Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики
рабочая программа на тему

Золотых Лидия Валентиновна

Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики для специальности 09.02.03. Программирование в компьютерных системах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_vysshey_matematiki.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ             ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                  «ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

_______________С.Е. Полозова

_______________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕМЕНТЫ  ВЫСШЕЙ  МАТЕМАТИКИ

Тамбов, 2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО)  09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Организация-разработчик: ТОГАПОУ  «Техникум отраслевых технологий»

Разработчик: Золотых Лидия Валентиновна, преподаватель

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭЛЕМЕНТЫ  ВЫСШЕЙ  МАТЕМАТИКИ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована 

в профессиональной подготовке по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • производить операции над матрицами и определителями;
  • решать системы линейных уравнений;
  •  производить действия с векторами;
  •  решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;
  •  вычислять производные и дифференциалы, неопределенные и определенные интегралы; исследовать на сходимость числовые ряды, разлагать элементарные функции в ряд Тейлора;
  •  находить частные производные и дифференциалы функций нескольких переменных, вычислять двойные интегралы; решать обыкновенные дифференциальные уравнения; пользоваться основными понятиями теории комплексных чисел;

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и методы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, теории комплексных чисел и математической статистики;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 312 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 208 часов;

самостоятельной работы обучающегося 104 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

312

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

208

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

104

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

104

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы высшей математики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

2 курс – 60 час.

Раздел 1. Элементы линейной алгебры

18

2

Тема 1.1. Матрицы и определители

Определение матрицы. Действия над матрицами, их свойства. Определители 2-го и 3-го порядка, вычисление определителей. Определители n-го порядка, свойства определителей. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителя по элементам строки или столбца. Обратная матрица. Ранг матрицы. Элементарные преобразования матрицы. Ступенчатый вид матрицы.

11

2

Тема 1.2. Системы линейных уравнений

Однородные и неоднородные системы линейных уравнений. Определитель системы n линейных уравнений с n неизвестными. Правило Крамера для решения квадратной системы линейных уравнений. Теорема о существовании и единственности решения системы n линейных уравнений с n неизвестными (теорема Крамера). Метод исключение неизвестных - метод Гаусса

7

2

Самостоятельная работа

Работа с основной и дополнительной литературой Подготовка докладов

9

Раздел 2.  Элементы аналитической геометрии

16

Тема 2.1. Векторы. Операции над векторами 

Определение вектора. Операции над векторами, их свойства. Координаты вектора. Модуль вектора. Скалярное произведение векторов. Вычисление скалярного произведения через координаты векторов. 

8

2

Тема 2.2. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка.

Прямая на плоскости: уравнение с угловым коэффициентом, уравнение прямой, проходящей через две данные точки, параметрические уравнения, уравнение в канонической форме. Кривые 2-го порядка, канонические уравнения окружности, эллипса, гиперболы, параболы.

8

2

Самостоятельная работа

Работа с основной и дополнительной литературой Подготовка докладов

Решение задач

8

Раздел 3. Основы математического анализа

72

Тема 3.1. Теория пределов. Непрерывность

Числовые последовательности. Монотонные, ограниченные последовательности. Предел последовательности, свойства предела. Бесконечно малые и бесконечно большие последовательности, связь между ними, символические равенства. Предел суммы, произведения и частного двух последовательностей. Признак сходимости монотонной последовательности. Число е.

Предел функции. Свойства предела функции. Односторонние пределы. Предел суммы, произведения и частного двух функций. Непрерывные функции, их свойства. Непрерывность элементарных и сложных функций. Замечательные пределы. Точки разрыва, их классификация.

6

2

Тема 3.2. Дифференциальное исчисление функции одной действительной переменной

Определение производной функции. Производные основных элементарных функций. Дифференцируемость функции. Дифференциал функции.

Производная сложной функции. Правила дифференцирования: производная суммы, произведения и частного. Производные и дифференциалы высших порядков. Раскрытие неопределенностей, правила Лопиталя. Возрастание и убывание функций, условия возрастания и убывания. Экстремумы функций, необходимое условие существования экстремума. Нахождение экстремумов с помощью первой производной. Выпуклые функции. Точки перегиба. Асимптоты. Полное исследование функции.

16

2

Тема 3.3. Интегральное исчисление функции одной действительной  переменной

Неопределенный интеграл, его свойства. Таблица основных интегралов.

4

2

3 курс – 109 час

Тема 3.3. Интегральное исчисление функции одной действительной  переменной

(продолжение)

Метод замены переменных. Интегрирование по частям. Интегрирование рациональных функций. Интегрирование некоторых иррациональных функций. Универсальная подстановка.

Определенный интеграл, его свойства. Основная формула интегрального исчисления. Интегрирование заменой переменной и по частям в определенном интеграле. Приложения определенного интеграла в геометрии.

Несобственные интегралы с бесконечными пределами интегрирования. Понятие несобственных интегралов от неограниченных функций.

12

2

Тема 3.4. Дифференциальное исчисление функции нескольких действительных переменных

Функции нескольких действительных переменных. Основные понятия. Предел и непрерывность функции нескольких переменных. Свойства. Частные производные. Дифференцируемость функции нескольких переменных. Дифференциал. Производные и дифференциалы высших порядков.

6

2

Тема 3.5. Интегральное исчисление функции нескольких действительных переменных

Двойные интегралы и их свойства. Повторные интегралы. Сведение двойных интегралов к повторным в случае областей 1 и 2 типа. Приложения двойных интегралов.

6

2

Тема 3.6. Теория рядов

Определение числового ряда, сумма ряда, остаток ряда. Свойства рядов. Необходимый признак сходимости рядов. Признаки сравнения положительных рядов. Признаки Даламбера и Коши, интегральный признак сходимости. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Абсолютная и условная сходимость.

Функциональные последовательности и ряды. Степенные ряды. Радиус и интервал сходимости. Поведение степенного ряда на концах интервала сходимости. Область сходимости степенного ряда. Свойства степенных рядов. Ряды Тейлора и Маклорена. Разложение элементарных функций в ряд. Ряды Фурье.

14

2

Тема 3.7. Обыкновенные дифференциальные уравнения

Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решения. Уравнения с разделёнными и разделяющимися переменными. Однородные уравнения 1-го порядка. Уравнения, приводящиеся к однородным. Линейные однородные и неоднородные уравнения 1-го порядка.

Дифференциальные уравнения 2-го порядка. Линейные однородные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Линейные неоднородные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами. Дифференциальные уравнения, допускающие понижение степеней.

8

2

Самостоятельная работа

Работа с основной и дополнительной литературой Подготовка докладов

36

Тема 4. Основы теории комплексных чисел

16

Тема 4.1. Геометрическое представление комплексных чисел

Определение комплексного числа в алгебраической форме, действия над ними. Геометрическое изображение комплексных чисел. Решение алгебраических уравнений.

8

2

Тема 4.2. Алгебраическая, тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел

Тригонометрическая форма комплексных чисел. Переход от алгебраической формы к тригонометрической и обратно. Действия над комплексными числами в тригонометрической форме. Показательная форма комплексных чисел, действия над ними. Тождество Эйлера

6

2

Тема 5. Элементы численных методов

50

Тема 5.1. Введение в теорию погрешностей

Приближенное значение величины

2

2

Тема 5.2. Абсолютная погрешность

Абсолютная погрешность, относительная погрешность. Верные, сомнительные, значащие цифры. Способы хранения цифр в памяти ЭВМ.

2

2

Тема 5.3. Относительная погрешность приближенных чисел

Погрешности арифметических действий.

2

2

Тема 5.4. Приближенные решения алгебраических и трансцендентных уравнений

Метод половинного деления. Метод хорд. Метод касательных. Комбинированный метод хорд и касательных. Метод итераций. Сравнение методов.

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений приближенными методами (методы половинного деления, хорд, касательных).

Решение алгебраических и трансцендентных уравнений приближенными методами (комбинированный метод хорд и касательных, метод итераций).

6

2

Тема 5.5. Решение систем линейных алгебраических уравнений

Метод Гаусса. Вычисление определителей методом Гаусса. Применение метода Гаусса для вычисления обратной матрицы.

Метод итераций. Метод Зейделя. Сравнение методов.

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

Решение систем линейных уравнений приближенными методами.

8

2

Тема 5.6. Интерполирование и экстраполирование функций

Интерполяция и экстраполяция. Интерполяционный многочлен Лагранжа. Интерполяционные формулы Ньютона. Интерполирование сплайнами. Сравнение методов интерполяции.

Составление интерполяционных формул Лагранжа и Ньютона.

Интерполяция сплайнами

8

2

Тема 5.7. Численное интегрирование

Формулы Ньютона-Котеса: методы прямоугольников, трапеций, парабол. Формулы Гаусса. Сравнение методов интегрирования.

Вычисление интегралов при помощи формул Ньютона-Котеса.

Вычисление интегралов при помощи формул Гаусса

8

2

Тема 5.8. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений

Метод Эйлера. Уточненная схема Эйлера. Метод Рунге-Кутта. Сравнение методов.

Нахождение решений обыкновенных дифференциальных уравнений при помощи формул Эйлера.

8

2

Тема 5.9. Численное решение задач оптимизации

Методы минимизации функций одной и двух переменных: методы дихотомии, золотого сечения.

3

2

4 курс -39 час

Тема 5.9. Численное решение задач оптимизации

Многомерные методы оптимизации: методы покоординатного спуска, наискорейшего спуска. Сравнение методов.

Нахождение экстремумов функций одной переменной приближенными методами.

Нахождение экстремумов функций двух переменных приближенными методами.

3

2

Самостоятельная работа

Работа с основной и дополнительной литературой Подготовка докладов.

25

Тема 6. Математические методы

36

Тема 6.1. Основы моделирования

Основные понятия: решение, множество возможных решений, оптимальное решение, показатель эффективности.

Математические модели, основные принципы построения моделей, аналитические и статические модели.

Математические модели.

Построение простейших математических моделей.

4

2

Тема 6.2. Линейное программирование

Общий   вид   задач   линейного   программирования   (ЛП). Основная    задача    линейного программирования    (ОЗЛП) и ведение произвольной задачи линейного программирования к основной   задаче   линейного   программирования.   Симплекс – метод. Графический метод.

Транспортная задача. Методы нахождения начального решения транспортной задачи. Метод потенциалов.

Линейное программирование

Сведение произвольной задачи линейного программирования к ОЗЛП. Решение задач графическим и симплексным методом.

Транспортная задача. Нахождение начального решения транспортной задачи. Решение транспортной задачи методом потенциалов.

10

2

Тема 6.3. Нелинейное программирование

Общий вид задач нелинейного программирования. Графический метод решения задач нелинейного программирования. Метод множителей Лагранжа.

Нелинейное программирование

Решение задач нелинейного программирования графическим методом и методом множителей Лагранжа.

8

2

Тема 6.4. Динамическое программирование

Основные понятия динамического программирования: шаговое управление, управление операции в целом, оптимальное управление, выигрыш на данном шаге, выигрыш за  всю операцию, аддитивный критерий, мультипликативный критерий. Идея метода динамического программирования. Простейшие задачи, решаемые методом динамического программирования.

Динамическое программирование

Решение простейших задач динамического программирования.

8

2

Тема 6.5. Алгоритмы на графах

Методы хранения графов в памяти ЭВМ. Задача о нахождении кратчайших путей в графе и методы её решения.

Алгоритмы на графах

Нахождение кратчайших путей в графе. Решение задачи о максимальном потоке.

6

2

Контрольная работа

Самостоятельная работа.

Работа с основной и дополнительной литературой Подготовка докладов.

18

Всего:      

312

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя

Технические средства обучения:

Аппаратные средства

  • компьютеры;
  • проектор;
  • доска

.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Григорьев С.Г., Иволгина С. В. Математика -  М.: Академия, 2012.
  2. Григорьев В. П., Сабурова Т. Н. Сборник задач по высшей математике. -  М.: Академия, 2012.
  3. Щипачев В. С. Основы высшей математики -  М.: Высшая школа, 2013.
  4. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2012.
  5. Шипачев B.C. Высшая математика: Учебник. - М.: Высшая школа, 2013.
  6. Баврин И.И. Высшая математика: Учебник. - М: Академия, Высшая школа, 2012
  7. Турчак Л. И., Основы численных методов

Интернет-ресурсы

  1. http://www.youtube.com/watch?v=1546Q24djU4&feature=channel (Лекция 8. Основные сведения о рациональных функциях)
  2. http://www.youtube.com/watch?v=TxFmRLiSpKo (Геометрический смысл производной)
  3. http://www.youtube.com/watch?v=PbbyP8oEv-g (Лекция 1. Первообразная и неопределенный интеграл)
  4. http://www.youtube.com/watch?v=2N-1jQ_T798&feature=channel (Лекция 5. Интегрирование по частям)
  5. http://www.youtube.com/watch?v=3qGZQW36M8k&feature=channel (Лекция 2. Таблица основных интегралов)
  6. http://www.youtube.com/watch?v=7lezxG4ATcA&feature=channel (Лекция 3. Непосредственное интегрирование)
  7. http://www.youtube.com/watch?v=s-FDv3K1KHU&feature=channel (Лекция 4. Метод подстановки)
  8. http://www.youtube.com/watch?v=dU_FMq_lss0&feature=channel (Лекция 12. Понятие определенного интеграла)
  9. http://www.youtube.com/watch?v=wg_AIYBB0dg&feature=related (Гиперметод умножения)
  10. http://www.youtube.com/watch?v=C_7clQcJP-c (Теория вероятности)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

производить операции над матрицами и определителями;

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

решать системы линейных уравнений;

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

производить действия с векторами; решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости;

 

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

вычислять производные и дифференциалы, неопределенные и определенные интегралы; исследовать на сходимость числовые ряды, разлагать элементарные функции в ряд Тейлора;

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

находить частные производные и дифференциалы функций нескольких переменных, вычислять двойные интегралы;

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

решать обыкновенные дифференциальные уравнения; пользоваться основными понятиями теории комплексных чисел

Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания: 

основные понятия и методы линейной алгебры,

внеаудиторная самостоятельная работа,  доклады

аналитической геометрии, математического анализа, теории комплексных чисел и математической статистики

внеаудиторная самостоятельная работа, доклады, самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

2 КУРСРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ  МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ Специальность 230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН             по дисциплине ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИСпециальность...

Фонд Оценочных Средств по учебной дисциплине Элементы высшей математики для специальности 230111 Компьютерные сети

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ по учебной дисциплине элементы высшей математики 230111  Компьютерные сети Состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебной дисциплине/...

Рабочая программа дисциплины "Элементы высшей математики"

Рабочая программа учебной дисциплины «Элементы высшей математики» разработана на основе Федерального государственного образовательногостандарта среднего профессионального образования по специальности ...

Рабочая программа дисциплины Элементы высшей математики

Рабочая программа учебной дисциплины «Элементы высшей математики» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программ...

Рабочая программа по дисциплине "Элементы высшей математики" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...

Рабочая программа по Элементам высшей математики

Рабочая программа по ФГОС по предмету "Элементы высшей математики" для учащихся специальности 09.02.07 "Информационные системы и программирование"...