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры; формирование внимательного отношения к дисциплинам.

развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мышления, памяти, эрудиции.

воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у студентов самостоятельности как черты личности, без которой невозможна деятельность современного специалиста.

Задачи игры:

- повторение и обобщение полученных ранее знаний.

- формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией

Оборудование и материалы, необходимые для проведения мероприятия:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • бланки для подсчетов баллов;
  • таблички с названиями команд;

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Организация подготовки к игре и правила:

В игре могут принимать участие 2-3 команды по нескольку человек.

Игра состоит из 5 туров. Начинает игру команда, которая раньше остальных поднимет флажок. После выбора вопроса команде дается 30 секунд на обдумывание ответа. При неправильном ответе ход переходит к другой команде, поднявшей флажок. У доски ведущие игры (2 человека) записывают, и очки и наблюдают за поднятыми флажками. Игра закачивается, когда разыграны все вопросы (35-40 мин).

Подводим итоги, поздравляем победителей и участников игры.

Заключение

Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования, который заставляет активизироваться учащихся. Считаем, что цель достигнута – выявлен победитель.

Подростки, переступив порог техникума, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь к профессии. Производству требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель, способный развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.


Литература и источники:

  1. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.: Химия, 1990.
  2. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 2010.
  4. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
  5. Подборка  журналов «Химия в школе» разных лет.
  6. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005
  7. Леенсон И.А.  Происхождения названий химических элементов и терминов "Химия и жизнь - 21 век" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.xenoid.ru

Ход игры

1-й ведущий:

О, химия, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет биология очами.
Не разлучайте этих двух сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – химию и только химию.

2-й ведущий: Ну, вы не правы, разве можно прожить без литературы или истории? Ну, а химию вовсе и знать не обязательно?

1-й ведущий: Ах так! А мы сейчас посмотрим? Ну-ка, отгадайте наши загадки!

1. Не фокус это – все мы знаем,

Что цепи длинные глотаем. (Полимеры: белки, углеводы)

2. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар)

3. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.

Знает, знает весь народ –  коль ушиб, то нужен… (йод)

4. Если жар у человека, поищи его в аптеке.

И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин)

5. Это что за наказание – выключается сознание.

Заплетаются слова, закружилась голова.

Я на солнышке лежал, вдруг сознанье потерял.

Как откачали – не помню я, знаю лишь, что мне помог

Гидроксид … (аммония)

6. Его придумал Макентош, когда ходил он в том под дождь

Надевал он всем в пример натуральный полимер. (Каучук)

7.  Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад. (Известняк)

8. Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.

Стоит только сделать вдох, чтобы я явиться смог,

Но если дверь, окно закрыты и приглашаешь ты друзей,

Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ)

2 ведущий: Внимание! Внимание! Приглашаем всех на викторину «Перекрестки естественных наук»!

1 ведущий: Наши участники уже прибыли. Это лучшие химики и  биологи, которые никогда не унывают, хорошо считают и решают задачи.

2 ведущий: Команды заняли свои места и через несколько минут представят нам свои названия и капитанов. А я тем временем представлю вам наше строгое, но справедливое жюри.

Представление команд

1 ведущий: I тур – «Разминка»

Команды выбирают вопрос и отвечают на него, за каждый правильный ответ получают 1 балл.

2 ведущий: II тур – «Кто есть кто»

Команды будут представлены портреты ученых, внесших немалый вклад в развитие химии и биологии. К портретам приведены факты из биографии ученых. Если команда определит ученого с первой подсказки, то получит 3 балла, со второй – 2 балла, с  третье – 1 балл.

1 ведущий: IIIтур – «Черный ящик»

Вниманию команд будут предложены черные ящики и даны комментарии по поводу, находящихся в них предметов. Команды должны написать на листках свои варианты ответов. Время на размышления  30 секунд. По истечении времени листки с ответами надо передать жюри. Правильный ответ – 3 балла.

2 ведущий: Вы, пожалуй, правы. Ни одной отрасли промышленности не обойтись без знаний по химии. И всё же  уморили вы нас своими заданиями. Пора и отдохнуть.

1 ведущий: Ну это запросто! Вы фокусы любите?

(выходит «фокусник»)

Опыт  « Несгораемый платок»

1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.

2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.

Опыт  « Вулкан»

На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.

Опыт  « Дым без огня».

Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.

1 ведущий:  IV тур- «Угадай-ка»

Участникам команды предстоит разгадать ребусы.

  2 ведущий: V тур – «Цветные элементы»

 Командам предстоит определить о каком элементе идет речь.

2 ведущий: Что-то пить хочется!

1 ведущий: Ну, это можно. Чего бы ты хотел выпить?

2 ведущий: Ну не знаю. Может молока (выносят стакан с «молоком» опыт       № 1,2  и ещё несколько «пустых» стаканов)

 1 ведущий: Запросто!

2 ведущий: Нет лучше водички (опыт № 2)…нет или компотику (опыт № 3)… нет или лучше газировки (опыт № 4)

Опыт  « Превращение молока в воду, компот, газировку»

1. Раствор хлорида кальция и соляной кислоты («молоко»).

2. Добавить несколько капель соляной кислоты, Жидкость вскипает и становится бесцветной (вода).

3. Перелить полученный раствор в другой стакан, стенки которого смочены раствором лакмуса. Изменение окраски раствора лакмуса в кислой  среде (красный –  «компот»).

4. Перелить в стакан, на дне которого тонким слоем (незаметно) насыпан порошок мела или известняка (выделение углекислого газа – «газировка»).

2 ведущий: Здорово! А как это у вас получается?

1 ведущий: Будешь дружить с химией – узнаешь! Наша викторина подошла к завершению. Пока жюри подсчитывает баллы, у нас есть для вас еще одно задание.

2 ведущий: Да, переводил я пословицы с иностранного языка, и какая-то ерунда получилась. Может поможете?

Перевёртыши

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
  2. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит.)
  3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
  4. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)  

Вот здорово, а я бы вовек не догадался. Спасибо вам за интересную игру. Теперь и я буду дружить с такой замечательной наукой!

Все по очереди.

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Мы должны от А до Я.

Что мы носим, что едим,

Чем здоровью мы вредим?

Как кислоты выливать,

Чтобы что-то не взорвать?

На все вопросы эти

Нам химия ответит!

Моя родная химия,

Пусть нет тебя опасней,

Но нет необходимее

И нет тебя прекрасней! 

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химия вокруг нас".

Программа объединения дополнительного образования "Химия вокруг нас"....

Программа объединения дополнительного образования "Математика вокруг нас"

Программа объединения дополнительного образования расчитана на 160 часов в год для обучающихся по профессии "Повар, кондитер"....

квн "Интересное вокруг"

Конспект общешкольного КВНа "Интересное вокруг", в коррекционной школе 8 вида для учащихся с 6 по 9 классы. Приложение  к квну в форме презентации...

Методическая разработка интегрированного урока на тему "Маркетинговая среда вокруг предприятий отрасли печати"

  Интегрированный урок проводился по МДК Основы управления производством полиграфической продукции  (Тема Управление маркетинговой деятельностью в полиграфическом производстве) и ОГСЭ...

Занятие по программе дополнительного образования "Мерчандайзинг" по теме "Внешний вид магазина и территория вокруг него"

Материалы для проведения занятия по программе дополнительного образования "Мерчандайзинг" по теме "Внешний вид магазина и территория вокруг него" содержат лекцию (восприятие магазина целевой группой п...