Решение элементарных генетических задач
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлена практическая работа, выполняемая при изучении раздела "Биология" дисциплины "Естествознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.r_no_19.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 19

«Решение элементарных генетических задач».

  1. Разберите решение задачи по теме «Генетика пола».

Черепаховая окраска, т. е. чередование чёрных и жёлтых пятен встречается только у кошек. Котов с черепаховой окраской не бывает. Объясните этот факт.

Решение. Наследование данного признака сцеплено с полом. Чёрная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном b. Эти гены расположены в Х- хромосоме. В Y – хромосоме они отсутствуют. Поэтому возможны такие комбинации:

ХВ ХВ- чёрная кошка                            ХВ Y- чёрный кот

ХВ Хb- черепаховая кошка

Хb Хb- рыжая кошка                             Хb Y- рыжий кот.

  1. Решите задачу.

От чёрной кошки родились один черепаховый и несколько чёрных котят. Определите а) фенотип и генотип отца; б) пол черепахового и чёрных котят.

  1. Разберите решение задачи по теме «Дигибридное скрещивание».

У томатов округлая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над жёлтой (b). Растение с округлыми красными плодами скрестили с растением, обладающим грушевидными жёлтыми плодами. В потомстве 25% растений имеют округлые красные плоды, 25% - грушевидные красные плоды, 25% - округлые жёлтые плоды, 25% - грушевидные жёлтые плоды (отношение 1:1:1:1). Каковы генотипы родителей и потомков?

Решение. Запишете условие в виде схемы (знак « - » означает, аллель пока не известен):

Р                    

                                  А-В-                           х                                     ааbb

 

            округлые красные плоды                                грушевидные жёлтые плоды

F1       А-В-                          ааВ-                             А-bb                                ааbb

округлые красные      грушевидные           округлые жёлтые            грушевидные жёлтые

          плоды               жёлтые плоды                     плоды                             плоды

Неизвестные аллели в генотипе матери определите по грушевидным жёлтым плодам, исходя из того соображения, что один аллель в каждой паре приходит от матери, следовательно, в генотипе матери должны быть аллели а и b. Зная генотипы обоих родителей, можно записать генотипы всех потомков:

Р                    

                                  АаВb                           х                                     ааbb

 

            округлые красные плоды                                грушевидные жёлтые плоды

F1       АаВb                          ааВb                             Аabb                                ааbb

округлые красные      грушевидные           округлые жёлтые            грушевидные жёлтые

          плоды               жёлтые плоды                     плоды                             плоды

То, что наблюдается отношение 1:1:1:1, подтверждает правильность решения задачи.

  1. Решите задачу.

В семье родился голубоглазый темноволосый ребёнок, похожий по этим признакам на отца. Мать – кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая; дедушка – кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребёнка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, тёмный цвет волос – над светлым.

Указания к решению: составьте схему условия, отмечая неизвестные аллели знаком « - »; установите генотипы родителей ребёнка с учётом того, что у них может родиться также и голубоглазый светловолосый ребёнок; для определения вероятности такого рождения используйте решётку Пеннета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных и общих компетенций на примере решения ситуационной профессиональной задачи

Формирование профессиональных  и общих компетенций  выпускников в процессе решения ситуационных задач...

Единый проект учреждения дополнительного образования, как способ решения социально значимых задач воспитания

В настоящее время метод проектов широко внедрен в систему образования школ. Возможности  метода в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем,  допол...

Методическая разработка урока биологии "Решение генетических задач"

Методическая разработка содержит полностью разработанный урок по теме: "Решение генетических задач" с методическими и раздаточными материалами....

Методическая разработка «Методика проведения практического занятия по теме «Решение генетических задач»»

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока закрепления и развития знаний, умений и навыков. Материал может быть использован как п...

Тема 5.7 "Практическое занятие №6(2) Решение генетических задач "

ТерминологияАльтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастныеАнализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой нужно установить с особью, гомозиготно...

Практическая работа «Решение генетических задач»

Практическая работа «Решение генетических задач»...