Учебно-методическое пособие по физике для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» «Самостоятельная подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика»»
методическая разработка на тему

Пособие содержит примерный вариант контрольной работы, перечень проверяемых знаний и умений по каждому заданию, краткую теорию к каждому заданию, пример с решением к каждому типу заданий, тренировочные задания с ответами к каждому типу заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие по физике для студентов специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

«Самостоятельная подготовка к контрольной работе по теме «Кинематика»»

Преподаватель Кноп Т.И. СПб ГБОУ СПО КСИиГХ

Пособие содержит примерный вариант контрольной работы, перечень проверяемых знаний и умений по каждому заданию, краткую теорию к каждому заданию, пример с решением к каждому типу заданий, тренировочные задания с ответами к каждому типу заданий.

Контрольная работа №1 «Кинематика»

Вариант

дано

вопрос

код

ответ

1

Два тела движутся навстречу друг другу со скоростями 8 м/с и 6 м/с соответственно. Ось ОХ направлена в сторону движения первого тела.

Найдите скорость первого тела относительно второго тела.

1

2

3

4

-14 м/с

14 м/с

-2 м/с

2 м/с

2

х

8

6

4

2

1

2

3

4

5

6

t

Найдите скорость тела по графику.  

1

2

3

4

3 м/с

6 м/с

1,5 м/с

4 м/с

3

1

2

3

4

5

6

t

Как двигалось тело с 1 по 2 секунду?

1

2

3

4

Покоилось

Равномерно

Равно-

ускоренно

Равно-

замедленно

4

Уравнение движения тела

Х=4t - 3+2t2

Чему равно ускорение тела?

1

2

3

6 м/с2

1,5 м/с2 

4 м/с2

5

Тело, двигаясь из состояния покоя, за 5с прошло 50 м. С каким ускорением двигалось тело?

6

Уравнение движения одного тела х=10+8t, а другого тела х=20 – 2t.

Найдите место и время их встречи.

7

Скорость тела равна 8 м/с. Что это значит?

1 задание «Найти скорость одного тела относительно другого».

Проверяемые знания и умения:

Знать: формулу сложения скоростей

х1=х2 + х

Проекция вектора скорости тела относительно неподвижной СО (Земли)

Проекция вектора скорости подвижной СО относительно неподвижной СО (Земли)

Проекция вектора скорости тела относительно подвижной СО – это вы будете искать!

СО – система отсчета

Запоминайте название величин! Номера у тел могут быть другими!

Уметь: находить проекции вектора на ось

х

х

bх

сх

dх

Обозначения:

Проекция вектора на ось имеет длину и знак!

Знак «+» - вектор направлен туда куда и ось.

Знак « -  »  - вектор направлен в противоположную оси сторону.

 – название вектора

 – модуль вектора (длина)

х – проекция вектора на ось Х

х =  – длина проекции равна длине вектора, вектор направлен в ту же сторону, что и ось Х.

х=  –    – длина проекции равна длине вектора, вектор направлен в противоположную оси сторону.

сх = с × – длина проекции не равна длине вектора.

dх = – d × – длина проекции не равна длине вектора, вектор смотрит в сторону противоположную направлению оси.

Уметь: пользоваться формулой сложения скоростей.

Алгоритм:

1.Сделайте рисунок.

2.Определите тело и подвижную систему отсчета.

3.Найдите проекции их скоростей на ось (не забудьте о знаке проекции).

4.Воспользуйтесь формулой сложения скоростей

Пример:

Найти скорость второго тела относительно первого

1.

1= 4 м/с

2= 4 м/с

х

2.  тело – второе тело

Подвижная СО – первое тело

3. = 4 м/с – проекция вектора скорости подвижной СО относительно Земли

     = - 4 м/с – проекция вектора скорости тела относительно Земли

4.                                               - 4 м/с = 4 м/с + х

- 4 м/с -  4 м/с = х

х = - 8 м/с

Тренировочные задания:

1 = 3  м/с                                    2 = 4 м/с                                     3 = 5 м/с

1

2

3

х

Найти:

ответы

а) скорость 1тела относительно второго тела

7 м /с

Б) скорость 2 тела относительно третьего тела

- 9 м /с

В) скорость 3тела относительно первого тела

2 м /с

2 задание «Найти скорость тела по графику»

Проверяемые знания и умения:

Знать: формулу для нахождения скорости при равномерном движении

, где  = х2- х1 (значения координат),  = t2- t1(значения времени)

Уметь: находить по графику значения координат, соответствующие указанному времени.

Алгоритм:

х

х2

х1

t1

t2

t

1.Отметьте на графике две точки, у которых хорошо определяются координаты.

2.Определите их (x1, t1 ) и (x2, t2).

3.Воспользуйтесь формулой

 =Х2 – Х1

 = t2 – t1

Пример:

х

8

4

1

2

3

t

 =  = 2 м/с

Задания для самостоятельного решения:

  1.                                                          2.

х

8

6

4

2

0

1

2

3

4

5

6

t

x

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

t

Ответы

1 = 4 м/с, 2 = - 1,5 м/с

1 = 1 м/с, 2 = - 0,5 м/с

3 задание «Определить вид движения по графику скорости»

Проверяемые знания и умения:

Знать: определения прямолинейного равномерного движения и прямолинейного равнопеременного движения.

Скорость не меняется и не равна нулю – движение равномерное.

Скорость равна нулю – тело покоится.

Скорость равномерно уменьшается – движение равнозамедленное.

Скорость равномерно увеличивается – движение равноускоренное.

Уметь: определять по графику изменения величин.

Пример: 

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

t(c)

Как двигалось тело?

Ответ

Пояснения

В первые 2 с

равномерное

 – не меняется, не равна 0

С 3 по 4 с

равнозамедленное

 – равномерно уменьшается

На 5-6 с

покоится

 = 0

Во время 7 с

равноускоренное

 – скорость увеличивается

Отрицательное значение указывает на направление

С 8-10 с

равнозамедленное

 – равномерно уменьшается

Во время 11 с

равноускоренное

 – скорость увеличивается

С 12-14 с

равномерное

 – не меняется, не равна 0

Задания для самостоятельного решения.

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

t(c)

4 задание «Определить по уравнению х(t), для равнопеременного движения, один из параметров уравнения».

Проверяемые знания и умения:

Знать: уравнение движения для равнопеременного движения и входящие в него величины.

х = х0 + t + хt2/2  

 х0- начальная координата тела (м)

- проекция начальной скорости на ось Х (м/с)

х- проекция ускорения на ось Х (м/с2)

Уметь: по уравнению находить необходимые величины.

Для того чтобы найти нужную величину, сравните заданное уравнение с исходным.

Пример:

Движение тела задано уравнением. Найдите значение начальной координаты, начальной скорости и ускорения.

х = 3 – 4t +2t2

сравним

х = х0 + t + хt2/2  

  1. Начальная координата (х0) – просто число. Ответ: х0= 3 м.
  2. Проекция начальной скорости () – стоит перед t. Ответ: = - 4 м/с.
  3. Половина!!! Проекции ускорения стоит перед t2. Перед t2 стоит число 2, это половина ускорения. Значит, ускорение равно 4 м/с2.

 Ответ: х= 4 м/с2.

Задания для самостоятельного решения

Найдите значения х0, , х

Ответы

х0 (м)

(м/с)

х(м/с2)

х = - 2 + 3t  - 3t2

- 2

3

- 6

х = - 8 – t +t2

- 8

- 1

2

х = 4t +6t2 - 2

- 2

4

12

х = - t2 - 3 – 5t

- 3

- 5

- 2

5 задание «Расчетная задача на нахождение физических величин, используемых при описании равнопеременного движения»

Проверяемые знания и умения:

Знать: формулы, описывающие равнопеременное движение.

х = х0 + t + хt2/2  

Sх =  t + х t2/2

х = (х -) / t

х =  + хt

Уметь: применять эти формулы при решении задач.

Пример:

Тело, двигаясь из состояния покоя, за 5 с прошло 50 м. С каким ускорением двигалось тело?

Дано:

Решение:

= 0 (из состояния покоя!)

t = 5 c

S = 50 м

х = ?

Sх =  t + х t2/2

Т.к. = 0, то

 Sх =  х t2/2   х = 2 Sх / t2

х = 2×50 / 52 = 100 / 25 = 4 м/c2

Ответ:

х = 4 м/c2

Задания для самостоятельного решения:

  1. Тело, двигаясь из состояния покоя, за 5 с приобрело скорость 2 м/с. С каким ускорением оно двигалось? Движение тела считать равноускоренным.  Ответ: 0,4 м/c2.
  2. Тело, совершая равноускоренное движение, за 2 с изменило свою скорость с 2 м/с до 6 м/с. Найдите ускорение тела. Ответ: 2 м/c2.
  3. Тело, двигаясь с ускорением 0,5 м/c2, за 5 с приобрело скорость 8 м/с. Найдите его начальную скорость. Движение считать равноускоренным. Ответ: 5,5 м/с.
  4. Тело, двигаясь из состояния покоя, за 2 с прошло 3 м. С каким ускорением двигалось тело? Ответ: 1,5 м/c2.
  5. Тело, двигаясь из состояния покоя, с ускорением 2 м/c2 прошло 9 м. Сколько времени затрачено на это движение? Движение считать равноускоренным. Ответ: 3 с.

6 задание «Нахождение места и времени встречи движущихся тел алгебраическим способом»

Проверяемые знания и умения:

Знания: в момент встречи тела имеют одинаковую координату!

Умения: решать уравнения.

Алгоритм решения:

1.Т.к. в момент встречи тела имеют одинаковые координаты, приравняйте их уравнения движения.

2.Найдите из полученного уравнения время. Это и есть время встречи.

3. Подставьте полученное время встречи в любое из представленных уравнений движения. Это и есть место встречи (координата).

Пример:

Уравнения движения тел

х1 = 20 – 4t          и      х2 = - 16 + 2t

Найдите время и место их встречи.

Решение:

  1. В момент встречи х1 = х2

Значит   20 – 4t = - 16 + 2t

20 + 16 = 2t + 4t

36 = 6t

t = 6 с     это время встречи.

  1. Подставим это время в любое уравнение:

х1 = 20 – 4t = 20 - 4×6 = - 4 м

или х2 = - 16 + 2t = - 16 + 2×6 = - 4 м   это координата места встречи.      

Задания для самостоятельного решения:

Найдите место и время встречи этих тел

Ответы

Время (t)

Место (х)

х1 = 30 – 6t,    х2 = - 24 + 3t

6 с

- 6 м

х1 = 20 + 8t,    х2 = 36 + 4t

4 с

52 м

х1 = 60 – 3t,    х2 = - 20 + 5t

10 с

30 м

7 задание «Что показывает эта величина?»

Проверяемые знания и умения:

Знать: физический смысл понятий «скорость» и «ускорение».

Скорость показывает, как изменяется координата тела в единицу времени.

Ускорение показывает, как изменяется скорость в единицу времени.

Уметь: объяснять физический смысл указанных величин.

Пример:

  1. х = 5 м/с - что это значит?

Это значит, что за 1 с, координата тела изменилась на 5 м.

  1. х = 2 м/с2- что это значит?

Это значит, что за 1с, скорость тела изменилась на 2 м/с.

Задачи для самостоятельного решения:

Что это значит:

х = 3 м/с, х = 3 м/с2 , х = 4 м/с, х = 4 м/с2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к контрольной работе по теме "Однофазный переменный ток"

Данная разработка содержит таблицы с формулами и векторными диаграммами, позволяющими решить задачи по данной теме....

Учебное пособие по физике для студентов специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство" "Индивидуальные домашние задания по теме "Кинематика равнопеременного движения""

В работе представлен образец  индивидуального домашнего задание по теме, образец выполнения задания, 32 варианта индивидуального задания....

Рабочая программа по физике для СПО. Специальность "Садово-парковое и ландшафтное строительство".

Рабочая программа по физике. СПО специальность "Садово-парковое и ландшафтное строительство"....

КТП по физике. СПО специальность "Садово-парковое и ландшафтное строительство".

Календарно-тематическое планирование по физике. СПО специальность "Садово-парковое и ландшафтное строительство"....

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс для специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Рабочая программа по учебной дисциплине "География мира" 1 курс для специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...


 

Комментарии

Извините,уважаемые пользователи.Загружаю материал впервые- вышел казус!Кноп Т.И.Если материал скачать,то все видно хорошо.