КТП биология 10-11 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Алова Олеся Владимировна

Программа по биологии для студентов Орского машиностроительного колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_biologiya_peredelana.docx76.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Орский машиностроительный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ «Орский

машиностроительный колледж»

_____________  Н.М. Павленко

«_____» _______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

(название дисциплины)

Орск, 2016 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основании:

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Утвержден приказом Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885.);
  • разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО, формируемых на основе ФГОС НПО/СПО (одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» протокол №1 от 03 февраля 2011г.);

-      учебного плана специальности   38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - базовая   подготовка                          

Разработчик:

О.В. Алова  преподаватель

Высшей категории

(подпись)

(И.О. Фамилия, квалификационная категория)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена комиссией:

общеобразовательных и общественных дисциплин

(наименование комиссии)

Протокол №

1

от

«28»

 

  августа

 2016 г

Председатель комиссии:

И.А. Валявина

(подпись)

(И.О. Фамилия)

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

(название дисциплины)

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности

38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

(код и наименование специальности)

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессионального образования при наличии основного общего образования

в области общеобразовательной подготовки

(направление программы профессиональной подготовки)

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

базовая дисциплина общеобразовательного цикла

(принадлежность дисциплины к учебному циклу)

  1. Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развитии современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общественную культуру;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношении к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний  и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдении мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В результате освоении дисциплины обучающийся должен знать /понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина, учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерности наследственности и изменчивости;

-строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

-вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять: роль биологии в формирование научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний многообразие видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствии собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных. Ресурсах интернета) критически ее оценивать.

Обучающийся должен использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические работы

14

Контрольные работы

8

Курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

В том числе:

Повторение материала, подготовка к опросу

9

Оформление лабораторных работ

Самостоятельное изучение и конспектирование нового материала

18

Самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета

12

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.


2.2       Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Биология»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.  Биология как наука. Методы научного познания

6

Тема 1.1.  Развитие биологии как науки

Содержание учебного материала:

4

1.

Отличительные признаки живой природы.

1

2.

Основные уровни организации живой природы

2

3.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

4.

Метод познания живой природы

2

Самостоятельная работа, составление таблицы « Методы исследования биологии»

2

3

Раздел 2. Клетка

26

Тема 2.1. Основы цитологии и учении о клетке

Содержание учебного материала:

7

1

Развитие знаний о клетке

1

2

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира

2

3

Химический состав клетки

2

4

Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

2

Контрольная работа № 1

1

3

Самостоятельная работа, подготовка опорного конспекта « Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»

4

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения*

Тема 2.2.

Строение клетки

Содержание учебного материала:

7

1

Основные части и органоиды клетки, их функции

1

2

Доядерные и ядерные клетки

1

3

Вирусы -неклеточные формы

1

4

Строение и функции хромосом

2

5

ДНК-носитель наследственной информации

2

6

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках

2

7

Ген и генетический код

2

Практическая работа № 1 «Клеточное строение организмов»

1

4

Контрольная работа № 2

1

3

Самостоятельная работа, составление таблицы «Сравнительный анализ клеток прокариот и эукариот»

5

5

Раздел 3. Организм

21

Тема 3.1 Организм - единое целое

Содержание учебного материала:

5

1

1.

Многообразие организмов

1

1

2.

Обмен веществ и превращении энергии – свойство живых организмов

1

3.

Половое и бесполое размножение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения*

4

Оплодотворение и его значение

1

Контрольная работа № 3

1

4

Самостоятельная работа обучающихся, подготовка сообщений «Типы оплодотворения

3

3

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организма

Содержание учебного  материала:

5

1

Причины нарушений развития организмов

1

2

Индивидуальное развитие человека

1

3

Репродуктивное здоровье

1

4

Последствия влияния ПАВ на развитие зародыша человека

2

Практическая работа № 2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих»

1

4

Контрольная работа № 4

1

Практическая работа № 3 Онтогенез»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся, подготовка сочинений «Влияние употреблений ПАВ на развитие эмбриона»

4

3

Раздел 4 Наследственность и изменчивость

21

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Тема 4.1. Основы генетики

Содержание учебного  материала

4

1

Г.Мендель – основоположники генетики

1

2

Генетическая терминология и символика

1

3

Взаимодействие генов (аллельное, неаллельное)

1

4

Закономерности наследования, установлены Г. Менделем

2

5

Хромосомная теория эволюции наследственности

2

6

Современные представления о гене и геноме

2

Практическая работа № 4 «Составление схем скрещивания»

1

Практическая работа № 5 «Решение генетических задач»

1

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений «Генетика и здоровье»

2

Тема 4.2. Закономерности наследственности

Содержание учебного  материала

2

1

1

Влияние мутагенов на организм человека.

2

2

Значение генетики для медицины и селекции

2

3

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

2

4

Методы изучения наследственных заболеваний

2

Практическая работа № 6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

1

3

Практическая работа № 7 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1

Самостоятельная работа обучающихся, составление опорного конспекта «Причины мутаций»

2

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Тема 4.3. Основы селекции

Содержание учебного  материала

3

1

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

1

2

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

2

3

Биотехнология, ее достижения

2

Практическая работа № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития исследований в биотехнологии»

1

Контрольная работа № 5

1

4

Самостоятельная работа обучающихся, составление таблицы «Методы селекции»

2

3

Раздел 5 Вид.

24

Тема 5.1.Эволюция

Содержание учебного  материала

4

1

История эволюционных идей

1

2

Значение работ К. Линнея, учение Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина

2

3

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

2

4

Вид, его критерии

2

5

Популяция- структурная единица вида, единица эволюции

2

6

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

7

Синтетическая теория эволюции

2

8

Результаты эволюции

2

9

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

2

Практическая работа № 9 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

1

Контрольная работа № 6

1

4

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов: Гипотезы существования эволюции»

3

3

Тема 5.2. Доказательства эволюции

Содержание учебного материала:

7

1

Гипотезы происхождения жизни

1

2

Отличительные признаки живого

2

3

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

2

4

Гипотезы происхождения человека

2

5

Эволюция человека

2

Практическая работа № 10 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1

4

Контрольная работа № 7

1

Практическая работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1

3

Самостоятельная работа обучающихся: составление опорного конспекта Современные представления о происхождении жизни»

5

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 6. Экосистемы

19

Тема 6.1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Содержание учебного материала:

2

1

Видовая и пространственная структура экосистем

1

2

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах

1

3

Причины устойчивости и смены экосистем

1

  Практическая работа №12 « Сравнительная характеристика природных экосистем»

1

   

Самостоятельная работа обучающихся: создание презентации «Влияние загрязнений на живые организмы»

2

3

Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема

Содержание учебного материала:

4

1

Учение В.И.Вернадского о биосфере

1

2

Роль живых организмов в биосфере

1

3

Эволюция биосферы

2

Практическая работа №1 3 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».

1

Самостоятельная работа обучающихся: составление опорного конспекта «Местообитания организмов»

3

3

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения

Тема 6.3. Основные типы экологических взаимодействий

Содержание учебного материала:

2

1

1

Экологические факторы среды

1

2

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

1

3

Последствия деятельности человека в окружающей среде

1

4

Правила поведения в природной среде

2

Практическая работа №1 4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности человека в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

1

Контрольная работа № 8

1

4

Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы «Динамика популяций»

2

3

Всего: максимальная учебная нагрузка

117

в том числе     обязательная аудиторная учебная нагрузка

78

самостоятельная (внеаудиторная) работа

39

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный уровень предполагает  узнавание изученных объектов и явлений по их признакам; знания сформированы на уровне общих представлений об изучаемом объекте;

2. – репродуктивный уровень предполагает воспроизведение информации об изучаемом объекте;  знания  сформированы на уровне запоминания и понимания;

3. – уровень формирования навыков (умений) предполагает использование полученных знаний для выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя;

4. – продуктивный (творческий) уровень предполагает самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

учебного кабинета «Биологии»

(наименование учебного кабинета, лаборатории, мастерской)

Оборудование учебного кабинета лаборатории, мастерской:

столы, стулья, доска, учебники, раздаточный и контрольно-измерительный

материал, видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, DVD),

компьютер

(перечень средств обучения)

  1. 3.2.   Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

-Вертьянов С.Ю. Общая биология: 10-11 классы∕под редакцией Ю.П. Алтухова.- М.: 2009

- Еськов К.Ю. история Земли и жизни на ней: от хаоса до человека.- И:. НЦ ЭНАС, 2009

- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. -М.: Просвещение,2009

-Каменский А.А., Криксунов Е.А.. Пасечник В.В.Биология. Общая биология: Учебник 10-11 классов под редакцией В.К. Шумного, Г.д. Дымщица - М.: Просвещение, 2009.

- Суматохин С.В., Ермаков А.С. Биология. Поурочные разработки. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2010

Интернет источники:

Базовые разделы биологии

Интерактивный учебник по биологии. Разделы по зоологии, ботанике, микробиологии, истории наук. Персоналии. Вопросы и ответы. Тесты.

http:/mediaterra/ru/project/biology

 Учебный курс по общей биологии: электронное пособие: Теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закреплении и усвоения. (демо-версия программ)

http:/learn biology/narod.ru/

Дополнительные источники:

- Дарвин Ч. Происхождение видео путем естественного отбора: книга для учителя∕под ред..А.В. Яблокова, Б.М. Медникова.-М.: Просвещение, 1996.

- Докинз Р. Эгоистичный ген.- М.: Мир,1993.

- Грин Н. Биология∕Н. Грин, Д. Тэйлор.- М.: Мир 1990.

- Ильченко В. Гуз К. Образовательная модель «Логика природы».-М.: Народное образование, 2003.

- Журналы «В мире науки», «Биологи в школе».

- Фролов В.В. Химия: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2007.-543 с.

- Химия: Справочное издание∕под ред. В. Шретера. Пер. с нем.- М.: Химия, 2009.-648 с.

- Жданов Л.С., Жданов Г.Л.Физика для средних специальных учебных заведений:Учебник.-М.: Наука,2008-512 с.

- Гладкова Р.А., Кутыловская Н.И. Сборник задач и вопросов по физике: Учебное посогбие для учащихся СПО.- М.: Высшая школа,2010.-302 с.

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе заслушивания докладов, сообщений, обязательного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведение семинарских занятий, работы со СМИ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина, учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерность изменчивости)

Письменный и устный опрос

знать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида экосистем

Письменный и устный опрос

знать сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере

устный опрос

знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

устный и письменный опрос, защита рефератов

знать биологическую терминологию и символику

устный и письменный опрос

Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи

устный и письменный опрос, защита рефератов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по биологии в 5 классе

Пояснительная записка по биологии в 5 классе...

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.

Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....

Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс

Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...