Рабочая программа по Биологии
материал на тему
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.16 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Утверждена приказом директора
БУ «Лангепасский политехнический колледж»
№ 245-р от 16.06.2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Биология
для профессии
21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
Покачи
2017
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Организация-разработчик:
БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Разработчики:
Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории
Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи
Протокол № 5 от 06. 06. 2017г.
Рассмотрена «Согласовано»
ПЦК преподавателей Заместитель директора по УВР
общеобразовательного цикла ___________ С.Н.Каращук
Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 12 |
| 13 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
При реализации программы у обучающихся будут сформированы общие компетенции по профессии:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося36 часов;
самостоятельной работы обучающегося18 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 | |
в том числе: | ||
практические занятия | 17 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 | |
в том числе: | ||
Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа) Выполнение индивидуальных проектов Составление терминологического словаря Конспектирование текста Выполнение творческого задания Подготовка к итоговому зачету | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | № п/п | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Самостоя тельные работы | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Тема 1 Биология как наука | Содержание учебного материала | ||||
1 | Введение. Биология как наука | 1 | 1 | ||
Тема 2 Учение о клетке | Содержание учебного материала | ||||
2 | Химическая организация клетки | 1 | 1 | ||
3 | Строение и функции клетки. | 1 | |||
4 | Практическое занятие: Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | 2 | ||
5 | Жизненный цикл клетки. | 1 | 1 | ||
6 | Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Вода - это жизнь», «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении». | 3 | ||||
Тема 3 Организм. Размножение и индивидуальное развитие | Содержание учебного материала | ||||
7 | Размножение организмов | 1 | 1 | ||
8 | Индивидуальное развитие организма. | 1 | 1 | ||
9 | Практическое занятие: Индивидуальное развитие человека. | 1 | 2 | ||
10 | Практическое занятие: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по теме: «Половое размножение и его биологическое значение». Подготовка рефератов по теме: «Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков на развитие эмбриона» Задание исследовательского характера на тему: «Строение яйцеклетки на примере куриного яйца». | 2 | ||||
Тема4 Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала | ||||
11 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 1 | 1 | ||
12 | Практическое занятие: Генетика человека | 1 | 2 | ||
13 | Закономерности изменчивости | 1 | 2 | ||
14 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 | 2 | ||
15 | Практическое занятие: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. | 1 | 2 | ||
16 | Практическое занятие: Решение генетических задач. | 1 | 3 | ||
17 | Практическое занятие: Анализ фенотипической изменчивости. | 1 | 2 | ||
18 | Практическое занятие: Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: «Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Мутагены окружающей среды». Составление таблицы: «Взаимодействие генотипа и среды при формировании человека». Составление простейших схем: «Моногибридного и дигибридного скрещивания». | 4 | ||||
Тема5 Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Содержание учебного материала | ||||
19 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 1 | 1 | ||
20 | История развития эволюционных идей | 1 | 1 | ||
21 | Эволюционное учение Ч. Дарвина | ||||
22 | Микроэволюция и макроэволюция | 1 | 1 | ||
23 | Практическое занятие: Описание особей одного вида по морфологическому критерию. | 1 | 2 | ||
24 | Практическое занятие: Приспособление организмов к разным средам обитания | 1 | 2 | ||
25 | Практическое занятие: Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | 2 | ||
26 | Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Гипотезы происхождения жизни на Земле. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка раз- личных гипотез происхождения». Составление презентации: «Краткая история развития органического мира». | |||||
Тема6 Происхождение человека | Содержание учебного материала | ||||
27 | Антропогенез. | 1 | 1 | ||
28 | Практическоезанятие: Человеческие расы. | 1 | 1 | ||
29 | Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны». Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 4 | ||||
Тема7 Экология | Содержание учебного материала | ||||
30 | Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей | 1 | 1 | ||
31 | Биосфера — глобальная экосистема | 1 | 1 | ||
32 | Практическое занятие: Биосфера и человек | 1 | 2 | ||
33 | Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. | 1 | |||
34 | Практическое занятие: Сравнительное описание одной из естественных природных систем. Решение экологических задач. | 1 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата по теме: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Решение экологических задач . Выполнение презентации и сообщения по теме: «Организация и экология сообществ» , «Окружающая среда и здоровье человека» | 5 | ||||
Содержание учебного материала | |||||
Тема8 Бионика | 35 | Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики | |||
Итоговый зачет-1ч | 36 | Дифференцированный зачет | 1 | 3 | |
Всего:54часа | 36 | 18 | |||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
- сканер;
- принтер;
- микроскопы для работы учащихся.
- цифровой микроскоп с выводом изображения на экран,
- оборудование для лабораторных работ
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
- аудио- и видеоаппаратура
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2011.
- Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа,2011.
- Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2011.
- Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл.: Учеб. общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные источники:
- Мамедов Н.М., Экзерцева Е.В. Атлас. Экология. 10(11) класс.—М.: АСТ-пресс школа, 2007.
- Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева.—М.: Просвещение, 2008.
- Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение, 2011
- Прядко К.А. Понятия и определения: Экология/ Словарик школьника.—Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
- Энциклопедия происхождения жизни на Земле.—М.: Махаон, 2006.
- Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие.—М.: Изд-во РИОР, 2006.
Интернет-источники:
bio.1september.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов; | Текущий контроль Контрольные работы Защита творческой работы |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Практическая работа |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Тестовый контроль Текущий контроль |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Практическая работа |
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль Защита индивидуального задания |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Защита творческой работы Защита индивидуального задания |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
Знать: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
биологическую терминологию и символику | Текущий контроль Контрольные работы Тестовый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...

Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...

