КТП география 10-11 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Орский машиностроительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ «Орский
машиностроительный колледж»
_____________ Н.М. Павленко
«_____» _______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 10 «ГЕОГРАФИЯ» |
(название дисциплины) |
Орск, 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основании:
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 23.06.2015 № 609);
- учебного плана специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - углубленная подготовка
Разработчик: | О.В. Алова преподаватель высшей категории | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия, квалификационная категория) |
Рабочая программа рассмотрена и одобрена комиссией: | |||||||||||
общеобразовательных и общественных дисциплин | |||||||||||
(наименование комиссии) | |||||||||||
Протокол № | 1 | от | «29» |
| августа | 2016 г |
Председатель комиссии: | И.А. Валявина | |||
(подпись) | (И.О. Фамилия) |
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«География» |
(название дисциплины) |
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» - углубленная подготовка
(код и наименование специальности) |
Программа учебной дисциплины может быть использована для профессионального образования
в области общеобразовательной подготовки |
(направленность программы профессиональной подготовки) |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
базовая дисциплина общеобразовательного цикла
(принадлежность дисциплины к учебному циклу) |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
знать и понимать:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявление и объяснение географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации , включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы ресурсы интернета,; правильные оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионах и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
- понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
уметь:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирования и проектирования территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализы и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
- описание и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимание места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося | 58 | часов, | в том числе: | |||||
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося | 39 | часов, | ||||||
самостоятельной работы обучающегося | 19 | часов. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: | |
работа с источниками информации (включая интернет) | 5 |
работа с контурными картами, атласами | 8 |
подготовка сообщений, докладов | 6 |
Итоговая аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (курсовой проект) | Объем часов | Уровень освоения* | ||||
Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации. | 8 | ||||||
Тема 1.1. Многообразие стран на политической карте мира. Типология стран. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1. | политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время | ||||||
2. | география как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. | ||||||
3. | виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. | ||||||
4. | многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. | 1 | |||||
Тема 1.2. Экономически развитые и развивающиеся страны. Высокоразвитые страны Западной Европы. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | природа и человек в современном мире. | ||||||
2 | взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. | ||||||
3 | основные виды природные ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. | ||||||
Тема 1.3 Современная естественно -научная картина мира. Изучение атласа. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | рациональное и нерациональное природопользования | ||||||
2 | оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. | ||||||
3. | анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласом, интернет -источниками | 1 | ||||||
Раздел 2. Население мира. | 22 | ||||||
Тема 2.1 Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1. | постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. | ||||||
2. | состав и структура населения. | ||||||
3. | основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. | ||||||
4. | географические особенности размещения населения. | ||||||
Тема 2.2. Ресурсообеспеченность. География природных ресурсов. Природно- ресурсный потенциал. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | формы расселения, городское и сельское население мира. | ||||||
2 | урбанизация как всемирный процесс. | ||||||
Тема 2.3. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | рациональное и нерациональное природопользование | ||||||
2 | причины и последствия загрязнения окружающей среды | ||||||
Тема 2.4. Геоэкологические проблемы регионов типов природопользования. Пути сохранения окружающей среды. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. | ||||||
2 | анализ карт населения | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с интернет -ресурсами | 2 | ||||||
Тема 2.5. Численность, динамика и размещение население мира. Воспроизводство и миграция населения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||
1 | типы воспроизводства населения. | ||||||
2 | география религий мира. | ||||||
3 | основные направления и типы миграций мира | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласами, интернет -ресурсами | 2 | ||||||
Тема 2.6. Демографическая ситуация в разных регионах и стран мира. Занятость населения стран и регионов. | Содержание учебного материала: размещение и плотность населения | 2 | 2 | ||||
1 | расселение населения | ||||||
2 | городское и сельское население | ||||||
3 | крупнейшие города и городские агломерации мира России | ||||||
4 | уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с картами, атласами,, интернет- ресурсами | 2 | ||||||
Тема 2.7. Расселение населения. Масштабы и темпы урбанизации стран и регионов | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | научно-техническая революция | ||||||
2 | особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов. | ||||||
3 | урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации | ||||||
| Практическая работа №1 Составление характеристики населения. | 2 | |||||
Раздел 3. География мирового хозяйства. | 10 | ||||||
Тема 3.1 Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Международная торговля. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | мировое хозяйство, основные этапы его развития | ||||||
2 | отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. | ||||||
3 | география основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с картами, атласом. | 2 | ||||||
Практическая работа № 2 «Крупнейшие международные союзы. Главные центры мировой торговли. Практическая работа № 3 « Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства» | 1
1 | ||||||
Тема 3.2 Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Главные центры мировой торговли. | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | ||||
1 | мировая торговля и туризм. | ||||||
2 | основные международные магистрали и транспортные узлы. | ||||||
3 | международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. | ||||||
2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений, работа с интернет -ресурсами, атласом. | |||||||
Раздел 4. Россия в современном мире. | 10 | ||||||
Тема 4.1 Регионы и страны мира. Деление мира по регионам. | Содержание учебного материала: | 2 | |||||
1 | Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических отношений. | ||||||
2 | отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с контурными картами, атласом, интернет -ресурсами. Практическая работа № 4 «Субрегиональное деление мира» | 2 1 | ||||||
Тема 4.2 Особенности географического положения Европы, Азии, Африки. | Содержание учебного материала: | 2 | |||||
1 | особенности географического положения, история открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии. | ||||||
Практическая работа № 5 «Особенности географического положения Европы и Азии» | 1 | ||||||
Практическая работа № 6 «Сравнительная ЭГХ субрегионов Африки и макрорайонов США» | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с контурными картами, атласом, интернет - ресурсами | 1 | ||||||
Раздел 5. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 | ||||||
Тема 5.1 Природа и цивилизация. Сырьевая, продовольственная, экологическая проблема. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | ||||
1 | сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. | ||||||
2 | понятия о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Практическая работа № 7 «Проблема разведанных запасов в мире» |
олрлр
Тема 5.2 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. | Содержание учебного материала: | 1 1 | 2 | |
1 | географические аспекты качества жизни населения. | |||
2 | роль географии в решении глобальных проблем человечества | |||
Практическая работа № 8 « Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран» | ||||
Тема 5.3 Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала: | 1 | 2 | |
1 | Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с интернет -ресурсами, атласами | 2 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего: максимальная учебная нагрузка | 58 | |||
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка | 39 | |||
самостоятельная (внеаудиторная) работа | 19 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный уровень предполагает узнавание изученных объектов и явлений по их признакам; знания сформированы на уровне общих представлений об изучаемом объекте;
2. – репродуктивный уровень предполагает воспроизведение информации об изучаемом объекте; знания сформированы на уровне запоминания и понимания;
3. – уровень формирования навыков (умений) предполагает использование полученных знаний для выполнения деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя;
4. – продуктивный (творческий) уровень предполагает самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Географии» |
(наименование учебного кабинета, лаборатории, мастерской) |
Оборудование учебного кабинета лаборатории, мастерской:
столы, стулья, доска, учебники, раздаточный и контрольно-измерительный |
материал, видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, DVD), |
компьютер |
(перечень средств обучения) |
- 3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники:
В.П. Максаковский. Экономическая социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2011.
Поурочные разработки по географии. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2011.
Максаковский В.Л Географическая картина мира. - Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 2011.
Максаковский В.Л. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 2010
Максаковский В.Л География. Социальная и экономическая география мира. - М.: Просвещение, 2012
Митрофанов ИВ. Тематические игры по географии. - М.: Творческий центр, 2011
Родионова ИА. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: 2011
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 классы. - М.: Просвещение, 2010
http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
http://geographer.ru – Географический портал.
http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
http://www. для подготовки к ЕГЭ.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе заслушивания докладов, сообщений, обязательного тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, проведение семинарских занятий, работы со СМИ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать и понимать предмет, ориентироваться в атласе | устный опрос, проверка умения работать с атласом |
знать основные категории и понятия географии | устный опрос |
знать и составлять сравнительные характеристики стран и регионов | устный опрос |
знать основы и термины географии | устный и письменный опрос |
знать и ориентироваться по контурной карте | устный и письменный опрос |
знать экологические проблемы мира | устный опрос |
уметь собирать и анализировать научную информацию | устный опрос |
уметь работать с атласом и учебным пособием | проверка индивидуальных заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.
Программа учебного предмета "География" для 6 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....
Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.
Программа учебного предмета "География" для 7 класса (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....
Открытый урок по географии в 7 классе
Тема урока: "Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград"...
Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/
Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ...
Календарно -тематическое планирование по географии в 5 классе. / В.П.Дронов, Л.Е. Савельева/
Календарно- тематическое планирование по географии в 5 классе по учебнику В.П. Дронова, Л.Е.Савельева География Землеведение 5-6 . Учебник разработан на основе ФГОСТ...
Практические работы по географии 6-10 классы
В методических рекомендациях практических работ по географии в 6-10 классах представлены пошаговые этапы некоторых тем практических работ по географии....
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы): География Информатика и ИКТ Искусство...