Открытое занятие «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»
план-конспект занятия по теме

Майорова Марина Евгеньевна

Представлена методическая разработка для проведения открытого занятия «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»по дисциплине Ботаника для студентов, обучающихся по специальности Фармация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия

Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей

Тип занятия: практическая работа

Метод: частично-поисковый с обратной связью

Количество часов: 2 часа

Место проведения: кабинет фармакогнозии



Предварительный просмотр:

Цели занятия

  1. Дидактические:

        а) студент должен знать:

  • классификацию и номенклатуру растений семейств розоцветные,

бобовые, сельдерейные;

  • морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые,

              сельдерейные;

  • диагностические признаки растений семейств розоцветные, бобовые,  

              сельдерейные;

  • правила техники безопасности при работе с ядовитыми растениями,  

              являющимися лекарственным сырьем;

  • фармакологическое действие биологически активных веществ

              лекарственных растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

  • применение  растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные  в    

              качестве растительного сырья.

б) студент должен уметь:

  • называть растения семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;
  • характеризовать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;
  • проводить исследование гербарных образцов и живых растений

              семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные, являющихся

              лекарственным сырьем;

  1. Развивающие:

Развивать у студентов:

  • умение анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы;
  • способность применять полученные теоретические знания на практике;
  • навыки практической деятельности;
  • способность соблюдать временной режим работы;
  • познавательный интерес к дисциплине;
  • навыки работы с гербарными экземплярами и живыми объектами;
  • навыки работы с ТСО.

  1. Воспитательные:

Воспитывать у студентов:

  • интерес к будущей профессии;
  • аккуратность и внимательность;
  • культуру речи и поведения;
  • самостоятельность, ответственность;
  • положительное   отношение   к   познавательной деятельности.

Продолжить формирование  ОК1-5, ПК 1.1,ПК 1.6, ПК 2.1-2.3



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Этап занятия

Время

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

1

Организа-ционный момент

1 мин.

Проверяет готовность студентов к занятию, записывает отсутствующих, сообщает студентам тему занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

2

Мотивация

3 мин.

Объяснительно-иллюстративный

Сообщает студентам значение изучаемой темы и ее связь со специальными дисциплинами.

Убеждаются, что полученные на данном занятии теоретические знания и практические навыки будут востребованы на последующих курсах.

3

Контроль исходного уровня знаний

20 мин.

Устный фронтальный и письменный индивидуальный опрос

Выявляет уровень знаний студентов по теме «Основные признаки семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные», путем проведения устного фронтального и письменного индивидуального опроса с использованием ТСО. Проверяет знание правил ТБ.

Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют письменные задания.

4

Выполнение практической  работы

55 мин.

Частичнопоис-ковый, объясни-тельно-иллюстра-тивный, репродуктивный

Поясняет правила ТБ при выполнении практической работы, инструктирует студентов по выполнению заданий, разбирает со студентами требования к оформлению заданий, организует прослушивание докладов, контролирует ход выполнения заданий, оказывает необходимую помощь.

Записывают в тетради необходимую для выполнения практической работы информацию, отвечают на вопросы преподавателя, докладывают по теме, прослушивают доклады, самостоятельно работают с методическими указаниями проводят исследовательскую работу, заполняют таблицы.

5

Рефлексия

2 мин.

Беседа

Отвечает на вопросы студентов, предлагает студентам оценить эффективность их работы на занятии, достигнутые результаты.

Задают вопросы по практической работе, оценивают эффективность своей работы, достижение поставленных в начале занятия целей.

6

Проверка уровня усвоения

8 мин.

Устный фронтальный

опрос

Выявляет уровень усвоения знаний студентами по изученной теме путем проведения устного фронтального опроса с использованием ситуационных задач, выставляет оценки за работу на занятии, дает общую оценку работы группы.

Отвечают на вопросы преподавателя, обобщают изученный на занятии материал.

7

Домашнее задание

1 мин.

Диктует задание на дом.

Записывают задание на дом.

       Итого: 90 мин.    ДЗ стр. 227,246,254,257



Предварительный просмотр:

Используемая литература

Основная:

  1. С.Г. Зайчикова, Е.И.Барабанов Ботаника – М ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
  2. В.К. Медведева Ботаника. – М.: «Медицина», 1985 г.

Дополнительная:

  1. Г.П.Яковлев, В.А. Челомбитько Ботаника. – СПб.: «Специальная литература», 2008 г.
  2. И.В. Плотникова Практикум по физиологии растений: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004 г.
  3. Куэрда Атлас ботаники / Пер. с испанского В.И. Шовкун. – Харьков: «Ранок», 2005 г.
  4. Ю.Т. Дьяков Ботаника. – М.: Издательство МГУ, 2007 г.
  5. И.И. Андреева, Л.С.Родман Ботаника. – М.: «КолосС», 2005 г.

6.  Журнал «Биология в школе»

Электронные издания:

  1. Журнал «Биология»  - ИД «Первое сентября», электронная версия

                           



Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Организационно-методический блок

2.1. Тема

  • Тип занятия
  • Метод
  • Количество часов
  • Место проведения

2.2. Мотивация темы

2.3. Цели:

  • дидактические
  • развивающие
  • воспитательные

2.4. Технологическая карта

2.5. Оснащение занятия

2.6. Междисциплинарные

2.7  Внутридисциплинарные связи  

2.8. Список используемой литературы

3.  Информационный блок

3.1. Библиотечка лекарственных растний

3.2. Правила техники безопасности

3.3. Методические указания для студентов к практической работе

3.4. Эталоны ответов на задания из методических указаний для студентов к практической  работе

3.5. Домашнее задание

4. Контролирующий блок

4.1. Вопросы контроля исходного уровня знаний

4.2. Вопросы проверки уровня усвоения материала

4.3. Эталоны ответов на вопросы контроля исходного уровня знаний

4.4. Эталоны ответов на вопросы проверки уровня усвоения материала

5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

5.1. Методические указания для студентов к внеаудиторной самостоятельной

      Работе (инструкция)

5.2.Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

6. Приложение

6.1. Методические указания для студентов к практической работе

6.2.Вопросы проверки  уровня усвоения материала



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Методическая разработка предназначена для проведения практического  занятия по

дисциплине  Ботаника, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»  и составлена в соответствии с календарно-тематическим планом и учебной программой для специальности 060301 «Фармация». 

    Формируемые знания, умения и навыки включены в минимальный перечень знаний и умений рабочей программы по дисциплине и соответствуют требованиям ФГОС СПО.

В методической разработке представлены следующие блоки:

           - организационно-методический;

- информационный блок;

- контролирующий блок;

     - внеаудиторная самостоятельная работа студентов

- приложение.

Методическая разработка предполагает использование разных форм контроля знаний студентов во время занятия, которые позволяют активизировать учебную деятельность студентов, использовать индивидуальный подход.

Также методической разработкой предусмотрено использование на этапе контроля мультимедийной презентации. Презентация облегчает восприятие материала заданий, позволяет повысить его наглядность, что является одним из важнейших приемов, необходимых для успешного выполнения контрольных заданий.

Контролирующий блок предполагает активизацию и контроль исходного уровня знаний студентов в форме устного индивидуального и фронтального опроса с использованием различных видов заданий: вопросов на соответствие, ситуационных  задач, заданий, требующих свободного ответа, заданий. При этом проверяются как теоретические знания, полученные на предыдущих занятиях, так и приобретенные в ходе них умения и навыки. Контроль уровня усвоения знаний проводится в виде решения ситуационных задач, что позволяет быстро выявить успешность усвоения и систематизации знаний студентами.



Предварительный просмотр:

Оснащение занятия

  1. Таблицы: «Семейство бобовые», «Семейство сельдерейные», «Семейство розоцветные».    

  1. Гербарные образцы растений семейств бобовых,  сельдерейных, розоцветных.  

  1. Раздаточный материал (лекарственное сырье) растений семейств бобовых,  сельдерейных, розоцветных.  

  1. Дидактический материал для студентов (карточки для характеристики семейств растений).  

  1. Методические указания для преподавателей для проведения практической работы.

  1. Презентация по  этапам проведения  урока.

  1. Методические указания для студентов для проведения практической работы.

  1. ТСО: телевизор, экран, ноутбук.

                                                       



Предварительный просмотр:

Мотивация

Изучение темы «Систематика растений»  занимают одно из ведущих мест среди тем учебной дисциплины Ботаника. Растительный мир весьма разнообразен. Систематика позволяет разобраться во всем этом многообразии, описывая различные виды растений, объединяя их в родственные группы и распределяя в различные таксоны. Тем самым создается целостная картина иерархии  в царстве Растения.

Изучение  в теме семейств растений  позволяет объединить знания о морфологии, анатомии, физиологии растений, показать связь между фармакологическими свойствами и применением лекарственного сырья.  Кроме того, изучение данной темы позволяет студентам продолжить систематизацию полученных знаний лекарственных свойствах растений, объяснить причины их многообразия, осмыслить возможность целенаправленного применения лекарственных растений в качестве сырья. Выполняя практическую работу по теме «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей», студенты смогут наглядно убедиться в необходимости применения знаний и умений, полученных на  занятиях по Ботанике на занятиях по дисциплине Фармакогнозия.

Полученные знания о представителях  семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные помогут  в дальнейшем студентам  более  осмысленно  относится к  изучению фармакогнозии, фармакологии, латинского языка. Практические навыки  могут быть использованы при выполнении работ во время прохождения производственной практики.

                     



Предварительный просмотр:

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие

Химия

(спирты, альдегиды)

Химические свойства

 

                                                                                                                         Обеспечиваемые                                                                 



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

  • По учебнику:

С.Г. Зайчикова, Е.И.Барабанов Ботаника – М ГЭОТАР-Медиа, 2009г.

стр.  227,246,254,257

  • Подготовить сообщение (или опорный конспект, или презентацию)  на тему:

         А) Растения семейства гречишные.

         Б)  Растения семейства яснотковые.

         В)  Пустырник пятилопастный.

         Г)  Шалфей лекарственный.

        Д)  Горец змеиный.



Предварительный просмотр:

Внутридисциплинарные связи



Предварительный просмотр:

Библиотечка

лекарственных растений

Семейство розоцветные

Шиповник

собачий

Малина

обыкновенная

Лапчатка

прямостоячая

Кровохлебка лекарственная

Семейство бобовые

Термопсис ланцетный

Донник лекарственный

Солодка голая

Семейство сельдерейные

Анис обыкновенный

Фенхель обыкновенный

Кориандр посевной

Укроп пахучий

                             



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей

практического занятия

по учебной дисциплине

Ботаника

ТЕМА:

Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей

Для специальности:

060301 – Фармация

Москва

2013-2014


«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО»

Цикловой методической

Комиссией специальных дисциплин

Протокол №    от     .    .2013 года 

Председатель

цикловой методической комиссии                                                         О.С. Устинова  

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по научно-методической работе

ГБОУ СПО «Фармацевтический

колледж Департамента

здравоохранения города Москвы»                                                     Т.И. Барабанова

Составители:

Преподаватель ботаники ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

М.Е. Майорова _____________________

Преподаватель ботаники и лекарствоведения: фармакогнозии ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

С.В. Ульянова _____________________

Рецензент:

Председатель цикловой методической комиссии преподаватель ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж

Департамента здравоохранения города Москвы»

Л.Н. Керницкая___________________________



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

РАССМОТРЕНО и УТВЕРЖДЕНО 

на заседании цикловой комиссии

специальных дисциплин

Протокол №      от                          2013 г.

Председатель

цикловой  комиссии:                 Устинова О. С.

Составители:                  Майорова М.Е.

                                         Ульянова С. В. 

Ботаника

Тема:  «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

Цели:

- продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства бобовые на примере солодки голой, термопсиса ланцетного по наглядному материалу;

- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать умение  определять представителей семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Задание 1. Изучение морфологических признаков растений семейства

                   бобовые.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений:
  • Солодки голой,
  • Термопсиса ланцетного.
  1. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.

Задание 2. Изучение строения органов растений семейства бобовые.

  1. Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства бобовые. Заполните таблицу 2.

Задание 3. Изучение лекарственного растительного сырья растений

                   семейства   бобовые.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Задание 4. Самостоятельная работа. Решите учебные ситуационные

                    задачи.

  1. Траву термопсиса ланцетного при заготовке срезают укороченным серпом на высоте 4 – 5 см от почвы. Объясните, чем обусловлено это правило заготовки?
  2. Корни солодки заготавливают путём вспашки поля и выборки корней. Почему не уничтожаются заросли при таком способе заготовки?
  3. Объясните происхождение названий «глицирриза», «сладкий скифский корень», данных солодке.

Таблица 1.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

Fabaceae - Бобовые

Glycyrrhiza glabra Солодка голая (гладкая)

Thermopsis lanceolata Термопсис ланцетный  

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Таблица 2.

                    Растения

Признаки   

Glycyrrhiza glabra 

Солодка голая (гладкая)

Thermopsis lanceolata 

Термопсис ланцетный  

Строение листа

Строение цветка

Строение плода



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

РАССМОТРЕНО и УТВЕРЖДЕНО 

на заседании цикловой комиссии

специальных дисциплин

Протокол №      от                          2013 г.

Председатель

цикловой  комиссии:                 Устинова О. С.

Составители:                  Майорова М.Е.

                                         Ульянова С. В. 

Ботаника

Тема:  «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

Цели:

- продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства бобовые на примере солодки голой, термопсиса ланцетного по наглядному материалу;

- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать умение  определять представителей семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Задание 1. Изучение морфологических признаков растений семейства розоцветные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений:
  • Шиповника майского / черёмухи обыкновенной,
  • Лапчатки прямостоячей / кровохлёбки лекарственной.
  1. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице 1.

Задание 2. Изучение строения органов растений семейства розоцветные.

  1. Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства розоцветные. Заполните таблицу 2.

Задание 3. Изучение лекарственного растительного сырья растений

                      семейства розоцветные.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Задание 4.  Самостоятельная работа. Решите учебные ситуационные задачи.

  1. Отгадайте загадки, найдите в них ботанические ошибки.
  1. Сидит на палочке,                       2) Будто снежный шар бела

                  В красной рубашечке,                     По весне она цвела,

                  Брюшко сыто -                                 Нежный запах источала,

                 Камнями набито.                              А когда пора настала,

                                                     Разом сделалась она

                                                     Вся от ягоды черна.

  1. Корневища и корни кровохлёбки заготавливают осенью, в период зрелости плодов, а корневища лапчатки прямостоячей – в период цветения. Объясните различия в сроках сбора сырья, учитывая морфологические особенности растений.

Таблица 1.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

Rosaceae – Розоцветные

Rosa majalis – шиповник майский

или

Padus racemosa   – Черёмуха обыкновенная

Potentilla erecta – Лапчатка прямостоящая

или

Sanguisorba officinalis – Кровохлёбка лекарственная

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Таблица 2.

                    Растения

Признаки   

Строение листа

Строение цветка

Строение плода



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

РАССМОТРЕНО и УТВЕРЖДЕНО 

на заседании цикловой комиссии

специальных дисциплин

Протокол №      от                          2013 г.

Председатель

цикловой  комиссии:                 Устинова О. С.

Составители:                  Майорова М.Е.

                                         Ульянова С. В. 

Ботаника

Тема:  «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

Цели:

- продолжить формировать навыки характеризовать  морфологические признаки семейства бобовые на примере солодки голой, термопсиса ланцетного по наглядному материалу;

- продолжить формировать навыки определять и описывать морфологические признаки растений семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать умение  определять представителей семейств розоцветные, бобовые, сельдерейные;

- продолжить формировать знания о применении лекарственных растений в медицине.

Задание 1. Изучение морфологических признаков растений семейства

                      сельдерейные.

  1. Рассмотрите и изучите на гербарных образцах, образцах сырья, таблицах, рисунках, фотографиях морфологические признаки растений:
  • Укропа огородного,
  • Кориандра посевного.
  1. Опишите диагностические признаки растений по алгоритму, указанному в таблице1:

Задание 2. Изучение строения органов растений семейства сельдерейные.

  1. Зарисуйте схематично строение листьев, цветка, плода представителей семейства сельдерейные. Заполните таблицу 2.

Задание 3. Изучение лекарственного растительного сырья растений семейства

                      сельдерейные.

  1. Запишите латинские и русские названия сырья.
  2. Укажите основные группы действующих веществ.
  3. Приведите примеры применения данных растений (лекарственных средств из их сырья) в медицине.

Задание 4. Самостоятельная работа. Решите  учебные ситуационные задачи.

  1. Лекарственным сырьём аниса, фенхеля, кориандра, укропа являются плоды. Известно, что плоды растений семейства сельдерейные созревают не одновременно. Когда эффективнее заготавливать сырьё?
  2. Укажите предпочтительные условия произрастания растений семейства сельдерейные, исходя из их морфологических признаков.
  3. Объясните причины образования корнеплодов у растений семейства зонтичные (например, морковь посевная, сельдерей), учитывая жизненную форму растений.

Таблица 1.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

Apiaceae –Сельдерейные

Anerhum graveolens –

Укроп пахучий

(укроп огородный)

Coriandrum sativum –

Кориандр посевной (кишнец)

Жизненная  форма

   

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

2

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Цветки:

Соцветия или одиночные цветки

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Особенности 

Рисунок

Таблица 2.

                    Растения

Признаки   

Anerhum graveolens –

Укроп пахучий

(укроп огородный)

Coriandrum sativum –

Кориандр посевной (кишнец)

Строение листа

Строение цветка

Строение плода



Предварительный просмотр:

Эталоны ответов на задания из методических указаний для студентов к практической работе

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

Fabaceae - Бобовые

Glycyrrhiza glabra –Солодка голая (гладкая)

Thermopsis lanceolata–Термопсис ланцетный

Жизненная  форма

Многолетнее травянистое растение

Многолетнее травянистое растение

Травы, деревья и кустарники.

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Мочковатая

Состоит из корней, корневищ и столонов (длинных горизонтальных подземных побегов).

Мочковатая

Ползучее корневище.

Стержневая, с появлением корневища -  

мочковатая.

Имеют клубеньки с азотофиксирующими бактериями.

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

Цилиндрический

Прямостоячий

Иногда опушённый

Цилиндрический

Прямостоячий

Опушённый

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Листья очередные непарноперистосложные с прилистниками. Листочки овальные, продолговатые или ланцетные, край цельный.

Очередное.

Листья тройчатосложные с прилистниками.

Листочки продолговатые или обратно-ланцетные, опушённые.

Очередное.

Сложные с прилистниками.

Цветки:

Цветки бледно-фиолетовые, мотыльковые.

Цветки жёлтые мотыльковые.

Мотыльковые цветки: венчик состоит из паруса, весел и лодочки, образованной двумя сросшимися лепестками.

Соцветия или одиночные цветки

Кисть

Кисть

Кисть, головка.

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Боб

Сухой многосеменной одногнездный вскрывающийся двумя створками плод.

Боб

Сухой многосеменной одногнездный вскрывающийся двумя створками плод.

Боб

Особенности 

Корни жёлтые, сладкие на вкус.

Ядовитое растение, содержит алкалоиды.

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Rosa majalis – шиповник майский

Padus racemosa – Черёмуха обыкновенная 

Sanguisorba officinalis – Кровохлёбка лекарственная

Potentilla erecta –

Лапчатка прямостоящая

Общие признаки семейства

Rosaceae – Розоцветные

Жизненная  форма

Кустарник

Дерево

Многолетнее травянистое растение

Многолетнее травянистое растение

Различные

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Ветвистая

Ветвистая

Мочковатая

Корневище горизонтальное, корни длинные чёрные шнуровидные.

Мочковатая

Корневище мелкое комковатое.

Стержневая, с появлением корневища -

мочковатая.

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

Цилиндрический

Прямостоячий или вьющийся

Шипы

Цилиндрический

Прямостоячий

Многогранные

прямостоячие, к концу цветения поникающие, ветвистые

Многогранные

Приподнимаю-щиеся

Различные

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

Непарноперисто-сложные с прилоистниками. Листочки яйцевидные, верхушка острая, край пильчатый, жилкование перистое.

Очередные.

Простые эллиптические, верхушка острая или заострённая, основание клиновидное, край пильчатый, жилкование перистое.

Очередные

Непарноперисто-сложные. Листочки яйцевидные или ланцетовидные, верхушка тупая, край зубчато-городчатый, жилкование перистое.

Очередные.

Тройчатослож-ные с 2 прилистниками, ланцетовидные, край пильчатый, жилкование перистое

Очередные

Простые и сложные, могут иметь прилист-ники.

Цветки:

правильные пятичленные, цветоложе вогнутое, венчик белый или розовый.

правильные пятичленные, ароматные, венчик белый.

Цветки 4-членные, красно-бордовые.

Цветки 4-членные, жёлтые, с подчашием

Обычно цветки пятичленные правильные, с двойным околоцветником, могут иметь подчашие.

Соцветия или одиночные цветки

Одиночные или кисть.

Кисть

Головка

Одиночные

Одиночные, колос, кисть, метёлка головка, щиток, сложный щиток, зонтик.

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

Цинародий (многоорешек шиповника)

Сложный ложный

Костянка

Сочный односеменной

Многоорешек

Сухой сложный

Многоорешек

Сухой сложный

Яблоко, яблочко, многоорешек, земляничина, костянка, многокостянка.

Особенности 

Стебли и листья покрыты шипами. Содержит большое количество витамина С.

Содержит дубильные вещества, в косточках –амигдадин

Содержит дубильные вещества

Содержит дубильные вещества

Наименование внешних признаков

Латинские и русские названия

Общие признаки семейства

Apiaceae– Сельдерейные

Anerhum graveolens –

Укроп пахучий

 (укроп огородный)

Coriandrum sativum –

Кориандр посевной (кишнец)

Жизненная  форма

Однолетнее травянистое растение.

Однолетнее травянистое растение.

Травы.

Подземные  органы:

А) тип корневой системы

Б) особенности

Стержневая.

Стержневая.

Стержневая.

Корнеплоды.

Стебли:

А) форма

Б) положение в пространстве

В) особенности

округлый прямостоячий

бороздчатый полый

округлый прямостоячий

бороздчатый полый

округлый прямостоячий

бороздчатый полый

Листья:

А) описание листа

Б) расположение на стебле

влагалищные, нижние черешковые многократноперисто-рассечённые на линейно-нитевидные дольки, верхние листья почти сидячие, край цельный, жилкование перистое.

Очередные

прикорневые и нижние стеблевые длинночерешковые,  с надрезанными зубцами или лопастные;

средние – дважды перистые с линейно-ланцетными сегментами,

верхушечные –трёхраздельные.

Очередные.

Простые, изрезанные, влагалищные.

Очередные

Соцветия или одиночные цветки

Сложный зонтик

Сложный зонтик

Сложный зонтик

Цветки:

Мелкие  обоеполые венчик 5-лепестный

Жёлтые

Мелкие  обоеполые венчик 5-лепестный

Бело-розовые

Мелкие  обоеполые венчик 5-лепестный

Плоды:

А) тип плода

Б) характеристика плода

 

Вислоплодник.

Сухой дробный двусеменной.

 

Вислоплодник.

Сухой дробный двусеменной.

 

Вислоплодник.

Сухой дробный двусеменной.

Особенности

Содержит эфирное масло в эфирно-масличных канальцах.



Предварительный просмотр:

Вопросы контроля

исходного уровня знаний

Вопросы  для фронтального опроса

(с использованием презентации)

Выберите один правильный ответ.

1.  Тип плода Рябины обыкновенной:

  1. Ягода              4. Семянка
  2. Яблочко         5. Многоорешек  
  3. Костянка

2. Тип соцветия Черемухи обыкновенной:

  1. Колос               4. Зонтик
  2. Кисть               5. Щиток
  3. Метёлка

3. Форма края листа Шиповника  майского:

  1. Цельный            4. Пильчатый
  2. Зубчатый        5. Волнистый
  3. Городчатый

4. Тип плода Малины обыкновенной:

  1. Ягода                4. Семянка
  2. Яблочко            5. Многоорешек  
  3. Многокостянка

5. Тип соцветия Кровохлебки лекарственной:

  1. Колос              4. Сложный зонтик
  2. Кисть              5. Початок
  3. Головка

6. Форма края листа Термопсиса ланцетного:

  1. Цельный            4. Зубчатый
  2. Пильчатый        5. Волнистый
  3. Городчатый

 7. Тип плода Солодки голой:

  1. Стручок             4. Семянка
  2. Боб                     5. Многоорешек  
  3. Костянка

8.

8. Тип соцветия Рябины обыкновенной:

  1. Колос                 4. Зонтик
  2. Кисть                  5. Щиток
  3. Метёлка

9.

9. Форма края листа Фенхеля обыкновенного:

  1. Цельный             4. Зубчатый
  2. Пильчатый         5. Волнистый
  3. Городчатый

10. Тип плода Боярышника кроваво-красного:

  1. Ягода                  4. Яблочко
  2. Семянка             5. Многоорешек  
  3. Многокостянка

11.

11. Тип соцветия Термопсиса ланцетного:

  1. Колос                 4. Зонтик
  2. Кисть                  5. Початок
  3. Головка

12.

12. Тип плода Укропа пахучего:

  1. Крылатка            4. Померанец
  2. Костянка            5. Вислоплолдник
  3. Орешек

           

Задания

для письменного индивидуального опроса

(с использованием презентации)

Задание 1.  Установите соответствие между семейством растений и основными признаками растений, в него входящих. 

Семейства

Признаки

Вариант 1. Семейство розоцветные.

Вариант 2. Семейство бобовые.

Вариант 3. Семейство сельдерейные.

А)  плод боб

Б)   плод вислоплодник

B)   плоды содержат витамин С

Г)   листья перисто-рассеченный с  

       влагалищем

Д)   соцветие кисть, головка, метелка

Е)   клубеньковые бактерии

Ж)  соцветие простой или сложный

       зонтики

З)    околоцветник правильный

И)   много вьющихся форм

Задание 2. Укажите тип:

Вариант 1.         

  • листа Термопсиса ланцетного;
  • околоцветника Шиповника майского;
  • плода Укропа пахучего.

Вариант 2.

  • листа Фенхеля обыкновенного;
  • соцветия Солодки голой;
  • плода Черемухи обыкновенной.

Вариант 3.

  • листа Рябины обыкновенной;
  • соцветия Кориандра посевного;
  • плода Донника лекарственного.

Эталоны ответов на вопросы контроля исходного уровня знаний

Ответы на вопросы к фронтальному опросу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

2

4

3

3

1

2

5

1

4

2

5

Ответы на вопросы и задания для письменного индивидуального опроса

                   

Задание 1. Установить соответствие

   

Свойства кислот

        Вещества

I. Семейство розоцветные

В, Д, З

II. Семейство бобовые

А, Е, И,Д

III. Семейство сельдерейные

Б, Г, Ж, З

Задание 2. Укажите тип:

Вариант 1.         

  • лист  – дланевидно-тройчатые, короткочерешковые , листочки продолговатые, заостренные или тупые, серовато-зеленые, на верхней стороне голые, снизу - прижатоволосистые
  • околоцветник – двойной, правильный (актиноморфный)
  • плод– двусемянка серовато-коричневая, сжатая со спинки (вислоплодник)

Вариант 2.

  • лист – простые, перисто-рассеченные, с влагалищем
  •  соцветие – кисть
  •  плод – костянка шаровидная, черная

Вариант 3.

  • листа  – непарноперистосложный, с прилистниками
  •  соцветие – сложный зонтик
  •  плода  – односемянной боб, покрыт мрщинками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ХИМИЯ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (на базе основного общего образования)

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических р...

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Открытое занятие «Основные характеристики учебной деятельности среднего профессионального образования»

Цель занятия: освоение основных характеристик учебной деятельности среднего профессионального образованияЗадачи:1.    Обсудить основные понятия дидактики: обучение, воспитание, обр...

Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"

Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"...

Конспект открытого занятия по русскому языку. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи.

Конспект открытого занятия по русскому языку для студентов 1 курса СПО на тему: " Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи."...

Тема урока: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение».

Тема: «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.  Химические свойства карбоновых кислот. Способы получения карбоновых  кислот. Отдельные представители и и...