КТП география 10-11 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Алова Олеся Владимировна

Программа по географии для студентов 1 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geografiya.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Орский машиностроительный колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ «Орский

машиностроительный колледж»

_____________  Н.М. Павленко

«_____» _______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 ОДБ. 10 «ГЕОГРАФИЯ»

(название дисциплины)

Орск, 2016 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основании:

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015 № 609);

-      учебного плана специальности   38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - углубленная   подготовка                         

Разработчик:

О.В. Алова  преподаватель

высшей категории

(подпись)

(И.О. Фамилия, квалификационная категория)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена комиссией:

общеобразовательных и общественных дисциплин

(наименование комиссии)

Протокол №

1

 от

«29»

 

  августа

 2016 г

Председатель комиссии:

И.А. Валявина

(подпись)

(И.О. Фамилия)

  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«География»

(название дисциплины)

1.1.    Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - углубленная  подготовка

(код и наименование специальности)

Программа учебной дисциплины может быть использована для профессионального образования

в области  общеобразовательной подготовки

(направленность программы профессиональной подготовки)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

базовая дисциплина общеобразовательного цикла

(принадлежность дисциплины к учебному циклу)

1.3.   Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-  понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. 

             знать и понимать:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявление и объяснение географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации , включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы ресурсы интернета,; правильные оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимание географической специфики крупных регионах и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;

- понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями  профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

         уметь:

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

- проводить учебные исследования, моделирования и проектирования территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- анализы и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;

- описание и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

- геологического обоснования инженерно хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

- понимание места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося

58

часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

39

часов,

самостоятельной работы обучающегося

19

часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

8

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

работа с источниками информации (включая интернет)

5

работа с контурными картами, атласами

8

подготовка сообщений, докладов

6

Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.


2.2       Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) 

Объем часов

Уровень освоения*

Раздел 1.  Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

8

Тема 1.1.  Многообразие стран на политической карте мира. Типология стран.

Содержание учебного материала:

2

2

1.

политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время

2.

география как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.

3.

виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.  Геоинформационные системы.

4.

многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.

1

Тема 1.2. Экономически развитые и развивающиеся страны. Высокоразвитые страны Западной Европы.

Содержание учебного материала:

2

2

1

природа и человек в современном мире.

2

взаимодействие человечества и природы, изменение                     окружающей среды в прошлом и настоящем.

3

основные виды природные ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

Тема 1.3

Современная естественно -научная картина мира. Изучение атласа.

Содержание учебного материала:

2

2

1

рациональное и нерациональное природопользования

2

оценка обеспеченности человечества основными   видами природных ресурсов.

3.

анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласом, интернет -источниками

1

Раздел 2. Население мира.

22

Тема 2.1 Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы.

Содержание учебного материала:

2

2

1.

постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.

2.

состав и структура населения.

3.

основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

4.

географические особенности размещения населения.

Тема 2.2. Ресурсообеспеченность. География природных ресурсов. Природно- ресурсный потенциал.

Содержание учебного материала

2

2

1

формы расселения, городское и сельское население мира.

2

урбанизация как всемирный процесс.

Тема 2.3. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.

Содержание учебного материала:

2

2

1

рациональное и нерациональное природопользование

2

причины и последствия загрязнения окружающей среды

Тема 2.4. Геоэкологические проблемы регионов типов природопользования. Пути сохранения окружающей среды.

Содержание учебного  материала

2

2

1

оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

2

анализ карт населения

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с интернет -ресурсами

2

Тема 2.5. Численность, динамика и размещение население мира. Воспроизводство и миграция населения.

Содержание учебного  материала

2

2

1

типы воспроизводства населения.

2

география религий мира.

3

основные направления и типы миграций мира

Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласами, интернет -ресурсами

2

Тема 2.6. Демографическая ситуация в разных регионах и стран мира. Занятость населения стран и регионов.

Содержание учебного материала: размещение и плотность населения

2

2

1

расселение населения

2

городское и сельское население

3

крупнейшие города и городские агломерации мира России

4

уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира

Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласами,, интернет- ресурсами

2

Тема 2.7. Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации стран и регионов

Содержание учебного материала:

2

2

1

научно-техническая революция

2

особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов.

3

урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации

   

  Практическая работа №1 Составление характеристики населения.

2

Раздел 3. География мирового хозяйства.

10

Тема 3.1 Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международная торговля.

Содержание учебного материала:

2

2

1

мировое хозяйство, основные этапы его развития

2

отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

3

география основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации.

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с картами, атласом.

2

Практическая работа № 2 «Крупнейшие международные союзы. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа № 3 « Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства»

1

 

1

Тема 3.2 Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Главные центры мировой торговли.

Содержание учебного материала:

2

2

1

мировая торговля и туризм.

2

основные международные магистрали и транспортные узлы.

3

международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с интернет -ресурсами, атласом.

Раздел 4. Россия в современном мире.                                                                                                           

10

Тема 4.1 Регионы и страны мира. Деление мира по регионам.

Содержание учебного материала:

2

1

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических отношений.

2

отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с контурными картами, атласом, интернет -ресурсами.

Практическая работа № 4 «Субрегиональное деление мира»

2

1

Тема 4.2 Особенности географического положения Европы, Азии, Африки.

Содержание учебного материала:

2

1

особенности географического положения, история открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской  Америки, Австралии.

Практическая работа № 5 «Особенности географического положения Европы и Азии»

       1

Практическая работа № 6  «Сравнительная ЭГХ субрегионов Африки и макрорайонов США»

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с контурными картами, атласом, интернет - ресурсами

1

Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6

Тема 5.1 Природа и цивилизация. Сырьевая, продовольственная, экологическая проблема.

Содержание учебного материала:

1

2

1

сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.

2

понятия о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.

Практическая работа № 7 «Проблема разведанных запасов в мире»

        олрлр          

Тема 5.2 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.

Содержание учебного материала:

1

1

2

1

географические аспекты качества жизни населения.

2

роль географии в решении глобальных проблем человечества

Практическая работа № 8 « Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран»

Тема 5.3

 Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Содержание учебного материала:

      1

2

1

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Самостоятельная работа обучающихся: работа с интернет -ресурсами, атласами

      2

Дифференцированный зачет

2

Всего: максимальная учебная нагрузка

58

в том числе     обязательная аудиторная учебная нагрузка

39

самостоятельная (внеаудиторная) работа

19

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный уровень предполагает  узнавание изученных объектов и явлений по их признакам; знания сформированы на уровне общих представлений об изучаемом объекте;

2. – репродуктивный уровень предполагает воспроизведение информации об изучаемом объекте;  знания  сформированы на уровне запоминания и понимания;

3. – уровень формирования навыков (умений) предполагает использование полученных знаний для выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя;

4. – продуктивный (творческий) уровень предполагает самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

учебного кабинета «Географии»

(наименование учебного кабинета, лаборатории, мастерской)

Оборудование учебного кабинета лаборатории, мастерской:

столы, стулья, доска, учебники, раздаточный и контрольно-измерительный

материал, видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, DVD),

компьютер

(перечень средств обучения)

  1. 3.2.   Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники:

В.П. Максаковский. Экономическая  социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2011.

Поурочные разработки по географии. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2011.

Максаковский В.Л Географическая картина мира. - Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 2011.

Максаковский В.Л. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 2010

Максаковский В.Л География. Социальная и экономическая география мира. - М.: Просвещение, 2012

Митрофанов ИВ. Тематические игры по географии. - М.: Творческий центр, 2011

Родионова ИА. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: 2011

Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 классы. - М.: Просвещение, 2010

 http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

http://geographer.ru – Географический портал.

http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

http://www. для подготовки к ЕГЭ.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе заслушивания докладов, сообщений, обязательного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведение семинарских занятий, работы со СМИ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать и понимать  предмет,  ориентироваться в атласе

устный опрос, проверка умения работать с атласом

знать основные категории и понятия географии

устный опрос

знать и составлять сравнительные характеристики стран и регионов

устный опрос

знать основы и термины географии

устный и письменный опрос

знать и ориентироваться по контурной карте

устный и письменный опрос

знать экологические проблемы мира

устный опрос

уметь собирать и анализировать научную информацию

устный опрос

уметь работать с атласом и учебным пособием

проверка индивидуальных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.

Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....

Открытый урок по географии в 7 классе

Тема урока: "Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград"...

Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/

Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ...

Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/

Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ...

Практические работы по географии 6-10 классы

В методических рекомендациях практических работ по географии в 6-10 классах представлены пошаговые этапы некоторых тем практических работ по географии....

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...