Выступление на ГМО по теме "Методика решения качественных задач"
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Презентация.

 Банк данных ОГЭ заданий 22 (с ответами).

Банк данных ОГЭ заданий 24 (С ответами).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Качественные задачи по физике Государственное бюджетное образовательное учреждение «Новоуренгойский многопрофильный колледж» Преподаватель – Абалымова А. В

Слайд 2

Откуда появляются задачи? Может всё-таки с задачами интереснее?! Весь мир – большой задачник! Они прячутся вокруг нас! ?

Слайд 3

К методике решения качественных задач Терминология качественных задач Значение качественных задач Аналитико – синтетический метод решения задач Приёмы решения качественных задач

Слайд 4

Качественные задачи Внимание учащегося акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Качественная задача – решается путем логических умозаключений, основанных на законах физики, построения чертежа, рисунка, выполнения опыта и моделирования физических явлений. «практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «проверочные вопросы» и др.

Слайд 5

Значение качественных задач Решение задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники… Учащиеся приучаются к точной, лаконичной, грамотной речи, у них развивается эвристическое нестандартное мышление, формируется свое миропонимание.

Слайд 6

Аналитико-синтетический метод решения задач Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т. е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез. При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т. е. применяется единый аналитико – синтетический метод.

Слайд 7

Приёмы решения качественных задач Эвристический приём Графический приём Экспериментальный приём

Слайд 8

Эвристический прием Учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные её условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы. Постановка и разрешение ряда взаимно связанных качественных вопросов ,ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физических законах.

Слайд 9

Графический прием Использование приема позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертежа, графика, схемы, рисунка, фотографии и т. п. Достоинство приема – наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление учеников, приучает их к точности и аккуратности. Прием особенно значим в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса.

Слайд 10

Экспериментальный прием Можно получить ответ на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?, «Как сделать?» В процессе экспериментального решения качественных задач учащиеся становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения , навыки работы с физическими приборами.

Слайд 11

схема использования аналитико – синтетического метода решения задач Таблица - 1 Ознакомление с условием задачи 2 Анализ содержания задачи 3 Составление плана решения 4 Осуществление плана решения 5 Проверка ответа

Слайд 12

Система качественных задач Задачи на формирование физических понятий, основных физических закономерностей, вычленение существенных признаков физических явлений и процессов. Задачи на уяснение функциональной зависимости величин, отражающих сущность основных законов физики и связанных с ним понятий.

Слайд 13

Система качественных задач Задачи – парадоксы, развивающие критическое и логическое мышление учащихся. Задачи – исследования на моделирование физических явлений, а также на развитие физического мышления. Исторические задачи: фундаментальные эксперименты, классические опыты и др.

Слайд 14

Система качественных задач Технические задачи (бытовая техника, транспорт, энергетика, сельскохозяйственное производство). Задачи на применение знаний по физике в живой природе. Качественные задачи, содержащие стихи, отрывки из художественных произведений.

Слайд 15

Заключение Успешное решение качественных задач по физике – залог успехов и в понимании физики, и в развитии творческой деятельности школьников.

Слайд 16

Игра: «Что? Где? Когда? Иногда лётчикам ВВС США предлагают пролететь со сверхзвуковой скоростью над бывшими полями сражений в Европе, чтобы выполнить работу за других специалистов. А за кого именно вы скажете, если вспомните, что при преодолении звукового барьера происходит мощный акустический удар. Ответ: За сапёров. /преодоление звуковой скорости сопровождается громким хлопком и старые снаряды и мины взрываются от детонации/. 2. Эмигрант, проживший в США 7 лет, наконец, смог выбраться в отпуск на историческую родину, в Россию. Перед отъездом русские эмигранты поручили привезти из России некоторые лекарства (они дешевле и привычней) и некий маленький приборчик. Какой? Ответ: Термометр со шкалой Цельсия.

Слайд 17

Игра: «Что? Где? Когда?» 3. Во время шторма на море зимой, корабли обледеневают, на всех сооружениях надстройки намерзают громадные глыбы льда. Из-за этого возникает опасность «оверкиля» – переворачивания судна. А физики бы сказали, что у такого корабля опасно поднимается… Что? Ответ: Центр тяжести /корабль теряет устойчивость/ 4. В одном старом научно-фантастическом фильме нужно было обнаружить работу часового механизма мины, подложенной на подводной лодке. Чтобы исключить ошибку, все часы и будильники сложили под специальный стеклянный колпак. Чего не хватало под этим колпаком? Ответ: Воздуха / в вакууме звук не распространяется/. 5. Зимой 1936 г. на подмосковное озеро Тростянское раз за разом сбрасывали с самолёта железные болванки различной толщины. Таким способом исследовали, как можно определить … что? Ответ: Толщину льда /отрабатывали методику проверки толщины льда и выдержит ли он посадку самолёта экспедиции Папанина?/

Слайд 18

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология решения логических задач

В работе рассмотрены основные типы логических задач и приведены примеры с побробным описанием их решений. Рекомендуется для использования на уроках математики  и информатики, факультативных занят...

В помощь студенту 1 курса. Практикум по биологии «Составление пищевых цепей. Решение экологических задач»

Данный практикум рассчитан на студентов 1-2-х курсов системы СПО или учеников 10-11 класса, изучающих предмет биология, как общеобразовательный...

ВКР "Решение текстовых задач алгебраическим методом"

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образовательного образованияРостовской области«Шахтинский педагогический колледж» Допущена к защите...

Методическая разработка "Подготовка к экзамену по физике: решение качественных задач с разъяснениями"

Подробно рассмотрены решения качественных задач, включенных в экзаменационные билеты по физике в "Автодорожном колледже"....

Статья на тему «Применение качественных задач в процессе преподавания физики и электротехники в профессиональных образовательных учреждениях»

Одним из основных условий успешной подготовки квалифицированных работников в колледжах является органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. В данной работе рассматривается...