Рабочая программа по Биологии
материал на тему

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_png.docx60.16 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора

                                                                      БУ «Лангепасский политехнический колледж»

№ 245-р от 16.06.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.12 Биология

для профессии

21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

Покачи

2017

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик:

 БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Разработчики:

Асхабова С.С., преподаватель первой квалификационной категории

 Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г. Покачи

Протокол № 5 от 06. 06. 2017г.

Рассмотрена                                                                                                             «Согласовано»

ПЦК  преподавателей                                                                               Заместитель директора по УВР

общеобразовательного цикла                                                                  ___________ С.Н.Каращук

Протокол № 5 от 20. 05. 2017г.                  

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

1.1  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 21.01.01 Оператор нефтяных и газовых скважин

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

При реализации программы у обучающихся будут сформированы общие компетенции по профессии:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладаниемотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке  естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.4  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося36 часов;

самостоятельной работы обучающегося18 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     практические занятия

17

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

    Выполнение индивидуальных проектов

    Составление терминологического словаря

    Конспектирование текста

    Выполнение творческого задания

    Подготовка к итоговому зачету

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета  

1


2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

                

Наименование разделов и тем

п/п

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Самостоя

тельные работы

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

Тема 1

Биология как наука

Содержание учебного материала

1

Введение. Биология как наука

1

1

Тема 2

Учение о клетке

Содержание учебного материала

2

Химическая организация клетки

1

1

3

Строение и функции клетки.

1

4

Практическое занятие: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

2

5

Жизненный цикл клетки.

1

1

6

Практическое занятие: Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по темам: «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Вода - это жизнь», «Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении».

3

Тема 3

Организм. Размножение и индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

7

Размножение организмов

1

1

8

Индивидуальное развитие организма.

1

1

9

Практическое занятие: Индивидуальное развитие человека.

1

2

10

Практическое занятие: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по теме: «Половое размножение и его биологическое значение». Подготовка рефератов по теме: «Влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков на развитие эмбриона» Задание исследовательского характера на тему: «Строение яйцеклетки на примере куриного яйца».

2

Тема4

Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

11

Основы учения о наследственности и изменчивости

1

1

12

Практическое занятие: Генетика человека

1

2

13

Закономерности изменчивости

1

2

14

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

2

15

Практическое занятие: Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

1

2

16

Практическое занятие: Решение генетических задач.

1

3

17

Практическое занятие: Анализ фенотипической изменчивости.

1

2

18

Практическое занятие: Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их

влияния на организм.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по темам: «Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Мутагены окружающей среды». Составление таблицы: «Взаимодействие генотипа и среды при формировании человека». Составление простейших схем: «Моногибридного и дигибридного скрещивания».

4

Тема5

Происхождение и развитие жизни на Земле.

Эволюционное учение

Содержание учебного материала

19

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

1

1

20

История развития эволюционных идей

1

1

21

Эволюционное учение Ч. Дарвина

22

Микроэволюция и макроэволюция

1

1

23

Практическое занятие: Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

1

2

24

Практическое занятие: Приспособление организмов к разным средам обитания

1

2

25

Практическое занятие: Антропогенное воздействие на биосферу

1

2

26

Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Гипотезы происхождения жизни на Земле. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка раз-

личных гипотез происхождения». Составление презентации: «Краткая история развития органического мира».

Тема6

Происхождение человека

Содержание учебного материала

27

Антропогенез.

1

1

28

Практическоезанятие: Человеческие расы.

1

1

29

Практическое занятие: Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Основные этапы эволюции человека. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма». Составление таблицы: «Человек и человекообразные обезьяны». Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

4

Тема7

Экология

Содержание учебного материала

30

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей

1

1

31

Биосфера — глобальная экосистема

1

1

32

Практическое занятие: Биосфера и человек

1

2

33

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей

местности.

1

34

Практическое занятие: Сравнительное описание одной из естественных природных систем. Решение экологических задач.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере.

 Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Решение  экологических задач . Выполнение презентации  и сообщения по теме: «Организация и экология сообществ»  , «Окружающая среда и здоровье человека»  

5

Содержание учебного материала

Тема8

Бионика

35

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Итоговый зачет-1ч

36

Дифференцированный зачет

1

3

Всего:54часа

36

18

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
  • сканер;
  • принтер;
  • микроскопы для работы учащихся.
  • цифровой микроскоп с выводом изображения на  экран,
  • оборудование для лабораторных работ

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Каменский,А.А. Биология. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  2. Сивоглазов, В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.—М.: Дрофа,2011.
  3. Криксунов Е.А. Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.—М.: Дрофа, 2011.
  4. Чернова Н.М. Экология. 10(11) кл.: Учеб. общеобразоват. учреждений.—М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные источники:

  1. Мамедов Н.М., Экзерцева Е.В. Атлас. Экология. 10(11) класс.—М.: АСТ-пресс школа, 2007.
  2. Биология. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ под ред. Д.К.Беляева.—М.: Просвещение, 2008.
  3. Сухорукова Л.Н. Биология. 10-11классы: учебник для общеобразоват. Учреждений.-М.:Просвещение, 2011
  4. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология/ Словарик школьника.—Спб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  5. Энциклопедия происхождения жизни на Земле.—М.: Махаон, 2006.
  6. Ахмадуллина Л.Г. Биология с основами экологии: Учеб. пособие.—М.: Изд-во РИОР, 2006.

Интернет-источники:

bio.1september.ru

www.nature.ru

www.biology.ru

www.sbio.info

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

объяснять  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Защита творческой работы

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Тестовый контроль

Текущий контроль

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Практическая работа

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Защита индивидуального задания

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Защита творческой работы

Защита индивидуального задания

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

строение  биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль

биологическую терминологию и символику

Текущий контроль

Контрольные работы

Тестовый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС-3

Программа по биологии ФГОС-3...

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»

гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                   ПРОФ...

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО....

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...

рабочие программы по биологии

Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...