РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
учебно-методическое пособие на тему

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof._orientatsiya.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

                    В современных условиях, из – за огромного, постоянно увеличивающегося массива научных знаний, учить всех, всему и обо всем, становиться весьма затруднительно. Тем не менее, современная личность не сможет нормально функционировать без определенного запаса естественно – научных и гуманитарных знаний.

                   Базисом освоения знаний является психофизическая деятельность определяемая функционированием центральной нервной системы.

                   Из этого следует, что одни индивидуальности более склонны к реализации деятельности гуманитарных наук (предметно образное мышление), другие к освоению знаний в области естественно -  научной или технологической деятельности (рационально – логическое мышление. При отсутствии доминирования тех или иных особенностей ЦНС, успехи в разных областях деятельности, равновелики.

                 Исходя из выше сказанного, можно смело утверждать, что выявление склонностей школьников к той или иной форме деятельности, на определенной стадии обучения, во многом будет способствовать правильности выбора их будущей профессии.

                 При профильном изучении того или иного общеобразовательного предмета используются некоторые принципы, способы и механизмы.

 

         Принципы

    профилирования

   Способы профилирования

        Механизмы

    профилирования

1.отраслевой

2.материаловедческий

 а. внутриотраслевой

 б. межотраслевой    

1линейные (системные и систематические) профилированные курсы (химия)

2.интегрированные курсы общеобразовательного предмета с другими общеобразовательного или профессионального цикла.

1.тематическое профилирование.

2.блчное профилирование

3.комбинированное (блочно – тематическое профилирование)

   

                 Важнейшим принципом профилирования является отраслевой. Его сущность заключается в том, что отбор содержания лимитируется особенностями содержания профессионального обучения. Выделяются вопросы, которые позволяют более глубоко понять процессы, протекающие в конкретном промышленно – производственном комплексе. Так же не меньшее значение имеет материалистический принцип, согласно которому, свойства веществ рассматриваются в ракурсе их применения в профессиональной деятельности конкретного специалиста.

                 Выделяются два способа профилирования – систематические линейные курсы по предметам для различных профессий  и курсы интегрированные с другими учебными дисциплинами.

                  Различают три механизма профилирования: тематическое профилирование состоит в том, что при изучении всех разделов  и тем того или иного предмета, рассматривают их в тесной связи с содержанием будущей профессиональной деятельности. Блочное профилирование состоит в выделении специального раздела, посвященного роли изучаемого предмета в производственной деятельности. Выделенный блок завершает и обобщает курс предмета. Комбинированное (блочно – тематическое) профилирование предполагает иллюстрацию содержания конкретных тем отдельными примерами использования знаний общеобразовательных предметов в будущей профессиональной деятельности.

                 Профильному образованию предшествует предпрофильная подготовка. Ее можно разделить на три, основные отдела которые последовательно раскрывают ее суть, значение и абсолютную необходимость на современном этапе.

                 

         

             

                Информационная работа необходима на первоначальном этапе предпрофильной подготовки. Она предназначена предоставить учащимся наиболее полную и достоверную информацию о том, где, когда и какие учебные учреждения осуществляют предпрофильное, а затем и профильное обучение. Иными словами осуществить презентацию «образовательной карты». На этом же этапе необходимо провести диагностику образовательного запроса школьников, основных мотивов предстоящего выбора, их интересов и склонностей с учетом мнения их родителей.

                Профильная ориентация  предполагает обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, организацию и проведение процедур психолого – педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения. Все эти положения должны хорошо быть согласованны с разработкой школьного учебного плана предпрофильной подготовки потому, что тематика элективного курса раскрывает основные направления для основных затруднений свободы выбора профиля обучения.

                Выбор элективного курса должен соответствовать понятию – «пробы выбора профиля обучения», то есть серии эвристических ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личной заинтересованности личности школьника обучению на данном этапе  профилирования  и определенным требованиям к соответствию данного определенного профиля.

                Профильное образование можно осуществлять в образовательных системах разного уровня. Однако благоприятность или не благоприятность определенных условий, связанных с тем или иным фактором создает определенные трудности в осуществлении профилирования. Например, в крупных городах вариативность выбора будущей профессии достаточно велика, так – как количество предприятий, учебных учреждений и учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, не ограничено. Из чего следует, что и возможность выбора будущей профессии – обширна.

                  Другое дело, в небольших городах, все диаметрально противоположно. Выбор очень не велик. Да и финансовые проблемы, связанные с приобретением определенной специальности в других регионах, имеют немаловажное значение.

                  Все это, так или иначе, относится к Алданскому  району  и непосредственно касается Алданского политехнического техникума, по причине непродуманности выбора многими абитуриентами профессий предоставляемых нашим техникумом. Из скудности выбора в определении своей будущей деятельности без выезда из города, многие бывшие школьники неосознанно или под влиянием мнения родителей, приходят на отделения НПО и СПО. Определенный интерес к обучению они испытывают изначально, в большей степени из – за новизны обстановки и методов преподавания,  во многом отличающихся от школьных, то по мере  понимания неправильности выбора, интерес и ,соответственно, мотивация у них затухает. Следствием чего становится значительный отсев студентов со старших курсов.

                   Подобная ситуация влечет за собой ряд других проблем, таких как недостаточная успеваемость, большой процент недошедших до выпуска студентов, как следствие, не выполнение государственного заказа и в конечном итоге сокращение финансирования.

                   Решение всех этих, постоянно образующихся задач, не может лежать в одной плоскости. Оно должно быть разносторонне и применяемые при этом методы и формы предполагают определенное разнообразие.

                   В данном  конкретном положении, эффективным методом реализации профессиональной  ориентации будущих абитуриентов, является предпрофильная подготовка учащихся, в форме элективного курса. Но прежде чем приступить к обоснованию этого тезиса, следует учесть, что в наших условиях, организация подобных курсов должна быть строго привязана к тем специальностям, которые дает Алданский техникум. Далее  возникает и ряд других проблем, например: где должны проводиться курсы, кто будет их вести, специалист техникума или учитель школы? А так же возникает вопрос финансирования, так как элективные курсы, строго должны быть взаимосвязаны с учебной программой определенного предмета, то и количество учебных часов возрастает в разы, на что требуется дополнительная оплата.

                 Я, как действующий преподаватель химии, акцентировал содержание программы элективного курса на своем предмете. Именно, по этому требования, предъявляемые к его содержанию непосредственно связаны с химической наукой.

                 При реализации программ элективного курса следует придерживаться трех основных составляющих химических знаний: теоретической, экспериментальной  и прикладной. При этом следует обратить внимание на то, что при разработке и реализации программ элективных курсов по химии для предпрофильной подготовки не следует делать какое либо предпочтение в сторону одной из составляющих, так как это влечет за собой массу негативных последствий как на предпрофильном так и на профильном уровне обучения.

                Построение элективного курса по химии, с соблюдением определенных требований дает возможность показать прикладное значение химии в жизни человека, а также ориентирует учащихся на изучение предмета на профильном уровне. Это достигается за счет углубленного изучения теоритической части курса.

               Большое место в курсе отводится отработке экспериментальных умений учащихся. Так в разработанной мной программе по предпрофильной подготовке по специальности «Лаборант – эколог», много времени отводится экспериментам, связанным с умением определить химическое соединение и опытным путем доказать определенное применение его для практического использования. Расчетные  задачи позволяют проверить уровень сформированности математических знаний, которые потребуются на профильном уровне.

              Для более четкого составления учебных программ элективного курса по химии следует придерживаться следующих требований:

  • Краткосрочность.
  • Активные формы обучения.
  • Создание ситуации успеха.
  • Исключается дублирование базового курса химии
  • Профориентация.
  • Использование учебного пособия.
  • Межпредметная интеграция.

Курс по предпрофильной подготовке учащихся по специальности

                                     «ЛАБОРАНТ – ЭКОЛОГ»

                                     «ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ»

                                                     ЦЕЛЬ КУРСА

  Создать основы (ориентация и мотивация) для осознанного выбора естественного научного профиля обучения.

                                     ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  Естественно – научная исследовательская деятельность, включающая наблюдения, выдвижение гипотез, проведение химического эксперимента, анализа информационных источников. Обращается внимание на коммуникативные умения (сотрудничество при работе в группе, культура ведения дискуссии, презентация результатов).

                                           ОСОБЕННОСТИ КУРСА  

   Его интегрированность, междисциплинарный характер задач. Учащиеся знакомятся с универсальным характером естественно – научной деятельности, что помогает видеть общее в разных областях  знаний, безболезненно осваивать новые сферы деятельности.

   Программа курса позволяет сформировать у учащихся правильное представление о природе загрязняющих  биосферу веществ, их влияние на здоровье человека и окружающую среду.

   Курс «Химия и экология» насыщен практическими работами , основная цель которых – приобретение учащимися знаний , имеющих личностный и реальный смысл. На занятиях можно узнать, как правильно провести качественный и количественный химический анализ на предмет содержания определенного вещества, как определить жесткость воды и уметь организовать ее смягчение. Определить кислотность  почвы и уметь привести ее рН в норму .А самое главное – учащиеся должны понять, что здоровье человека во многом зависит от экологического состояния окружающей среды и своевременной реализации улучшения ее состояния.

                                                ЗАДАЧИ КУРСА

  • Рассмотреть и изучить основные виды загрязняющих веществ присутствующих в атмосферном воздухе,  воде, почве;
  • сформировать у учащихся направленность химических знаний;
  • помочь сделать осознанный выбор будущего профиля обучения в средней школе.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН:

       ТЕМЫ

         

ВСЕГО

ЧАСОВ

  В ТОМ ЧИСЛЕ

     ФОРМА

   КОНТРОЛЯ

1.Общая характеристика химического анализа

          2

     1

     1

Обсуждение результатов работы

2.Основные загрязнители атмосферного воздуха

          6

      2

      4

---------------------

3.Определение рН почвы

          2

      1

      1

---------------------

4.Определение жесткости воды

          2

       1

       1

---------------------

5.Расчет концентраций растворов

          2

        1

        1

----------------------

6.Определение ПДК веществ в водных растворах

           2

        1

        1

-----------------------

7.Конференция «Экология и комфортность проживания»

           2

        1

Выступление с отчетами, рецензирование

                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    ТЕМА № 1 «Общая характеристика химического анализа» (2 ч.)

Основные методы применяемые в химическом анализе. Качественный и количественный химический анализ. Основы аналитической химии.

   Практическая работа №1 «Аналитические реакции. Работа с аналитическими весами»

    ТЕМА № 2 «Основные загрязняющие вещества атмосферного воздуха»

      (6 ч.)

Состав и строение оксидов азота, углерода, серы. Их воздействие на организм человека.

    Практическая работа № 2 «Значение диоксида углерода в экологических проблемах глобального значения. Определение его составляющей в воздухе аудитории»

    Практическая работа № 3 «Особенности воздействия на организм человека угарного газа. Методика анализа определения в воздухе оксида углерода (1).

    Практическая работа №4 «Источники образования оксидов азота. Определение их наличия»

    Практическая работа № 5 «Содержание соединений серы в горюче – смазочных материалах. Выделение соединений серы после сгорания нефтепродуктов»

    ТЕМА № 3 «Определение рН почвы» (2 ч.)

    Практическая работа № 6 «Определение рН почвы в цветочных горшках классной аудитории»

    ТЕМА № 4 «Определение жесткости воды» (2 ч.)

     Практическая работа № 7 «Определение жесткости воды взятой из водопровода в классе и взятой после кипячения»

    ТЕМА № 5 «Расчет концентраций растворов» (2 ч.)

     Практическая работа № 8 «Решение расчетных задач на определение процентной, молярной и эквивалентной концентраций»

    ТЕМА № 6 «Определение ПДК веществ в водных растворах» (2 ч.)

    Практическая работа № 9 «Определение ПДК соединений хлора в водопроводной воде»

    ТЕМА № 7 Конференция «Экологическая обстановка и комфортность проживания» (2 ч.)

     Защита творческих отчетов о проведении исследовательской работы.

       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.

                               ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

           Требования предъявляемые к аналитическим реакциям

 а. Наличие легко наблюдаемого внешнего эффекта;

 б. Быстрота протекания аналитической реакции;

 в. Необратимость аналитических реакций

 г .Для открытия ионов наиболее желательны те реакции, которые не дают другие ионы, присутствующие в растворе;

 д. Реакции должны обладать весьма достаточной чувствительностью.

                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

            Исследовательское задание 1 «Получение угольной кислоты»

 а. Получение диоксида углерода лабораторным путем;

 б. Получение угольной кислоты;

 в. Определение концентрации угольной кислоты в заданном объеме.

                               ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Свойства оксида углерода (угарный газ) и особенности его взаимодействия с железом. Качественная реакция на определение СО в смеси.

                                ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Химические свойства диоксида и оксида азота. Влияние оксидов азота на организм человека. Источники образования оксидов азота.

                     Исследовательское задание № 1. «Получение концентрированной азотной кислоты»

 а. Получение диоксида азота;

 б. Получение азотной кислоты;

 в. Определение концентрации полученного раствора.

 г. Качественные реакции на NO2 – ионов.

                                ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

  Содержание соединений серы в органическом топливе (уголь, нефть)

  Получение сероводорода и сернистой кислоты. Получение кислородных соединений серы и серной кислоты. Образование кислотных дождей.

                              ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

  Методика определения рН водородного показателя почвы. Определение рН методом титриметрического анализа.

               Требования предъявляемые к реакциям титрования

  а. Быть строго стехиометричными;

  б. Протекать быстро;

  в. Протекать количественно, поэтому константа равновесия должна быть высокой;

  г. Должен существовать способ фиксирования точки эквивалентности.

                            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

 Определение жесткости воды методом титрования. Применение стандартного раствора ЭДТА и эриохрома черного Т.

                        Исследовательское задание № 1 «Качественные реакции на присутствие солей определяющих жесткость воды»

  а. Определение ионов кальция;

  б. Определение ионов магния

                          ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

  Решение расчетных задач на определение на определение концентрации различными способами.

                         Исследовательское задание № 1. «Взаимный переход от одних способов выражения концентраций к другим»

  а. Молярность и нормальность имеют одинаковые размерности (моль\л);

  б. Численные значения их для данного раствора не совпадают;

  в. В случаи эквивалентной концентрации количество растворенного вещества выражается не числом молей этого вещества, а эквивалентным ему числом молей атомов водорода;

  г. Для перевода процентной концентрации в единицы молярности и нормальности и обратно вводится понятие – плотность соответствующих растворов (г/мл.)

                       ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

  Качественные реакции на нахождение Cl – ионов. Сущность гравиметрического анализа. Теория осаждения. Гравиметрические методы включают следующие операции:

  а. Отбор средней пробы;

  б. Взятие навески;

  в. Растворение навески;

  г. Осаждение определяемой составной части;

  д. Фильтрование и промывание осадка;

  е. Высушивание и прокаливание осадка;

  ж. Взвешивание осадка;

  з. Вычисление результатов.

           Предпрофельная подготовка это система психолого – педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности. Она зависит от множества факторов: особенностей социально – образовательной среды, кадрового потенциала, профессионально – образовательных потребностей семьи и личности учащегося.

           Все эти факторы необходимо учитывать при составлении программ элективного курса общеобразовательного предмета, так – как, в любом случае, целенаправленность программ должна, прежде всего, способствовать выявлению интересов, склонностей, способностей школьников. Создавать условия для получения ими практического опыта в различных сферах деятельности для самоопределения и выбора профессии в будущем. Создавать условия для развития широкого спектра их познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в предстоящей профессиональной деятельности. Способствовать становлению способности школьников принимать адекватное решение о выборе дальнейшего образования и пути получения профессии.

           Только при полноценной реализации всех этих целей и задач в нашем политехническом техникуме будут обучаться  студенты, осознанно сделавшие свой выбор. Хорошо мотивированные, обладающие определенными навыками своей будущей профессиональной деятельности, целеустремленные абитуриенты, в последствии, оказавшись в ранге студентов, они в полной мере освоят профессиональный курс и я уверен, из них получатся достойные профессионалы. Такие выпускники техникума, обладая надежным, хорошо усвоенным запасом знаний, вполне самодостаточные, без труда найдут свое место в любом промышленном комплексе. А это в целом должно повысить востребованность наших выпускников на рынке труда.

 

                            РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окруждающей среде. – Л.: Химия, 1985

  2.Кислотные дожди. – Гидрометеоиздат, 1983

  3.Уорк К., Уорнер С. Загрязнение воздуха: Источники и контроль – М.; Мир, 1980.

  4. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования – Москва; ИД «Форум» - ИНФРА – М  2011.

  5.Келина Н.Ю., Безручко Н.В.  Аналитическая химия – Ростов – на – Дону,; Феникс 2008.

  6. Безручко Н.В., Рубцов Г.К. Практические и семинарские занятия по химии: методические указания – 2-е ,испр. И доп.- Пенза: Изд – во ПГТА 2005.

   6. Руководство к лабораторным работам по общей и неорганической химии  под руководством проф. Кульба Ф.Я. – Л. «Химия» 1986

   7. Ольшанова К.М. , Пискарева С.К. Аналитическая химия. Учебное пособие для СПО – М.; Химия 1980

   8. Основы аналитической химии. Практическое руководство: учебное пособие для вузов/ Фадеева В.И., Шелехова Т.Н., Иванов В.М. – М.; Высш шк., 2001.

Министерство профессионального образования, подготовки и

расстановки кадров

Республика Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное

Учреждение Республики Саха (Якутия)

АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Роль элективного курса в профессиональной ориентации

                                 Автор:   Лазарев Александр Николаевич

                               преподаватель

Алдан

2015 г.

     

                                             

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера. Сельскохозяйственная техника".

Эта программа ориентационного характера, она поможет определиться учащимся 9-х классов в дальнейшем выборе профессии, а так же оценить свои потребности и возможности и сделать выбор профиля обучения в...

Роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся

Статья в котро рассматривается роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...

Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018

Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой....

« Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение воспитанников с ОВЗ (опыт ,проблемы, переспективы)»

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности.Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной ...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...