Олимпиада по биологии
олимпиадные задания на тему

Олимпиада по биологии составлена по разделам: Цитология, Обмен веществ и энергии,Генетика с основами селекции. Олимпиада содержит разноуровневые задания: с выбором одного ответа,задание на соответствие,выберите правильное утверждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_olimpiady_po_bio.docx81.76 КБ

Предварительный просмотр:

  Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский областной медицинский колледж»

Анжеро - Судженский филиал

Положение о проведении

Олимпиады

по дисциплине Биология

для специальности  34.02.01.«Сестринское дело»

                                                                                         Составлен

преподавателем

Антипиной Н.Н.

Анжеро- Судженск, 2017

 Рассмотрено и одобрено

МК

протокол № __________

от «__» ________ 2017_ г.

__________Антипина Н.Н.

УТВЕРЖДЕНО

методическим советом

протокол № __________

от «__» ________ 2017 г.

___________Василенко Е.Г.

Цель:

-Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к учебной и научно- исследовательской деятельности, углубления и закрепление знаний и умений, создания необходимых условий для дальнейшего интеллектуального развития студентов.

-Формирование общих компетенций.

Задачи:

распространение и популяризация научных знаний среди студентов;

-пропаганда дополнительных знаний по биологии и формирование стимула к их приобретению;

-активизация внеурочной работы по биологии.

Условия проведения:

Участники студенты первого  курса.

Олимпиада состоит из одного тура, включает 4 задания.

Задание 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа. Необходимо выбрать только один ответ.

Задание 2. Задание включает 5 вопросов. Необходимо выбрать несколько вариантов ответов.

Задание 3. Задание на определение правильности суждений.

Задание 4. Задания на  установление соответствия.

Олимпиадные задания составлены по темам, изученным в первом семестре: Химическая организация клетки, Метаболизм – основа существования живых организмов, Строение и функции клеток, Размножение и развитие организмов, Основы генетики и селекции.

Сроки и порядок проведения олимпиады:

 Дата проведения, согласно графика олимпиад;

 Регламент олимпиады: 90 минут

 Требования, предъявляемые к работе:

 Ответы оформляются на заранее подготовленных бланках.

 Итоги олимпиады:

По итогам олимпиады жюри определяет победителей, набравших    максимальное число баллов. При определении  победителей олимпиадные работы, получившие 50% от максимально возможных и менее, не рассматриваются. Максимальное число баллов, которое можно набрать по биологии – 55,5 баллов.

Поощрение победителей:

Победителям вручаются грамоты за 1,2, 3 место

Участникам олимпиады вручаются сертификаты.

 Организационно- методическая документация:

Материалы олимпиадных заданий;

Ответы и шаблоны решений;

Критерии и методики оценки выполненных заданий;

Бланк оформления результатов.

Жюри оформляет протокол.

 

Задания биологической олимпиады для

студентов медицинского колледжа, 2016-2017 уч.год (1курс, специальность «Сестринское дело»)

Задание 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из которых предложено 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –20 баллов (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.    Назовите учёного, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»:  

А -  Р.Гук;   Б – Р.Вирхов;    В – А. Левенгук;   Г – К.Бэр;      Д – Т.Шванн.

2.    Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

А -   оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет;

Б -   онтогенез повторяет историю развития своего вида;

В -   дочерние клетки образуются в результате деления материнской;

Г -   половые клетки образуются в процессе мейоза.

3.     Повышение жизнеспособности потомства происходит в результате размножения:

А – спорами;   Б – почкованием;    В – корневищем;    Г – семенами.

4.     Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

А - производители органических веществ;     Б - потребители органических веществ;

В - разрушители органических веществ;     Г - разрушители неорганических веществ.

5.     Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами:          

А – рибосомы;   Б – ядро;   В – цитоплазма;   Г – мембрана.

6. Комплекс Гольджи отсутствует в клетках:

А- грибов;  Б - растений;  В - животных;  Г- бактерий.

7.Двумембранный органоид – это:

А- эндоплазматическая сеть;   Б-  митохондрия; В-  комплекс Гольджи;  Г – хромосома.

8. Определите, молекуле какого вещества принадлежит изображенный на рисунке нуклеотид.

А) ДНК

Б) РНК

В) АТФ      

Г) белок

9. В митохондриях атомы водорода отдают электроны, при этом энергия используется для синтеза:

А – белков; Б - жиров; В  – углеводов; Г – АТФ.

10. Накопление питательных веществ, редупликация, транскрипция, трансляция, увеличение количества органоидов в клетке происходит в:

А – интерфазе; Б - профазе; В – метафазе; Г – анафазе.

11. Эукариотической клеткой является:

А- лимфоцит; Б - бацилла чумы; В - сенная палочка; В- вирус гриппа.

 12.Количество крист в митохондриях различных клеток:

а) одинаково во всех клетках

б) неодинаково – у мышечных клеток больше, чем у других

в) неодинаково – у жировых клеток больше, чем у других

г) неодинаково – у нервных клеток больше, чем у других

13.Коньюгация и кроссинговер происходит на стадии мейоза:

А – профазы 1; Б - метафазы; В – анафазы 1; Г – профазы 2.

14. Первое деление мейоза называют редукционным, так как:

А – происходит расхождение к полюсам сестринских хроматид; Б - происходит расхождение к полюсам целых хромосом из гомологичных пар; В – происходит расхождение фрагментов хромосом; В – происходит увеличение числа хромосом.

15. Наибольшее сходство наблюдается между следующими фазами клеточных делений:

а)  метафазой 1 и метафазой 2 мейоза

б)  метафазой 1 мейоза и метафазой митоза

в)  анафазой 1 и анафазой 2 мейоза

г)  анафазой 2 мейоза и анафазой митоза

16. Аномальная особь образовалась при половом размножении какого-то вида животных. На рисунке показан ее кариотип. Одна из гамет, участвовавших в образовании особи, имела неправильное число хромосом. Значит эта гамета содержала хромосом:

а) 3; б) 4;в) 5; г) 7

     

17. Из яйцеклетки родится девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А - 44 аутосомы+ХY; Б - 23 аутосомы+Y; В - 23 аутосомы+Х        ; Г-  44 аутосомы+ХХ.

18. Сцепление генов не бывает абсолютным, так как нарушается в результате:

а) кроссинговера при мейозе

б) взаимодействия неаллельных генов

в) независимого расхождения хромосом при мейозе

г) случайного расхождения хроматид в митозе

19. Представленная на рисунке родословная показывает наследование редкого заболевания глаз. Болезнь вызвана мутацией в одном гене, который является:

а) аутосомным доминантным

б) рецессивным, расположенным в Х хромосоме

в) доминантным, расположенным в Х хромосоме

г) расположенным в геноме митохондрий

20. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми цветами и красными цветами получили потомство с розовыми цветами, так как наблюдается

А) множественное действие генов

Б) неполное доминирование

В) сцепленное наследование

Г) полное доминирование

Задание 2. Задание включает 10 вопросов. Вам необходимо выбрать несколько вариантов ответов. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.Перечислите черты сходства клеток животных и бактерий:

А - оформленное ядро; Б – цитоплазма; В – митохондрии; Г – цитоплазматическая мембрана; Д – гликокаликс; Е – рибосомы.

2. Для трансляции в процессе биосинтеза белка характерно:

А – репликация ДНК; Б – сборка на и - РНК рибосом; В – образование пептидных связей между аминокислотами; Г–   синтез и –РНК; Д- транспорт аминокислот к рибосомам; Е – формирование четвертичной структуры белка.

3. Функциями белков в клетке являются:

А) информационная

Б) запасающая, энергетическая

В) транспортная, каталитическая

Г) регуляторная, защитная

Д) структурная, двигательная

Е) передача наследственной информации

4. В каких структурах клетки находятся молекулы ДНК?

А- Цитоплазме; Б - Ядре; В -Митохондриях; Г -Рибосомах; Д - Хлоропластах; Е –Лизосомах

5. Биологическое значение митоза заключается в:

А) увеличении размеров клетки

Б) обеспечении процессов роста, развития организмов

В) обеспечении процессов регенерации и бесполого размножения

Г) изменчивости благодаря кроссинговеру

Д) изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе

Е) распределении генетического материала между двумя дочерними клетками

6. Из названных белков транспортную функцию могут выполнять:

А- гемоглобин; Б – миоглобин; В – сывороточный альбумин; Г – миозин; Д  - химотрипсин.

7. В организме человека гормональные функции выполняют:

А –белки и пептиды; Б- производные аминокислот; В – производные холестерина; Г – производные жирных кислот; Д- производные нуклеотидов.

8.Признаки по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов клетки:

А – имеют две мембраны; Б- содержат рибосомы; В –содержат внутри ферменты; Г – имеют кольцевую ДНК; Д –имеют белки и ферменты на мембранах.

9. К типам взаимодействия аллельных генов относится:

А – полимерия; Б – полное доминирование; В – Неполное доминирование; Г – эпистаз; Д – кодоминирование; Е – комплементарность.

10.Непрямое развитее характерно для:

А – дождевого червя; Б- виноградной улитки; В –саранчи; Г –майского жука; Д –ехидны; Е – бабочки «павлиний глаз».

Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Внесите в матрицу. В матрице ответов знаком «+» укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Эукариоты имеют ядра.

2.Клеточная оболочка из целлюлозы свойственна только для животной клетки .

3.Организмы живут только там, где есть кислород.

4.Азотфиксирующие бактерии способны усваивать атмосферный азот.

5.К прокариотам относят бактерий, вирусы и грибы.

6.Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.

7.В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует только один триплет (кодон).

8. Водородные связи участвуют в образовании первичной структуры белка.

9.Размеры хромосомы пропорциональны длине входящей в неё ДНК.

10. В тонком кишечнике человека под действием ферментов и воды крахмал превращается сначала в мальтозу, а затем в глюкозу.

Задания 4. Задания на  установление соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. Всего за задание можно набрать  5,5 баллов. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 0,5 балла

1. Установите соответствие между химическим веществом, его функциями, свойствами и особенностями строения.

Особенности строения и функций

Вещество

А. Является хранителем наследственной информации

Б. Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме

В.Содержит пиримидиновое азотистое основание — урацил

Г. Состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

Д. Состоит из одной полинуклеотидной цепи

Е. Состоит из нуклеотидов АТГЦ

1.ДНК

2.иРНК

2.Установите соответствие между  строением и функцией органоида

Строение и функции

Доказательства эволюции

А) участвует в клеточном пищеварении

Б) синтезируют АТФ

В) имеют одну мембрану

Г) содержат пищеварительные ферменты

Д) содержат кристы

1)лизосомы

2) митохондрии

Шаблон ответов

биологической олимпиады

2016-2017 уч. год

1 курс

За олимпиаду max. 55,5 баллов

Задание 1. по 1 баллу за правильный ответ; max. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

в

г

в

г

г

б

а

г

а

11-20

а

б

а

б

г

б

г

а

г

б

Задание 2. по 2 балла за правильный ответ; max. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

бге

бвд

бвгд

бвд

бве

абв

абвг

абг

бвд

ге

Задание 3. по 1 баллу за правильный ответ; max. 10 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

+

+

+

Нет

+

+

+

+

+

+

+

Задание 4. ответ; max. 5,5 баллов

Вопрос 1. по 0,5 балла за правильный

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

1

Вопрос 2.

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

2

Критерии оценки выполненных заданий

Задание 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Задание 2. Оценивается от 0 до  2 баллов. Если в задании верны все позиции, ставится 2 балла, если допущена ошибка  на одной позиции ставится 1 балл, если больше  одной  позиции -0 баллов. Максимальное количество баллов – 20 баллов

Задание 3. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

Задание 4. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 баллов. Максимальное количество баллов – 5,5 баллов.

За олимпиаду max. 55,5 баллов.

Для определения победителей рассматриваются только те работы, которые перешли рубеж – 51% от выполненных заданий.

Бланк ответов

биологической олимпиады

2016-2017 уч. год

1 курс

За олимпиаду max. 55,5 баллов

Задание 1. по 1 баллу за правильный ответ; max. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Задание 2. по 2 балла за правильный ответ; max. 20 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 3. по 1 баллу за правильный ответ; max. 10 баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Задание 4. по 0,5 балла за правильный ответ; max. 5,5 баллов

Вопрос 1.

А

Б

В

Г

Д

Е

Вопрос 2.

А

Б

В

Г

Д

ФИО участника олимпиады, роспись

_________________________________                                    __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по биологии

Задания олимпиады включают вопросы тестового характера, вопросы на рассуждение и установление причинно-следственных связей....

Олимпиада по биологии

Выявление лучшего...

олимпиада по биологии

олимпиада по биологии...

Олимпиада по биологии 6 класс

Олимпиада по биологии...

Олимпиада по биологии 6 класс

Олимпиада по биологии...

Олимпиада по биологии. 1 курс

Олимпиада по биологии.  1 курс...