РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В ВОЗРОЖДЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННО-СТЕЙ
занимательные факты на тему

Мы живем в бурное время, когда происходит переоценка ценностей, и очень важно за нашими спорами, дискуссиями нам не забыть самое главное – наших детей, наше будущее.

География обладает значительным потенциалом и вносит большой вклад в возрождение нравственных ценностей, в развитие духовной и эмоциональной сферы учащихся. Как показали исследования, при изучении географии в современной школе у учащихся возрастает восприятие природы как объекта красоты. А ведь важно дать понять ученикам, что природа – это главная незаменимая ценность.

Почему же ученики не видят нравственной ценности природы? Скорее всего, причина этого кроится в снижении эмоциональной окраски изучаемого материала.

«Все мы потеряли вследствие такого воспитание непосредственное чувство жизни, - писал Л. Выготский, - и, между прочим, мертвый бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушевлении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии». Слова Л. Выготского не потеряли своей актуальности и в наши дни.

«Преподавание этого предмета, - утверждает ученый, - должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».  Нужно отметить, что у учащихся восприятие ценностей связано с мотивами, эмоциями и переживаниями. Что же важнее для наших учащихся: знания или переживания? Но мы не должны забывать, что путь к прекрасному все же лежит через знание. Мы сохраним только то, что любим, а любить будем то, о чем знаем. Эмоциональное отношение к природе при правильном воспитании и обучении может перерасти в глубокое нравственно-эстетическое чувство. Недостаток же конкретных ощущений при ознакомлении с объектами природы ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_geografii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В ВОЗРОЖДЕНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

К.А. Денинсова

Преподаватель естественных дисциплин

ГБПОУ «Кондровский гуманитарно-технический колледж»

Мы живем в бурное время, когда происходит переоценка ценностей, и очень важно за нашими спорами, дискуссиями нам не забыть самое главное – наших детей, наше будущее.

География обладает значительным потенциалом и вносит большой вклад в возрождение нравственных ценностей, в развитие духовной и эмоциональной сферы учащихся. Как показали исследования, при изучении географии в современной школе у учащихся возрастает восприятие природы как объекта красоты. А ведь важно дать понять ученикам, что природа – это главная незаменимая ценность.

Почему же ученики не видят нравственной ценности природы? Скорее всего, причина этого кроится в снижении эмоциональной окраски изучаемого материала.

«Все мы потеряли вследствие такого воспитание непосредственное чувство жизни, - писал Л. Выготский, - и, между прочим, мертвый бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушевлении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас не задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии». Слова Л. Выготского не потеряли своей актуальности и в наши дни.

«Преподавание этого предмета, - утверждает ученый, - должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства».  Нужно отметить, что у учащихся восприятие ценностей связано с мотивами, эмоциями и переживаниями. Что же важнее для наших учащихся: знания или переживания? Но мы не должны забывать, что путь к прекрасному все же лежит через знание. Мы сохраним только то, что любим, а любить будем то, о чем знаем. Эмоциональное отношение к природе при правильном воспитании и обучении может перерасти в глубокое нравственно-эстетическое чувство. Недостаток же конкретных ощущений при ознакомлении с объектами природы ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему.

Исходя из вышесказанного, решая задачи развития духовной и эмоциональной сферы учащихся, на уроках нужно давать информацию, направленную не только к разуму учащихся, но и к их чувствам. Интеллектуальное развитие должно быть связано с эстетическими и этическими вопросами. Чтобы создать яркие образы природы, важно включать в уроки высокохудожественные литературные произведения В. Жуковского, А.С. Пушкина, И. Бунина, Б. Пастернака К. Паустовского и др. Они лиричны, музыкальны, несут идеи добра, света, жизни. Ученое знание не должно охлаждать чувство, не должно убивать творческую силу фантазии наших детей. Связь литературы с географией – чрезвычайно важный этап на пути построения интегральной концепции познания.

Мы подчас много говорим о знаниях и крайне недостаточно  - об убеждениях. Передача знаний о природе и планете должна быть тесно связана с формированием этического мировоззрения с нравственным воспитанием. Неодухотворенный человек, осваивая природу по старым рецептам, ограничен и даже страшен. Опасно, когда люди, принимающие важные экологические решения, отличаются безнравственностью, а у людей нравственных просто нет прав противостоять этим экологически опасным решениям. Сущностью духовного мира нашей молодежи должна стать нравственная норма, а любое знание должно опираться на этическую основу.

Существует этика, рассматривающая взаимоотношения людей, но до сих пор не существует этики, рассматривающей отношения человека с землей, с растениями, с животными, которые на ней обитают. Нам же очень важно формировать новую этику, где наш ученик не столько потребитель, сколько проводник экологической культуры в обществе. Большой вклад в развитие новой этической системы внес великий гуманист двадцатого века А.Швейцер. «Этика, - утверждал великий ученый, - это велика ответственность за все живое». Его идеи заслуживают пристального внимания и изучения в наши дни.

Очень печально осознавать, что роль выдающихся личностей, определяющих современный прогресс, остается в тени. Популярность певцов, артистов, топ-моделей у нашей молодежи гораздо выше, чем популярность ученых. На уроках географии очень важно как можно чаще обращаться к биографиям великих людей, чьи идеи подняли человечество на небывалые высоты, знакомить наших учеников с их нравственными позициями. Ушедший век не обделен великими личностями: их биографии, ученые труды ждут широкого обращения к школьной аудитории.

Для развития духовной сферы учащихся очень важен эмоциональный тонус урока, педагогическое сотрудничество учителя с учеником, общение учеников друг с другом, создание особого психологического настроя. В уроки можно включать элементы театрализации, игровые ситуации, дискуссии. Для дискуссии можно предложить такой вопрос: может ли человечество нравственно изменить себя?

Ряду ученых-географов предложили подискутировать по следующему вопросу: может, школьной географии следует готовить не теоретиков, способных преобразовывать природу (эту задачу выполнят вузы), а людей, переживающих территорию, любящих свой край, способных уважать чужие Родины? Земля воспитывает, чарует, притягивает. И в современной  жизни важно не только иметь истинное знание о географических процессах и явлениях. Не менее важно понять то значение, которое они могут иметь для благополучия и выживания людей. Почему в атмосферном воздухе содержится 21% кислорода? Какую роль играет озоновый слой?

Современное поколение – свидетель и участник начинающейся гуманизации отношений общества и природы. И вклад географического образования в этот процесс трудно переоценить. География поможет нам, нашим ученикам вернуться к изначальным общечеловеческим ценностям, почувствовать, благодаря природе радость ощущения жизни, как ее чувствовал Л. Толстой. «Счастье – это быть рядом с природой, - утверждал великий писатель, - видеть ее, говорить с ней».

«Какая другая наука (география, прим. автора), - писал Н. Гоголь, - может быть прекрасней для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их.  И не больно ли, если показывают им вместо всего этого какой-то безжизненный сухой скелет». Давайте и мы с вами скажем «НЕТ!» сухому, бездушному и мертвому изложению географического материала нашим ученикам, которое не рождает у детей яркие образы и не формирует этическое мировоззрение.

Литература

  1. Леонтьев А.А.   Л.С. Выготский., - М 1990.
  2. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология., - М 1981.
  3. Швейцер А. Культура и этика., М – Прогресс 1973.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

статья о возрождении народной культуры Тарского Прииртышья на занятиях в детских объединениях...

Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"

Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...

Консультация для педагогов"Театрализованная игра как способ освоения детьми социальных ролей и средство развития нравственно-патриотических чувств".

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых люде...

Консультация для родителей "«Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...

Роль семьи в формировании духовно – нравственной культуре ребенка средствами детской прессы.

Познавательный журнал «Фунтик» по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей. В основу журнала мы решили завести всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к ст...

Разработка урока географии "Место и роль Зарубежной Европы в мире"

Материалы урока "Место и роль Зарубежной Европы в мире"...

Роль духовно-нравственных ценностей в воспитании молодежи

Статья посвящена формированию нравственных и духовных ценностей, приобщение  подрастающего поколения к культурному наследию, праздникам, традициям, фольклору, знакомству  с предками,  с...