Рабочая программа по химии
рабочая программа на тему

Исакова Наталия Викторовна

Рабочая программа по химии для студентов 1 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_khimia.docx68.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение   Самарской области

«Чапаевский химико-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.09   ХИМИЯ

«общеобразовательный цикл»

программы   подготовки специалистов среднего звена

по специальностям технического  профиля

15.02.01       Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования  химических производств

15.02.07       Автоматизация технологических процессов и производств  в химической промышленности

 13.02.11      Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической промышленности

09.02.04     Информационные системы

 23.02.03     Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Чапаевск, 2016

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

химических  дисциплин

Председатель ПЦК

_____________Л.П.Мамкова

Протокол №1

29 августа  2016 г.

Составитель: ИсаковаН.В., преподаватель ГБПОУ   «ЧХТТ»

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Новикова Н.Ф., старший методист ГБПОУ СПО «ЧХТТ»

Содержательная экспертиза: Никишева Л.Б. преподаватель  ГБПОУ СПО «ЧХТТ»

Рабочая программа учебной дисциплины ХИМИЯ  разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования;  федерального государственного образовательного  стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям15.02.01       Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования  химических производств;  15.02.07       Автоматизация технологических процессов и производств  в химической промышленности;  13.02.11      Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической

промышленности;   09.02.04     Информационные системы;  23.02.03     Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), примерной программы учебной дисциплины НАЗВАНИЕ для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21»  июня  2015г., регистрационный номер рецензии №  385 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО»,

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

4

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

4

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….

4

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...

4

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .

5

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………….

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………

7

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….

17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

     18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………

20

5.ЛИСТ ИЗМЕРЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………..

27


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины ХИМИЯ является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО   программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальностям среднего профессионального образования: 15.02.01       Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования  химических производств;  15.02.07       Автоматизация технологических процессов и производств  в химической промышленности;  13.02.11      Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической промышленности;

09.02.04     Информационные системы;  23.02.03     Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортатехнического профиля  профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с  естественнонаучным профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса Химии  на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина  Химия для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины Химия  имеетмежпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами физика, биология и профессиональными дисциплинами  органическая химия,  аналитическая химия, коллоидная химия.

Изучение учебной дисциплины  Химия завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностныерезультаты:

- чувство гордости   уважения  к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельнос

метапредметные результаты:

- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента)   для изучения сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться а профессиональной сфере;

- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметные результаты:

-сформированностьпредставлений о месте химии  в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозораи функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

-сформированность умения давать  количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Освоение содержания учебной дисциплины Химия обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности)

Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) 

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

         Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение

работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;

- самостоятельная работа обучающегося 39час.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ не предусмотрено

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лабораторные занятия

34

практические занятия

6

контрольные работы

2

     Индивидуальный проект

Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

в том числе:

Сообщение

Доклад

Домашняя работа

Презентация

Реферат

3

7

4

17

8

Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачета

Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины Химия  осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальностей 15.02.01       Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования  химических производств;                          15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств  в химической промышленности;  13.02.11      Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в химической  промышленности;  

   09.02.04     Информационные системы;  02.03     Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


2.2. Тематический план и содержаниеучебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении специальностей СПО технического  профиля профессионального образования.

1

1

2

Раздел 1  

Общая и неорганическая химия

        

45

Тема 1.1Основные понятия и законы

Содержание учебного материала

Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

3

3

2

Дидактические единицы:

модели атомов химических элементов

- модели атомов простых и сложных веществ

Лабораторная работа

Не предусмотрено

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

3

Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

4

4

2

Дидактические  единицы:

- различные формы Периодической  системы химических элементов Д.И.Менделеева

Лабораторная работа

Не предусмотрено

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

3

Тема 1.3 Строение вещества

Содержание учебного материала:

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая кристаллическая решетка  и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Твердое, жидкое, и газообразное состояния веществ. Переход из одного агрегатного состоняния в другое. Водородная связь.

Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах

Дидактические единицы:

- образцы дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей.

- модель кристаллической решетки хлорида натрия

6

4

2

Лабораторная работа № 1 Получение и исследование  свойств  дисперсных систем

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

3

3

Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых тел от различных факторов.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.

8

1

2

Дидактические единицы:

- растворимость веществ в воде

-образцы минеральных вод различного происхождения

Лабораторная работа № 2 Изучение протекания  реакций  ионного обмена в растворах электролитов

Лабораторная работа № 3 Исследование механизма гидролиза солей

Лабораторная работа  № 4 Приготовление раствора  заданной концентрации

2

        

        2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа № 1

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

4

3

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений

Содержание учебного материала:

Кислоты, как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения кислоты.

Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований  в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения оснований.

Соли, как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей  в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения  солей. Гидролиз солей.

Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Амфотерные, основные и кислотные оксиды. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

10

2

2

Дидактические единицы:

- взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами

Лабораторная работа №5  Исследование  сравнительной  активности кислот

Лабораторная работа № 6 Получение амфотерных гидроокисей   и изучение их свойств

Лабораторная работа № 7Испытание  растворов щелочей индикаторами

  Лабораторная работа № 8Исследование  химических свойств серной кислоты

2

2

2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

5

3

Тема 1.6Химические реакции

Содержание учебного материала:

Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

4

2

2

Дидактические единицы:

- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды.

Лабораторная работа

Не предусмотрено

2

Практическое занятие № 1Составление полных уравнений окислительно-восстановительных реакций различных типов

2

2

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

2

3

Тема 1.7  Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

10

4

2

Дидактические единицы:

-коллекция металлов

Лабораторная работа №9  Исследование   свойств  щелочных металлов.

Лабораторная работа № 10 Исследование  свойств соединений железа

 Лабораторная работа № 11 Исследование   свойств  аммиака  и солей аммония

2

2

2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

5

3

Раздел 2 Органическая химия

32

Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала:

Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Реакции присоединения, отщепления, замещения, изомеризации.

Основные положения теории химического строения . Изомеры и изомерия. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

6

4

2

Дидактические единицы:

- модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Лабораторная работа № 12 Обнаружение углерода  иводорода в органических соединениях.

2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа № 1 по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»

1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

3

3

Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала:

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств.

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

6

3

2

Дидактические единицы:

- коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторная работа № 13 Изготовление парафинированной  бумаги  и испытание  ее свойств

2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа № 2

1

2

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

3

3

Тема 2.3 Кислородосодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.Мыла.

10

4

2

Дидактические единицы:

- качественные реакции на фенол

- качественные реакции на многоатомные спирт

Лабораторная работа №14 Исследование  химических  свойств  этилового спирта

Лабораторная работа № 15 Исследование  окисления альдегидов.

Лабораторная работа № 16   Исследование   химических свойств  карбоновых кислот

2

2

2

2

Практическое занятие

Не предусмотрено

Контрольная работа № 2по теме « Металлы. Неметаллы»

1

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

5

3

Тема 2.4 Азотосодержащие органические соединения . Полимеры

Содержание учебного материала:

Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств.Аминокислоты, получение и свойства.

10

4

2

Дидактические единицы:

- цветные реакции белков

- реакция анилина с бромной водой

Лабораторная работа № 8 .Исследование  свойств белков

2

2

Практическое занятие  №2Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Практическое занятие № 3 Распознавание пластмасс и волокон.

2

2

2

2

Контрольная работа

Не предусмотрено

Внеаудиторная (самостоятельная работа) обучающихся

39

3

Всего

117


2.3. Содержание профильной составляющей

Для специальностей технического профиля: профильная  составляющая отражена в каждой теме «примерное содержание дисциплины». Этот компонент  реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся ( написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя ( выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.)

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве;

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Химия , лаборатории Неорганическая химия

Оборудование учебного кабинета:        

- посадочные места по числу студентов,(28)

- рабочее место преподавателя,(1)

- рабочая доска,(1)

- комплект наглядных пособий по предмету «Химия» (учебники,  справочники инструкции) (16)

Технические средства обучения:

        

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

 - экран,

- интерактивная доска,

- аудиосистема,

- комплект слайдов по темам курса дисциплины.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочее место по числу обучающихся, (28)

- рабочее место преподавателя, (1)

- рабочая доска, (1)

- лабораторная посуда

- химические реактивы.

3.2. Информационноеобеспечение

Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

Для преподавателей

  1. Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
  2. Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного  профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
  3. ГабриелянО.С., Г.Г.Лысова Химия для преподавателя Москва «Академия» 2014
  4. ЕрохинЮ.М.  Химия  Москва «Академия» 2014
  5. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учебное пособие для студентов учреждений проф. образования.-М.,2014
  6. Зайцев О.С. Химия. Лабораторный практикум и сборник, -Москва «Юрайт», 2016
  7. Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н. Химия.Задачник. Учебное пособие для СПО.-Москва «Юрайт»,2016
  8. Князев Д.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия в 2ч. Часть 1 и 2, Москва «Юрайт», 2016
  9. Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н., Голубев А.М, Шаповал В.Н. Химия 2-е издание, пер. и доп. Учебник для СПО, Москва «Юрайт», 2016
  10. Смарыгин С.Н., Багнавец Н.Л., марыгин С.Н., Багнавец Н.Л., Неорганическая химия. Практикум., Москва «Юрайт», 2016

Для обучающихся

  1. Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
  2. Габриэлян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного  профилей: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.,2014
  3. ЕрохинЮ.М.  Химия  Москва «Академия» 2014
  4. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учебное пособие для студентов учреждений проф. образования.-М.,2014
  5. Зайцев О.С. Химия. Лабораторный практикум и сборник, -Москва «Юрайт», 2016
  6. Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н. Химия. Задачник. Учебное пособие для СПО.-Москва «Юрайт»,2016
  7. Князев Д.А., Смарыгин С.Н. Неорганическая химия в 2ч. Часть 1 и 2, Москва «Юрайт», 2016
  8. Лебедев Ю.А., Фадеев Г.Н., Голубев А.М, Шаповал В.Н. Химия 2-е издание, пер. и доп. Учебник для СПО, Москва «Юрайт», 2016
  9. Смарыгин С.Н., Багнавец Н.Л., марыгин С.Н., Багнавец Н.Л., Неорганическая химия. Практикум., Москва «Юрайт», 2016

Интернет-ресурсы

  1. www,pvg.mk.ru(олимпиада Покори «Воробьевы горы»)
  2. www.hemi.wallst.ru ( Образовательный сайт для школьников «Химия»)
  3. www.alhimikov.net( Образовательный сайт для школьников)
  4. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии)
  5. www.enauki.ru (интернет-издание для учмтелей «Естествееные науки»)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

-сформированность представлений о месте химии  в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозораи функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Экспертная оценка выполненных реферативных работ

- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

Фронтальный опрос в форме химического диктанта

- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии

Анализ лабораторных работ

-сформированность умения давать  количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

Анализ выполнения  расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества

-владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Экспертная оценка выполненных реферативных работ, конспектов, презентаций.

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

1. НЕ было контрольных работ                           1. Внесены 2 контрольные работы

Основание: рекомендация аккредитационной комиссии

                                                                                2. Изменился макет программы  

                                                                                 Основание: рекомендации ФГОС

Подпись лица, внёсшего изменения


Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

формируемые универсальные учебные действия

Лабораторная работа № 1 Получение и исследование  свойств  дисперсных систем

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 2 Исследование протекания  реакций  ионного обмена в растворах электролитов

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 3 Исследование  механизма гидролиза  солей

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа  № 4 Приготовление раствора  заданной концентрации

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 5 Исследование сравнительной активности  кислот

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 6 Получение амфотерных  гидроокисей   и изучение их свойств

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 7 Испытание растворов щелочей индикаторами

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 8 Исследование химических свойств  серной кислоты

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа  № 9 Исследование  свойств  щелочных металлов

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 10 Исследование  свойств  соединений железа

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа №11 Исследование  свойств аммиака  и солей аммония

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 12 Обнаружение  углерода  и водорода  в органических соединениях.

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа №  13 Изготовление парафинированной бумаги  и  испытание ее свойств

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 14 Исследование  химических  свойств  этилового спирта

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 15 Исследование окисления альдегидов

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 16 Изучение химически х свойств  карбоновых кислот

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Лабораторная работа № 17 Исследование свойств  белков

2

Работа в группах

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Приложение 2

Виды универсальных учебных действий

(в соответствии с ФГОС СОО) 

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО)

       Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) 

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

         Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение

работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

         Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для СПО

Содержит календарно-тематическое планирование и спичсок самостоятельных работ....

Рабочая программа по химии для обучения учащихся по специальности: автомеханик (79 ч)

Представлена рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: автомеханик...

Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)

Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специалности :повар (100 ч.)...

Рабочая программа по химии для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности: Повар (100 ч.)

Публикуется рабочая программа и календарно-тематическое планирование для обучения учащихся в ГОУ НПО по специальности :повар (100 ч.)...

Рабочая программа по химии ФГОС-3

Программа по химии ФГОС-3...

Рабочая программа по химии для специальности СПО "Технология продукции общественного питания"

Рабочая программа по химии I курс для обучающихся по специальности СПО "Технология продукции общественного питания" составлена в соответствии с новыми ФГОС третьего поколения....

Рабочая программа по химии для специальностей СПО технического профиля

Программа разработана на основе примерной  учебной программы  дисциплины «Химия»  для специальностей среднего  профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаме...