Методическая разработка урока по алгебре «Свойства степени с рациональным и действительным показателем»
план-конспект урока по теме

Пехова Надежда Юрьевна

Данный урок входит в тему "Преобразования выражений, содержащих степени и корни".

Конспект представляет собой подробную разработку урока по свойствам степени с рациональным и действительным показателем.  Используются компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  урока  по алгебре

преподавателя математики ГАУ КО ПО КСТ

Пеховой Надежды Юрьевны

по теме: «Свойства степени с рациональным и действительным показателем».

Цели урока:

  • обучающие: закрепление и углубление знаний свойств степени с рациональным показателем и применение их в упражнениях;  совершенствование знаний по истории развития степеней;
  • развивающие: развитие навыка само- и взаимоконтроля; развитие интеллектуальных способностей, мыслительных умений,
  • воспитывающие: воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание ответственности за выполняемую работу, способствовать созданию атмосферы активного творческого труда.

Тип урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы проведения: словесно – наглядные.

Педагогические технологии: компьютерные, групповые и игровые технологии обучения.

Оснащение  урока: проекционная техника, компьютер, презентация к уроку, рабочие

тетради, учебники,  карточки с текстом кроссворда и рефлексивного теста.

Время занятия: 1час 20мин.

Основные этапы урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

2. Актуализация опорных знаний. Повторение свойств степени  с рациональным  показателем.

3. Математический диктант на свойства степени с рациональным показателем.

4. Сообщения обучающихся с использованием компьютерной презентации.

5. Работа группами.

6. Решение кроссворда.

7. Подведение итогов, выставление оценок. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Орг. момент. Сообщение темы, целей урока, плана урока. Слайды 1, 2.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Повторение свойств степени  с рациональным показателем:  обучающиеся должны продолжить написанные свойства – фронтальный опрос. Слайд 3.

   

2) Учащиеся у доски - разбор упражнений из учебника (Алимов Ш.А.): а) № 74, б) № 77.

 в) № 82-а;б;в.

№74: а)  =  = a;

          б) +  = ;

         

           в)  :  =  =  = b.

№ 77: а)  =  = ;

           б)  =  =  = b.

№ 82: а)  =  =   =;

           б)   =  = y;

           в) () () =  .

3. Математический диктант со взаимопроверкой. Обучающиеся обмениваются работами, сверяют ответы и выставляют оценки.

Слайды 4 - 5

    

4. Сообщения учащихся некоторых исторических фактов по изучаемой теме.

Слайды 6 – 12:

Первый учащийся: Слайд 6

 Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона.

В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком   и индексом; например, куб – знаком k c индексом r и т.д.

Второй учащийся: Слайд 7

 Большой вклад в развитие понятия степени внес  древнегреческий  ученый Пифагор. У него была целая школа, и всех его учеников называли пифагорейцами. Они придумали, что каждое число можно представить в виде фигур. Например, числа 4, 9 и 16 они представляли в виде квадратов.

 

Первый учащийся: Слайды 8-9

Слайд 8

Вавилоняне пошли дальше: составляли и пользовались таблицами квадратов и кубов чисел.                                                                    

Слайд 9

XVI век. В этом веке понятие степени расширилось: его стали относить не только к конкретному числу, но и к переменной. Как тогда говорили «к числам вообще» Английский математик С. Стевин придумал запись для обозначения степени: запись 3(3)+5(2)–4 обозначала такую современную запись 33 + 52 – 4.

Второй учащийся: Слайд 10

 Позже дробные и отрицательные, показатели     встречаются в “Полной арифметике” (1544 г.) немецкого математика М.Штифеля и у С. Стевина.

С.Стевин предположил подразумевать под степенью с показателем вида  корень, т.е. .

Первый учащийся: Слайд 11

В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней.

Но современные обозначения (типа  ,  ) в XVII веке ввел Рене Декарт.   

Второй   учащийся: Слайд 12

Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков  Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона.

5. Решение кроссворда.

Обучающиеся получают листы с кроссвордом. Решают парами. Оценку получает пара, решившая первой. Слайды 13-15.

   

                                     

6. Работа группами. Слайд 16.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, работая группами по 4 человека, консультируя друг друга. Затем работы сдаются на проверку.

   

7. Подведение итогов, выставление оценок.

Рефлексия.

Учащиеся заполняют рефлексивный тест. Отметьте «+», если согласны, и «-» в противном случае.

Рефлексивный тест:

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в дальнейшем.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

8. Задание на дом: Слайд 17.

1) № 76 (1; 3); № 70 (1; 2)    

2) По желанию: составить кроссворд с основными понятиями изученной темы.

Использованная литература:  

  1. Алимов Ш.А. алгебра и начала анализа 10-11 классы, учебник – М.: Просвещение, 2010.  
  2. Алгебра и начала анализа 10 класс. Дидактические материалы.  Просвещение, 2012.

Интернет - ресурсы: 

  1. Образовательный сайт - RusCopyBook.Com  - Электронные учебники и ГДЗ
  2. Сайт Образовательные ресурсы Интернета - школьникам и студентам.  http://www.alleng.ru/edu/educ.htm
  3. Сайт Учительский портал - http://www.uchportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"

Современный этап развития общества требует новых под­ходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профес­сиональных образовательных учреждениях, готовящих в...

Конспект урока с применением ИКТ «Степень с рациональным показателем и ее свойства»

Конспект урока с применением ИКТ: «Степень с рациональным показателем и ее свойства» был проведен  в СПО для специальности: «Компьютерные сети»Дидактические единицы: степень с произвольным ...

Методическая разработка урока по алгебре по теме: "Обобщающее повторение основных формул тригонометрии"

Данный урок входит в тему "Основы тригонометрии". Конспект представляет собой подробную разработку урока по обобщению знаний формул тригонометрии; раскрывается прикладное значение тригонометрии в разл...

Методическая разработка урока по теме "Рациональный потребитель. Построение семейного бюджета"

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.04 Экономика организации предназначена для практического применения преподавателями социально-экономического профиля; апробирована в ОБ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по Алгебре Тема Приемы решение целых уравнений. Класс 9

В данной разработке рассмотрены приемы решения целых уранений: квадратных, биквадратных.  возвратных уравнений....

Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"

Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"Приложения с наглядным и радаточным материалом...