КТП биология 10-11 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Программа по биологии для студентов Орского машиностроительного колледжа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_peredelana.docx | 76.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский машиностроительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ «Орский
машиностроительный колледж»
_____________ Н.М. Павленко
«_____» _______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ» |
(название дисциплины) |
Орск, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основании:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (Утвержден приказом Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885.);
- разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО, формируемых на основе ФГОС НПО/СПО (одобрено Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» протокол №1 от 03 февраля 2011г.);
- учебного плана специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - базовая подготовка
Разработчик: | О.В. Алова преподаватель Высшей категории | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия, квалификационная категория) |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена комиссией: | |||||||||||
общеобразовательных и общественных дисциплин | |||||||||||
(наименование комиссии) | |||||||||||
Протокол № | 1 | от | «28» |
| августа | 2016 г |
Председатель комиссии: | И.А. Валявина | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 7 |
| 24 |
| 26 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БИОЛОГИЯ»
(название дисциплины)
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности
38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
(код и наименование специальности)
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессионального образования при наличии основного общего образования
в области общеобразовательной подготовки
(направление программы профессиональной подготовки)
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
базовая дисциплина общеобразовательного цикла
(принадлежность дисциплины к учебному циклу)
- Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развитии современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общественную культуру;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношении к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдении мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В результате освоении дисциплины обучающийся должен знать /понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина, учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерности наследственности и изменчивости;
-строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять: роль биологии в формирование научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний многообразие видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствии собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных. Ресурсах интернета) критически ее оценивать.
Обучающийся должен использовать приобретенные знании и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
-понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические работы | 14 |
Контрольные работы | 8 |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
В том числе: | |
Повторение материала, подготовка к опросу | 9 |
Оформление лабораторных работ | |
Самостоятельное изучение и конспектирование нового материала | 18 |
Самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета | 12 |
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания | 6 | ||||||
Тема 1.1. Развитие биологии как науки | Содержание учебного материала: | 4 | |||||
1. | Отличительные признаки живой природы. | 1 | |||||
2. | Основные уровни организации живой природы | 2 | |||||
3. | Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 2 | |||||
4. | Метод познания живой природы | 2 | |||||
Самостоятельная работа, составление таблицы « Методы исследования биологии» | 2 | 3 | |||||
Раздел 2. Клетка | 26 | ||||||
Тема 2.1. Основы цитологии и учении о клетке | Содержание учебного материала: | 7 | |||||
1 | Развитие знаний о клетке | 1 | |||||
2 | Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира | 2 | |||||
3 | Химический состав клетки | 2 | |||||
4 | Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | 2 | |||||
Контрольная работа № 1 | 1 | 3 | |||||
Самостоятельная работа, подготовка опорного конспекта « Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки» | 4 | ||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения* | ||||
Тема 2.2. Строение клетки | Содержание учебного материала: | 7 | |||||
1 | Основные части и органоиды клетки, их функции | 1 | |||||
2 | Доядерные и ядерные клетки | 1 | |||||
3 | Вирусы -неклеточные формы | 1 | |||||
4 | Строение и функции хромосом | 2 | |||||
5 | ДНК-носитель наследственной информации | 2 | |||||
6 | Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках | 2 | |||||
7 | Ген и генетический код | 2 | |||||
Практическая работа № 1 «Клеточное строение организмов» | 1 | 4 | |||||
Контрольная работа № 2 | 1 | 3 | |||||
Самостоятельная работа, составление таблицы «Сравнительный анализ клеток прокариот и эукариот» | 5 | 5 | |||||
Раздел 3. Организм | 21 | ||||||
Тема 3.1 Организм - единое целое | Содержание учебного материала: | 5 | 1 | ||||
1. | Многообразие организмов | 1 | |||||
1 | |||||||
2. | Обмен веществ и превращении энергии – свойство живых организмов | ||||||
1 | |||||||
3. | Половое и бесполое размножение | ||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения* | ||||
4 | Оплодотворение и его значение | 1 | |||||
Контрольная работа № 3 | 1 | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся, подготовка сообщений «Типы оплодотворения | 3 | 3 | |||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организма | Содержание учебного материала: | 5 | |||||
1 | Причины нарушений развития организмов | 1 | |||||
2 | Индивидуальное развитие человека | 1 | |||||
3 | Репродуктивное здоровье | 1 | |||||
4 | Последствия влияния ПАВ на развитие зародыша человека | 2 | |||||
Практическая работа № 2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих» | 1 | 4 | |||||
Контрольная работа № 4 | 1 | ||||||
Практическая работа № 3 Онтогенез» | 1 | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся, подготовка сочинений «Влияние употреблений ПАВ на развитие эмбриона» | 4 | 3 | |||||
Раздел 4 Наследственность и изменчивость | 21 | ||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Тема 4.1. Основы генетики | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Г.Мендель – основоположники генетики | 1 | |||||
2 | Генетическая терминология и символика | 1 | |||||
3 | Взаимодействие генов (аллельное, неаллельное) | 1 | |||||
4 | Закономерности наследования, установлены Г. Менделем | 2 | |||||
5 | Хромосомная теория эволюции наследственности | 2 | |||||
6 | Современные представления о гене и геноме | 2 | |||||
Практическая работа № 4 «Составление схем скрещивания» | 1 | ||||||
Практическая работа № 5 «Решение генетических задач» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений «Генетика и здоровье» | 2 | ||||||
Тема 4.2. Закономерности наследственности | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||||
1 | Влияние мутагенов на организм человека. | 2 | |||||
2 | Значение генетики для медицины и селекции | 2 | |||||
3 | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика | 2 | |||||
4 | Методы изучения наследственных заболеваний | 2 | |||||
Практическая работа № 6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | 1 | 3 | |||||
Практическая работа № 7 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся, составление опорного конспекта «Причины мутаций» | 2 | 3 | |||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Тема 4.3. Основы селекции | Содержание учебного материала | 3 | |||||
1 | Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений | 1 | |||||
2 | Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | 2 | |||||
3 | Биотехнология, ее достижения | 2 | |||||
Практическая работа № 8 «Анализ и оценка этических аспектов развития исследований в биотехнологии» | 1 | ||||||
Контрольная работа № 5 | 1 | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся, составление таблицы «Методы селекции» | 2 | 3 | |||||
Раздел 5 Вид. | 24 | ||||||
Тема 5.1.Эволюция | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | История эволюционных идей | 1 | |||||
2 | Значение работ К. Линнея, учение Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина | 2 | |||||
3 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | 2 | |||||
4 | Вид, его критерии | 2 | |||||
5 | Популяция- структурная единица вида, единица эволюции | 2 | |||||
6 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции | ||||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
7 | Синтетическая теория эволюции | 2 | |||||
8 | Результаты эволюции | 2 | |||||
9 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | 2 | |||||
Практическая работа № 9 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | ||||||
Контрольная работа № 6 | 1 | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов: Гипотезы существования эволюции» | 3 | 3 | |||||
Тема 5.2. Доказательства эволюции | Содержание учебного материала: | 7 | |||||
1 | Гипотезы происхождения жизни | 1 | |||||
2 | Отличительные признаки живого | 2 | |||||
3 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | 2 | |||||
4 | Гипотезы происхождения человека | 2 | |||||
5 | Эволюция человека | 2 | |||||
Практическая работа № 10 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 | 4 | |||||
Контрольная работа № 7 | 1 | ||||||
Практическая работа № 11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление опорного конспекта Современные представления о происхождении жизни» | 5 | 3 | |||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Раздел 6. Экосистемы | 19 | ||||||
Тема 6.1. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | Содержание учебного материала: | 2 | |||||
1 | Видовая и пространственная структура экосистем | 1 | |||||
2 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах | 1 | |||||
3 | Причины устойчивости и смены экосистем | 1 | |||||
Практическая работа №12 « Сравнительная характеристика природных экосистем» | 1 | ||||||
| Самостоятельная работа обучающихся: создание презентации «Влияние загрязнений на живые организмы» | 2 | 3 | ||||
Тема 6.2. Биосфера - глобальная экосистема | Содержание учебного материала: | 4 | |||||
1 | Учение В.И.Вернадского о биосфере | 1 | |||||
2 | Роль живых организмов в биосфере | 1 | |||||
3 | Эволюция биосферы | 2 | |||||
Практическая работа №1 3 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях». | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление опорного конспекта «Местообитания организмов» | 3 | 3 | |||||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Тема 6.3. Основные типы экологических взаимодействий | Содержание учебного материала: | 2 | 1 | ||||
1 | Экологические факторы среды | 1 | |||||
2 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения | 1 | |||||
3 | Последствия деятельности человека в окружающей среде | 1 | |||||
4 | Правила поведения в природной среде | 2 | |||||
Практическая работа №1 4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности человека в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». | 1 | ||||||
Контрольная работа № 8 | 1 | 4 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление схемы «Динамика популяций» | 2 | 3 | |||||
Всего: максимальная учебная нагрузка | 117 | ||||||
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка | 78 | ||||||
самостоятельная (внеаудиторная) работа | 39 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный уровень предполагает узнавание изученных объектов и явлений по их признакам; знания сформированы на уровне общих представлений об изучаемом объекте;
2. – репродуктивный уровень предполагает воспроизведение информации об изучаемом объекте; знания сформированы на уровне запоминания и понимания;
3. – уровень формирования навыков (умений) предполагает использование полученных знаний для выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя;
4. – продуктивный (творческий) уровень предполагает самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Биологии» |
(наименование учебного кабинета, лаборатории, мастерской) |
Оборудование учебного кабинета лаборатории, мастерской:
столы, стулья, доска, учебники, раздаточный и контрольно-измерительный |
материал, видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, DVD), |
компьютер |
(перечень средств обучения) |
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники:
-Вертьянов С.Ю. Общая биология: 10-11 классы∕под редакцией Ю.П. Алтухова.- М.: 2009
- Еськов К.Ю. история Земли и жизни на ней: от хаоса до человека.- И:. НЦ ЭНАС, 2009
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. -М.: Просвещение,2009
-Каменский А.А., Криксунов Е.А.. Пасечник В.В.Биология. Общая биология: Учебник 10-11 классов под редакцией В.К. Шумного, Г.д. Дымщица - М.: Просвещение, 2009.
- Суматохин С.В., Ермаков А.С. Биология. Поурочные разработки. 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2010
Интернет источники:
Базовые разделы биологии
Интерактивный учебник по биологии. Разделы по зоологии, ботанике, микробиологии, истории наук. Персоналии. Вопросы и ответы. Тесты.
http:/mediaterra/ru/project/biology
Учебный курс по общей биологии: электронное пособие: Теоретические основы цитологии, генетики, экологии, теории эволюции и материал для закреплении и усвоения. (демо-версия программ)
http:/learn biology/narod.ru/
Дополнительные источники:
- Дарвин Ч. Происхождение видео путем естественного отбора: книга для учителя∕под ред..А.В. Яблокова, Б.М. Медникова.-М.: Просвещение, 1996.
- Докинз Р. Эгоистичный ген.- М.: Мир,1993.
- Грин Н. Биология∕Н. Грин, Д. Тэйлор.- М.: Мир 1990.
- Ильченко В. Гуз К. Образовательная модель «Логика природы».-М.: Народное образование, 2003.
- Журналы «В мире науки», «Биологи в школе».
- Фролов В.В. Химия: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2007.-543 с.
- Химия: Справочное издание∕под ред. В. Шретера. Пер. с нем.- М.: Химия, 2009.-648 с.
- Жданов Л.С., Жданов Г.Л.Физика для средних специальных учебных заведений:Учебник.-М.: Наука,2008-512 с.
- Гладкова Р.А., Кутыловская Н.И. Сборник задач и вопросов по физике: Учебное посогбие для учащихся СПО.- М.: Высшая школа,2010.-302 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе заслушивания докладов, сообщений, обязательного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведение семинарских занятий, работы со СМИ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина, учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерность изменчивости) | Письменный и устный опрос |
знать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида экосистем | Письменный и устный опрос |
знать сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере | устный опрос |
знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки | устный и письменный опрос, защита рефератов |
знать биологическую терминологию и символику | устный и письменный опрос |
Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения: вклад биологических теорий в формирование естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи | устный и письменный опрос, защита рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по биологии в 5 классе
Пояснительная записка по биологии в 5 классе...
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 9 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 8 класса (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Рабочая программа по биологии (ФГОС) 5 класс
Данная программа составлена на основании авторской программы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы программа М: Вентана- Граф, 2012 г.) 5-6 классы 34 часа 1...