Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа на тему

Фальгот Любовь Викторовна

Рабочая программа по физике 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f_8_rabochaya_progr_po_fizike.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ  8  КЛАССА

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004), Примерных программ по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), с учётом Учебного плана МБОУ ООШ №16

 

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Используется учебник физики для 8  класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-8». – М., Дрофа , 2013г.

Общая характеристика изучения физики в основной школе:

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:

  • освоение знаний  о тепловых, электрических и магнитных  явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Характеристика класса

В 8  классе обучается 11 человек. Из них 1 отличница (О.В.), 3 хорошиста, 2 ученика имеют справки ОВЗ.  В 7 классе  по физике учились стабильно на «4» и «5» 6 (54,5%)  человека (в 7 классе было 12 ученика). Все ребята с интересом работали на уроках физики, любят готовить дополнительный материал, увлеченно, с энтузиазмом работали на лабораторных и практических занятиях. Принимают участие во всех предложенных им конкурсах (в том числе межрегиональных и во Всероссийских дистанционных). Так.  О.В. заняла третье место в «Олимпусе».  Принимала участие в дистанционном конкурсе по физике и химии «Инфо-урок» (имеет сертификаты участия). Итоговой контрольной работой было тестирование по всему курсу физики за 7 класс, все ученики подтвердили свои знания. В начале года проведен входной контроль, где ученики показали не только свои остаточные знания, но и живой интерес к предмету «физика».

Содержание программы учебного предмета.  (68 часов)

Тепловые явления (14 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления. 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (9 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса

Перечень учебно-методических средств обучения.

Учебно-методическая литература.

Учебники :

1.Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-8, 2013

2.Пособия: Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике 7-9 кл

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы 8 кл.

4. Марон Е.А. Физика. Опорные конспекты и разноуровневые задания 7-9 кл.

5. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике.

 6. Тематическое и поурочное планирование к учебникам программы Перышкина А.В. 8 кл.

    7. Поурочные планы к учебникам Перышкина А.В.8 кл.

    8. Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон),

  9.  Громцева О.И.  Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва, 2014

   10..Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Решения ключевых задач по физике для основной школы. ИЛЕКСА Москва. 2013

 11. Пакет олимпиадных заданий

 12. тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала,

базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта

 оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для

 калориметрических работ.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас,

модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.

Учебно-методический комплект:

1. Учебник «Физика. 8 класс», А.В. Перышкин, 2013 г.

         2.Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика.7 класс»  Минькова Р.Д.,Иванова В.В.-М «Экзамен»,2013г.

         3. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И.Лукашик, Е.В.Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г

         4. Громцева О.И.  Контрольные и самостоятельные работы по физике к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». Издательство «Экзамен» Москва, 2014

         5. ..Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Решения ключевых задач по физике для основной школы. ИЛЕКСА Москва. 2013

Количество часов.

          Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Условия реализации программы.

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного    процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме.

Сроки реализации программы.

На реализацию программы отводится 1 учебный год.

         

,

             Интернет-ресурсы:

1.Сайт для учащихся и преподавателей физики - http://www.fizika.ru

2.Материалы для учителей физики - http://www.uroki.net/dokfiz.htm

3.Физика - http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm 

4.Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru 

5.ЕОР – www.eor.edu.ru 

6.Сайт для учащихся и преподавателей физики-http://www.fizika.ru

7. Материалы для учителей физики- http://www.urok.net/docfiz.htm

8. “On-line” лаборатория по физике- http://www.college.ru/modulespfp?name=Practical

9. Творческий конкурс Учитель-Учителю- http://enas.ru/konkurs/inform0.6htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 7-9 класс на 2 часа в неделю

Рабочая программа по физике 7-9 класс  составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник,А.В.Перышкин...

Рабочая программа по физике 7-9 класс на 2 часа в неделю

Рабочая программа по физике 7-9 класс  составлена на основе авторской программы Е.М.Гутник,А.В.Перышкин...

Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС

Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС...

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс...

Рабочая программа по физике для 8 класса ФГОС

Рабочая программа и календарный план по физике 8 класс...

Рабочая программа по физике 7-9 класс

Рабочая программа по физике 7-9 класс...

Рабочая программа по физике 11 класс

Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)...