Разработка практического занятия.
методическая разработка на тему
Разработка практического занятия по дисциплине ОП.07 "Ботаника" для специальности 33.02.01 "Фармация"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
БПОУ ВО « БОРИСОГЛЕБСКМЕДКОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
практического занятия
Специальность 33.02.01 «Фармация»
Дисциплина ОП.07. Ботаника
Тема: Изучение строения цветка.
Тип занятия урок совершенствования знаний, умений
Форма проведения практическое занятие
Цели занятия
Учебная: Изучить строение генеративных органов растения, познакомиться с их
разнообразием, научиться их описывать.
Освоение общих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3.
Развивающая: формирование умений работать с наглядным материалом;
-работать с дополнительными источниками информации;
Воспитательная: формировать ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Межпредметные связи
МДК.01.01. Лекарствоведение. Фармакогнозия.
После изучения темы студент должен
уметь:
-характеризовать и показывать на ботанических объектах, живых растениях, макропрепаратах основные элементы цветка;
-описывать цветок по основным морфологическим критериям.
-называть главные части цветка и описывать их строение.
-по описанию составлять формулу цветка.
знать:
-морфофизиологическую характеристику цветка.
-основные элементы цветка
-использование цветов лекарственных растений в фармации.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1.Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
2.Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
3.Актуализация опорных знаний (воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях).
4.Контроль знаний
- Какая часть цветка защищает пестики и тычинки от неблагоприятных условий среды?
- Как называются части цветка, из которых состоит чашечка?
- как называются части цветка, из которых состоит венчик?
- Как называется самая красивая часть цветка, состоящая из чашелистиков и лепестков?
- Как называется тонкий стебелек. с помощью которого цветок прикрепляется к стеблю?
- Как называется главный орган цветка, в котором развиваются семязачатки?
- Как называются главные части цветка, в которых образуется пыльца?
- Как называется верхний конец цветоножки, на котором располагаются все остальные части цветка?
Практическая работа.
Тема: Изучение строения цветка.
Цель: изучить морфологическое строение цветка, рассмотреть формулу и диаграмму цветка.
Задание 1. Зарисуйте цветок, подпишите:
- цветоложе;
- околоцветник;
- тычинки;
- пестик.
Задание 2. Запишите классификацию цветков.
Задание 3. Зарисуйте и подпишите основные части андроцея и гинецея.
Перечислите основные функции андроцея и гинецея.
Задание 4. Дополните ответ.
Формула цветка – это…
Диаграмма цветка – это…
Задание 5. Охарактеризуйте верхнюю и нижнюю завязь растений.
Задание 6. Перечислите основные типы семязачатков.
Вывод. Охарактеризуйте процессы микроспорогенеза и процесс мегаспорогенеза.
Выполните тестовые задания.
Тестовые задания.
Вариант 1.
1.Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:
1. вегетативное и половое;
2. вегетативное и собственно бесполое;
3. собственно бесполое и половое;
4. с помощью спор и гамет.
2. Принципиальное отличие цветка от шишки голосеменных состоит в том, что:
1. семязачатки находятся внутри завязи;
2. пыльца при опылении попадает непосредственно на семязачаток;
3. семязачатки лежат открыто на семенных чешуях;
4. пыльца при опылении попадает на рыльце.
3. Участок побега между прицветником и цветком называется:
1. цветолистик;
2. цветоножка;
3. плодолистик;
4. цветоложе.
4. Репродуктивные части цветка включают:
1. тычинки, пестик (пестики);
2. чашечка, венчик;
3. тычинки, пестик (пестики), чашечка, венчик;
4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.
5. По наличию тычинок и пестиков цветки классифицируются на:
1. однодомные;
2. обоеполые;
3. однополые;
4. двудомные.
6. Процесс микрогаметогенеза представляет собой:
1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;
2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;
3. образование из микроспоры мужского гаметофита;
4. образование из микроспоры женского гаметофита.
7. Цветок называется правильным (актиноморфным), если через его ось можно провести:
1. одну плоскость симметрии;
2. ортостиху;
3. основную генетическую спираль;
4. две и более плоскостей симметрии.
8. Гинецей – это совокупность:
1. плодолистиков одного цветка;
2. чашелистиков одного цветка;
3. лепестков одного цветка;
4. тычинок одного цветка.
9. Процесс микроспорогенеза представляет собой:
1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;
2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;
3. образование из микроспоры мужского гаметофита;
4. образование из микроспоры женского гаметофита.
10.Процесс мегаспорогенеза представляет собой:
1. развитие из мегаспор женского гаметофита;
2. образование мегаспор;
3. развитие мегаспор из микроспор;
4. развитие мегаспор из мезофилла листа.
11. Наиболее важная часть пестика, несущая семязачатки, называется:
1. завязь;
2. столбик;
3. рыльце;
4. тычиночная нить.
12.Гинецей, состоящий из нескольких свободных (несросшихся) простых пестиков,
называется:
1. монокарпный;
2. апокарпный;
3. лизикарпный;
4. паракарпный.
Тестовые задания.
Вариант 2.
1. Репродуктивным органом покрытосеменных, предназначенным для формирования,
защиты и распространения семян, является:
1. семязачаток;
2. цветок;
3. фуникулус;
4. плод.
2. Женский гаметофит цветковых растений называется:
1. зародышевый мешок;
2. зародышевый бугорок;
3. генеративная сумка;
4. халазальный мешок.
3. В пыльнике протекают следующие процессы:
1. микроспорогенез и мегагаметогенез;
2. микроспорогенез и микрогаметогенез;
3. мегаспорогенез и мегагаметогенез;
4. мегаспорогенез и микрогаметогенез.
4. Стерильные части цветка включают:
1. тычинки, пестик (пестики), венчик;
2. тычинки, пестик (пестики);
3. чашечка, венчик;
4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.
5. Гинецей, образованный при срастании нескольких плодолистиков, называется:
1. монокарпный;
2. апокарпный;
3. ценокарпный;
4. брахиокарпный.
6. Цветок называется неправильным (зигоморфным), если через его ось можно провести:
1. одну плоскость симметрии;
2. две и более плоскостей симметрии;
3. ортостиху;
4. основную генетическую спираль
7.Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:
1. апокарпный;
2. паракарпный;
3. монокарпный;
4. лизикарпный.
8. После оплодотворения из семязачатка образуется:
1. семя;
2. семяножка;
3. пыльцевход;
4. лакуна протоксилемы
9. В составе мужского гаметофита цветковых растений находятся следующие клетки:
1. халазальная и антеридиальная;
2. генеративная (спермагенная) и халазальная;
3. синергидная и антеридиальная;
4. генеративная (спермагенная) и клетка пыльцевой трубки (сифоногенная).
10. Андроцей – это совокупность:
1. плодолистиков одного цветка;
2. чашелистиков одного цветка;
3. лепестков одного цветка;
4. тычинок одного цветка.
11.Процесс мегаспорогенеза представляет собой:
1. развитие из мегаспор женского гаметофита;
2. образование мегаспор;
3. развитие мегаспор из микроспор;
4. развитие мегаспор из мезофилла листа.
12. В семязачатке протекают следующие процессы:
1. микроспорогенез и мегагаметогенез;
2. микроспорогенез и микрогаметогенез;
3. мегаспорогенез и микрогаметогенез;
4. мегаспорогенез и мегагаметогенез.
Тестовые задания.
Вариант 3.
1. Андроцей – это совокупность:
1. плодолистиков одного цветка;
2. чашелистиков одного цветка;
3. лепестков одного цветка;
4. тычинок одного цветка.
2. Наиболее важная часть пестика, несущая семязачатки, называется:
1. завязь;
2. столбик;
3. рыльце;
4. тычиночная нить.
3. Гинецей, образованный при срастании нескольких плодолистиков, называется:
1. монокарпный;
2. апокарпный;
3. ценокарпный;
4. брахиокарпный.
4. Процесс мегагаметогенеза представляет собой:
1. образование мегаспор;
2. развитие мегаспор из микроспор;
3. развитие женских гамет из микроспор;
4. развитие из мегаспор женского гаметофита.
5. В семязачатке протекают следующие процессы:
1. микроспорогенез и мегагаметогенез;
2. микроспорогенез и микрогаметогенез;
3. мегаспорогенез и микрогаметогенез;
4. мегаспорогенез и мегагаметогенез.
6. Женский гаметофит цветковых растений называется:
1. зародышевый мешок;
2. зародышевый бугорок;
3. генеративная сумка;
4. халазальный мешок.
7. Стерильные части цветка включают:
1. тычинки, пестик (пестики), венчик;
2. тычинки, пестик (пестики);
3. чашечка, венчик;
4. тычинки, пестик (пестики), чашечка.
8. Цветок называется неправильным (зигоморфным), если через его ось можно провести:
1. одну плоскость симметрии;
2. две и более плоскостей симметрии;
3. ортостиху;
4. основную генетическую спираль.
9. Процесс микроспорогенеза представляет собой:
1. образование микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльник1.;
2. образование микроспор в нуцеллусе семязачатка;
3. образование из микроспоры мужского гаметофита;
4. образование из микроспоры женского гаметофита.
10. В составе мужского гаметофита цветковых растений находятся следующие клетки:
1. халазальная и антеридиальная;
2. генеративная (спермагенная) и халазальная;
3. синергидная и антеридиальная;
4. генеративная (спермагенная) и клетка пыльцевой трубки (сифоногенная).
11. Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:
1. вегетативное и половое;
2. вегетативное и собственно бесполое;
3. собственно бесполое и половое;
4. с помощью спор и гамет.
Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:
1. апокарпный;
2. паракарпный;
3. монокарпный;
4. лизикарпный.
Тестовые задания.
Вариант 4.
1. Гинецей – это совокупность:
1. плодолистиков одного цветка;
2. чашелистиков одного цветка;
3. лепестков одного цветка;
4. тычинок одного цветка.
2. После оплодотворения из семязачатка образуется:
1. семя;
2. семяножка;
3. пыльцевход;
4. лакуна протоксилемы.
3.Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:
1. апокарпный;
2. паракарпный;
3. монокарпный;
4. лизикарпный.
4. Процесс мегаспорогенеза представляет собой:
1. развитие из мегаспор женского гаметофита;
2. образование мегаспор;
3. развитие мегаспор из микроспор;
4. развитие мегаспор из мезофилла листа.
5. В пыльнике протекают следующие процессы:
1. микроспорогенез и мегагаметогенез;
2. микроспорогенез и микрогаметогенез;
3. мегаспорогенез и мегагаметогенез;
4. мегаспорогенез и микрогаметогенез.
6. Репродуктивным органом покрытосеменных, предназначенным для формирования,
защиты и распространения семян, является:
1. семязачаток;
2. цветок;
3. фуникулус;
4. плод.
7. Цветок называется правильным (актиноморфным), если через его ось можно провести:
1. одну плоскость симметрии;
2. ортостиху;
3. основную генетическую спираль;
4. две и более плоскостей симметрии.
8. Репродуктивные части цветка включают:
1. тычинки, пестик (пестики);
2. чашечка, венчик;
3. тычинки, пестик (пестики), чашечка, венчик;
4. тычинки, пестик (пестики), чашечка
9. Процесс мегаспорогенеза представляет собой:
1. развитие из мегаспор женского гаметофита;
2. образование мегаспор;
3. развитие мегаспор из микроспор;
4. развитие мегаспор из мезофилла листа.
10. Принципиальное отличие цветка от шишки голосеменных состоит в том, что:
1. семязачатки находятся внутри завязи;
2. пыльца при опылении попадает непосредственно на семязачаток;
3. семязачатки лежат открыто на семенных чешуях;
4. пыльца при опылении попадает на рыльце.
11. Гинецей, состоящий из одного плодолистика, называется:
1. апокарпный;
2. паракарпный;
3. монокарпный;
4. лизикарпный.
12. Цветок является органом покрытосеменных растений, осуществляющий размножение:
1. вегетативное и половое;
2. вегетативное и собственно бесполое;
3. собственно бесполое и половое;
4. с помощью спор и гамет.
6.Закрепление
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ:
Апомиксис
Зародыш
Интина
Интегументы
Нуцеллус
Околоплодник
Плодолистик
Перисперм
Перикарпий
Плацента
Самоопыление
Экзина
Эндосперм
Халаза
Тестовые задания ( 2 варианта).
7.Домашнее задание. С. 194-227 С.Г. Зайчиков, Е.И. Барабанов Ботаника учебник для студентов фармацевтических училищ и колледжей, М.; издательская группа «ГЕОТАР-Медиа» 2013.
8.Оснащение: дидактический раздаточный материал по изучаемой теме, лупы, живые экземпляры растений.
9.Литература: С.Г. Зайчиков, Е.И. Барабанов Ботаника учебник для студентов фармацевтических училищ и колледжей, М.; издательская группа «ГЕОТАР-Медиа» 2013.
Преподаватель: Т.А.Самойленко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011
Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
- Мне нравится (1)
