Кейс-технология на уроках математики.
статья на тему

Выдержки из научных статей, докладов и книг по теме "Кейс-технология на уроках математики". С целью изучения и применения данного метода на уроках математики в техникуме среди студентов 1 и 2 курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kutorkina_n.g.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Куторкина Н.Г., преподаватель математики

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Беловский политехнический техникум»

Хороших методов существует ровно столько,

Сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа

К методам преподавания дисциплин в учебных заведениях СПО современное образование требует нового подхода. Преподаватели общеобразовательных предметов изучают и применяют инновационные методы преподавания, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, работать в группах, принимать решения, брать ответственность на себя, развивать творческие способности. Так как студенты выпускники должны иметь не только хорошие знания, но и уметь применять эти знания на практике.  

Для образования возникла новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. В связи с этим особую актуальность  приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.

Целью работы является изучение и применение кейс-метода на уроках математики. Поэтому были поставлены следующие задачи: изучить теоретический материал по данному вопросу, рассмотреть опыт других преподавателей в применении этого метода и апробировать на своих занятиях.

Понятие универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик»

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д. Речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Термин «инновация», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения.

Среди инновационных методов уделим особое внимание кейс - технологии в обучении. Применение кейс-технологии  позволит сформировать у студентов высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства.

Суть «кейс»  технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных кейсов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая  конкретный результат, готовый к использованию (на занятие, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает  совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих  по самой своей  сути.  

Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать суждение.

Вариативность. Данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.

Прагматизм в обучении. При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.

Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.

Самоменеджмент, то есть умение работать с информацией.

Использование данной технологии в образовательном процессе  предусматривает следующие цели и задачи:

1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.

3.Развитие интереса к процессу познания на уроках.

Можно выделить следующие типы кейсов:

Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»       

Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Организация  работы учащихся на основе кейс-технологии.              

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности и степени осведомленности обучаемых с данной информацией. Возможны следующие альтернативные варианты:

- Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

-Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

- Обучаемые  получают кейс на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, иллюстрирующих какие-либо теории, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.

Этапы:

-Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.

-Ознакомительный этап – происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации, которое может быть как индивидуальным, так и групповым.

-Аналитический этап – это процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель. На данном этапе, после принятия решений, во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить вопросы: почему ситуация выглядит так, кто принимал решения, какие варианты решения имели место, что надо было сделать?

-Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной демонстрации результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

Результатами использования кейс-метода являются УУД: Усвоение новой информации; освоение метода сбора данных; освоение метода анализа; умение работать с текстом; соотнесение теоретических и практических знаний; повышение уровня коммуникативных навыков; появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.

И в качестве примера привожу перечень кейсов, разработанных по темам:

1. Практические кейсы: «Комплексные числа», «Функции, их свойства и графики», «Решение прикладных задач с помощью интеграла», «Решение прикладных задач с помощью производной»

2. Обучающие кейсы: «Основы тригонометрии», «Приближенное значение величины и погрешности приближений»

3. Исследовательские кейсы: «Многогранники», «Тела и поверхности вращения», «Элементы комбинаторики»

В заключение хочу отметить такой положительный момент, что при работе с данной технологией студенты проявляют большой интерес, развивают творческие способности, так как во время работы с кейсом используются реальные задания или задания, приближенные к их специальности, и идет формирование проблемы и пути её решения на основании кейса.

Список использованной литературы

1. Балин А.В. «Использование инновационных методов в образовании» / А.В. Балин // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал – 2014.- №2 (61). -  С.22-23

2. Иванова Е.В. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы /Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004. – 160 с.

3. Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Бинарный урок с применением кейс-технологий...

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Кейс -технология на уроках инженерной графики

Конспект занятия по учебной дисциплине  "Инженерная графика"  с использованием кейс-технологии, раздел дисцилиплины "Машиностроительное черчение"...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".

Технологическая карта урока по дисциплине  "Основы экономики, менеджмента и маркетинга"  с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....