Программа элективного курса «Основы природоохранной деятельности»
методическая разработка на тему

Горохова Наталия Михайловна

Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды,  с  привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_elektivnyy_kurs.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Техникум отраслевых технологий»

Программа элективного курса

«Основы природоохранной деятельности»

                                                   Разработано: преподавателем экологии

                                                             Гороховой  Н.М.

                                                                   

Пояснительная записка

    Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.

   Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной  целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира.  Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний  по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды,  с  привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках биологии и химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы:

- показать значение образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки

- сформировать у студентов целостное представление о биосфере, месте и роли в ней человека, экологических проблемах и методах их решения. 

 - формировать экологическую культуру и заботливое отношение к природной среде;

- углубленно изучать вопросы, связанные  с химическим загрязнением окружающей среды, знакомить с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.

- способствовать воспитанию у студентов нравственности, гуманизма, патриотизма;

Задачи:

- учить студентов правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;

-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;

- расширить кругозор ;

- развивать умения и навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;

- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;

 

В результате изучения элективного курса студенты должны

знать:

- качественный и количественный состав воздуха;

- о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

- о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения; - примерный качественный состав природных вод;

- методы очистки пресной воды от загрязнений;

- о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

- о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;

- основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;

- о проблеме содержания понятий «парниковый эффект»,

«кислотные дожди», пути решения проблемы;

- о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;

- о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;

- о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

- экологические проблемы местного значения;

- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений своей местности;

уметь:

- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;

- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;

- применять простейшие методы очистки питьевой воды;

- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.

- прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями,

- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

- критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения

Содержание программы

1.Введение (3ч.)

Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Глобальные проблемы окружающей среды. Общие принципы природоохранной деятельности. Экологические организации. Законы об охране окружающей среды.

2.Воздух(6ч.)

Атмосфера – газовая оболочка Земли. Состав воздуха. Источники химического  загрязнения. Кислотные дожди.  Методы газоочистки. Охрана атмосферы.

Лабораторные работы:

Моделирование механизма образования кислотных дождей.

3.Водные ресурсы(8ч.)

Гидросфера. Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Проблема пресной воды, пути ее получения. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов. Качество питьевой воды. Минеральные воды. Жесткость воды. Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном,  обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Лабораторные работы:

Исследование качества питьевой воды.

Очистка питьевой воды в домашних условиях.

4.Почва(9 ч.)

Литосфера. Невозобновляемые ресурсы Земли. Полезные ископаемые.  Добыча полезных ископаемых. Экологические проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды (отвалы, выделение ядовитых газов). Минералы. Почва. Структура почвы. Плодородие. Минеральные удобрения. Нитраты. Нитриты. Макро- и микроэлементы. Круговорот химических элементов (углерода, азота, фосфора).

Лабораторные работы:

Определение органического вещества в почве.

Определение состава почв по образцам, взятым в разных районах Тамбовской области.

5.Источники энергии (8 ч.)

Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Нефть. Способы борьбы с разливами нефти. Автомобиль и экологические проблемы. Радиоактивность. Последствия ядерных взрывов. Альтернативные источники энергии (биотопливо, энергия ветра, солнечная энергия, энергия морских волн, геотермальная энергия, водород). Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»

Лабораторные работы:

Расчет загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на улицах г. Тамбова

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретич.

практич.

        

Введение

34

26

8

3

1.

Биосфера - живая оболочка Земли

1

2.

Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности

1

3.

Законы об охране окружающей среды. Экологические организации

1

Воздух

6

4.

Атмосфера – газовая оболочка Земли. Состав воздуха

1

5.

Источники химического загрязнения воздуха

1

6.

Краткая характеристика некоторых методов газоочистки

1

7/8.

Кислотные дожди. Моделирование механизма образования кислотных дождей

1

1

9.

Охрана атмосферы

1

Водные ресурсы

8

10.

Гидросфера. Водные ресурсы страны

1

11.

Источники загрязнения водных бассейнов.

1

12.

Пресная вода. Пути получения

пресной воды

1

13.

Исследование качества питьевой воды

1

14.

Способы очистки питьевой воды в домашних условиях

1

15.

Методы охраны гидросферы

16/17

Экскурсия на очистные сооружения филиала ОАО ТКС «Водоканал» г. Тамбова

2

Почва

9

18.

Литосфера. Недра Земли.

1

19.

Полезные ископаемые. Истощение полезных ископаемых.

1

20.

Минералы. Важнейшие характеристики минералов.

1

21/22.

Почва. Структура почвы. Плодородие.

2

23.

Механический состав почв

1

24/25.

Экологические последствия применения химикатов в сельском хозяйстве

2

26

Круговорот химических элементов в биосфере

1

Источники энергии

8

27.

Топливно-энергетические ресурсы Земли

1

28.

Влияние теплоэнергетики на окружающую среду

1

29.

Нефть. Способы борьбы с разливами нефти

1

30.

Автотранспорт и экология

1

31.

Радиация. Последствия ядерных взрывов.

1

32.

Альтернативные источники энергии.

1

33/34.

Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»

2

Примерные темы исследовательских работ студентов:

Почему растения перестали любить дождь?

Увеличиться ли количество страниц в Красной книге Тамбовской области?

Экологическое состояние памятников архитектуры Тамбова.

Когда спирт заменит нефть?

Глоток чистейшей воды.

Утилизация мусора в нашем городе.

Экологическое состояние моей деревни.

Экологические бедствия Тамбовской области.

Качество воды малых рек Тамбовской области.

Проблемы реки Цны.

Чем мы дышим?

Тамбовский лес зовет на помощь.

Гербициды – вред или польза?

Промышленное загрязнение окружающей среды в городах Тамбовской области.

Список литературы:

1.Е.И. Тупикин «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности»: учебное пособие для нач. проф. образования – 4-е издание, испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2004

1.Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 кл./ сост. И.Н. Баланова. – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2005

2.Попова Т.А. Экология в школе (Мониторинг природной среды): Методическое пособие. – М.: «Сфера»,2005

3.Русецкая О.П. Экологизированный курс по химии http://www.openclass.ru/node/874

4.Гарифзянов А.Р. http://rudocs.exdat.com/docs/index-31171.html

5.Газета «Аргументы и факты» № 14, 2007

6.Энциклопедия для детей. Химия, том 17. – Москва: «Аванта+»,2000

7.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9-е изд., исправленное и дополненное –М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2007

8.А.С. Чернов «Глоток чистейшей воды». Очерки к 120-летию тамбовского водопровода.      Оформление издательства             «Тамбовская типография     « Пролетарский светоч», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для студентов СПО в помощь изучению курса "Основы научно-исследовательской деятельности"

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплине "Основы научно-исследовательской деятельности" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управлен...

Тракторы общего и специального назначения. Конспект занятия по Элективному курсу "Основы механизации сельского хозяйства"

В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с  высокой кул...

Система питания дизельного двигателя Занятие элективного курса «Основы механизации сельского хозяйства»

Важнейшим звеном дизельного двигателя является система топливоподачи, обеспечивающая поступление необходимого количества топлива в нужный момент времени и с заданным давлением в камеру сгорания....

Программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры"

Пояснительная запискаСовременные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту ...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Цель предлагаемого курса: развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся и их профессиональной ориентации. Этот курс  позволяет сделать более устойчивой и целенаправленной теор...