Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОО.07 БИОЛОГИЯ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

    Бакланова Анна Викторовна

    Рабочая программа учебнойдисциплины "Биология" в рамках подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_biologii_op_10lr.doc219.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ

             

    стр.

    1

    Паспорт программы учебной дисциплины

    3

    2

    Структура и содержание учебной дисциплины

    6

    3

    Условия реализации программы учебной дисциплины

    12

    4

    Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

    14


            1 Паспорт программы учебной дисциплины «Биология»

            1.1 Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности     23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

            1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

            Учебная дисциплина «Биология» относится к общеобразовательному циклу.

            1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    Данная программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

            - освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; 
            - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 
            - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; 
            - воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; 

            - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;

    знать/понимать

           -  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов            Г. Менделя, закономерностей изменчивости; 
            - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); 
            - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; 
            - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; 
            - биологическую терминологию и символику;

             уметь: 
            - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; 
            - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 
            - описывать особей видов по морфологическому критерию; 
            - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 
            - сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 

            -  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; 
            -  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; 
            -  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
            - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; 
            - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
            - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

              - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. 

            1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

    • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
    • самостоятельной работы обучающегося  39 часа.

            2  Структура и содержание учебной дисциплины

            2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    117

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    78

    в том числе:

         лабораторные занятия

    10

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    39

    в том числе:

    - изучение главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника;

    - решение задач по генетике;  

    - выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм;

    - выявление последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

    - анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни;

    - написание эссе по направлениям:

    1 «Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)»;

    2 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы и путей их решения

    25

    4

    2

    2

    2

    2

    2

    Аттестация  в форме дифференцированного  зачёта

            


    2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

                    

    Наименование

    разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    1

    2

    3

    Введение

    Содержание учебного материала

    2

    1

    Биология как наука. Методы научного познания. 
    Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

    Методы познания живой природы. 

    2

    Тема 1

    Клетка

    Содержание учебного материала

    14

    1

    Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория.                                 Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. 

    2

    2

    Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции, ядерные клетки.

    2

    3

    Доядерные клетки.  Вирусы - неклеточные формы. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.).

    2

    4

    Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. 

    2

    5

    Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека. 

    2

    6

    Строение и функции хромосом.

    1

    7

    ДНК - носитель наследственной информации.

    Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

    2

    Лабораторная работа №1

    1

    Изучение  клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание, сравнение строения клеток растений и животных

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    6

    Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение  заданий из учебника

    6

    Тема 2

    Организм

    Содержание учебного материала

    28

    1

    Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. 

    2

    2

    Организм – единое целое. Многообразие организмов.

    Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

    Половое и бесполое размножение. 

    2

    3

    Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

    Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

    Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Причины нарушений развития организмов.  

    2

    4

    Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 

    1

    5

    Наследственность и изменчивость - свойства организмов.

    Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

    Г. Мендель - основоположник генетики.

    Генетическая терминология и символика.

    2

    6

    Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

    2

    7

    Хромосомная теория наследственности.

    2

    8

    Наследственная и ненаследственная изменчивость.

    Влияние мутагенов на организм человека.

    1

    9

    Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

    Значение генетики для медицины и селекции.

    2

    9

    Селекция. Учение Н.И.Вавилова  о центрах  происхождения культурных растений

    1

    10

     Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. 

    4

    11

    Повторение и обобщение по основам генетики и селекции

    2

    12

    Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами понимание связи дисциплины с профессиональной деятельностью. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). 

    2

    Лабораторная работа №2

    1

    Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

    1

    Лабораторная работа №3

    2

    Решение генетических задач.

    1

    Лабораторная работа №4

    2

    Изучение  модификационной изменчивости. Построение вариационного  ряда  и кривой.

    1

    Самостоятельная работа обучающихся:

    16

    Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника

    6

    Решение задач по генетике в рамках подготовки к лабораторной работе № 3

    4

    Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм

    2

    Выявление последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

    2

    Написание эссе по оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

    2

    Тема 3

    Экосистемы

    Содержание учебного материала

    16

    1

    Биосфера - глобальная экосистема.

    Учение В.И. Вернадского о биосфере.

    Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы.

     Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

    2

    2

    Пищевые связи, круговорот веществ. Превращения энергии в экосистемах.

    3

    3

     Видовая и пространственная структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. 

    3

    4

    Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

    Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.  Ситуационные задачи направленные на связь биологии с профессиональной деятельностью

    4

     Лабораторная работа №4

    3

    Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания), решение экологических задач.

    1

    Лабораторная работа №5

    4

    Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; решение экологических задач.

    1

    Лабораторная работа №6

    5

    Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха.  

    1

    Лабораторная работа №7

    3

    Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

    1

    Самостоятельная работа обучающихся

    8

     Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника

    6

    Написание эссе по анализу и оценке последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологические проблем и путей их решения.

    2

    Тема 4

    Вид 

    Содержание учебного материала

    18

    1

    История эволюционных идей. Значение работ К. Линея, учения Ж.Б.Ламарка.

    Эволюционной теории Ч. Дарвина.

    2

    2

    2

    Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный и искусственный отбор.

    3

    3

    Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

    2

    4

    Синтетическая теория эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.  Результаты эволюции.

    3

    5

    Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. 

    2

    6

    Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

    2

    Лабораторная работа №4

    4

    Выявление  приспособленности организмов к среде обитания.

    1

    Лабораторная работа № 5

    5

    Изучение  критериев вида. Описание видов, основываясь на морфологическом критерии

    1

    Дифференцированный  зачёт

    2

    Самостоятельная работа обучающихся

    9

    Изучение текста главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение  заданий из учебника

    7

    Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

    2

    Всего

    Максимальная нагрузка

    Учебная нагрузка

    Самостоятельная работа

    117

    78

    39


            3 Условия реализации программы дисциплины

            3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Программа дисциплины реализуется в  учебном кабинете биологии и лабораторного помещения. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания или химии. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

            Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой, подведена  вода.

             В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для преподавателя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

            В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы: микроскопы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты).

            В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

    Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

            Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.        

            Учебное оборудование кабинета биологии должно включать:

    • натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
    • приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ: оптические приборы - микроскопы, препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты)  и ручные лупы;
    • муляжи, модели, рельефные таблицы;
    • пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
    • проекционная аппаратура;
    • литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

            Технические средства обучения: 

    •  компьютер,
    •  проектор,
    •  экран,
    • учебные мультимедийные диски,
    • открытая общеобразовательная модульная мультимедийная система (ОМС) Российского государственного педагогического университета

    им. А.И. Герцена.

            3.2 Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

            Основные источники

     

    1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М.: 2012
    2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Биология. Общая биология : учеб. для ссузов – М. : Дрофа, 2014
    3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл., – М.: 2013

            

            4  Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

            Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    знать/понимать:

    - основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория  Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; 
         - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); 
         - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; 
        - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; 
         - биологическую терминологию и символику; 

    уметь:

          - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; 
        - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); 
       - описывать особей видов по морфологическому критерию; 
       - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; 
       - сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; 
       - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; 
       - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; 
       - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; 
      - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
         - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

        - правил поведения в природной среде; 
        - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 
         - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

     Тестирование при входном, итогом контроле, устном опросе.

     

     Оценка лабораторных работ.

     Устный опрос и тестовый контроль в ходе уроков.

        Выявляется при использовании приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

        Оценка устных сообщений, презентаций,.

         Устные опросы, тестирование.

    Оценка лабораторных

    Оценка лабораторных, работ  и тестировании.

    Оценка внеаудиторной самостоятельной работы

    Оценка лабораторных работ, анализа устных сообщений, презентаций

    Оценка лабораторных работ, эссе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические указания к выполнению домашней контрольной работы специальности 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» (заочное отделение) по дисциплине «Техническая механика»

    Методические указания предназначены для студентов специальности 23.02.01. Организация перевозок на автомобильном транспорте (заочное отделение) и разработаны согласно требованиям ФГОС третьего поколен...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

    Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...

    План урока учебной практики по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)" "Разработка и заполнение товарной накладной и товарно-транспортной накладной"

    ПМ.03 Организация транспортно-логистической деятельности на автомобильном транспорте МДК.03.02. Обеспечение грузовых перевозок на автомобильном транспорте Раздел 2. Организация грузовых перевозок на а...

    План урока учебной практики: "Формирование, построение и заполнение средствами MS EXCEL документа "Путевой лист грузового автомобиля." для обучающихся по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

    ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте» Раздел 3. Осуществление перевозочного процесса на автомобильном транспорте с применением автоматизированных систем управления ...

    Самоанализ урока учебной практики по ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте" для обучающихся по профессии "Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)"

    Самоанализ урока по ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте»Раздел 3.  Осуществление перевозочного процесса на автомобильном транспорте с применением автоматизирован...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОО. 06 ХИМИЯ для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

    Рабочая программа учебной дисциплины "Химия" в рамках подготовки специалистов средего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте...