Взаимодействие генов
план-конспект урока на тему

Корбукова Надежда Михайловна

Урок для 9 класса. Цель урока создать оптимальные условия для осознания и осмысления новой учебной информации, основанной на том, чтобы сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; сформировать понятия: неполное доминирование, кодоминорование, полимерия, плейотропность. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: смешанный (беседа, практикум, самостоятельная работа, игра).Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokvzimodgenov9kl.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Взаимодействие генов.                                                                                                                                                                                    Предмет: биология.                                                                                                                                                                                                                     Класс: 9                                                                                                                                                                                                                                       Число: 10.12                                                                                                                                                                                                                          Цель: создать оптимальные условия для осознания и осмысления новой учебной информации, основанной на том, чтобы сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; сформировать понятия: неполное доминирование, кодоминирование, полимерия, плейотропность; научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам; продолжить практику решения задач по генетике.                                                                                                                                                               Планируемые образовательные результаты:                                                                                                                                                    Предметные:                                                                                                                                                                                                                          ● называть типы взаимодействия аллейных и неаллельных генов, выявлять значения этих типов взаимодействия;                                   ● давать определение понятиям «неполное доминирование», «кодоминирование», «полимерия», «эпистаз», «комплементарное действие генов», «плейотропность».                                                                                                                 Метапредметные:                                                                                                                                                                                                            1. Познавательные: умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.                                                                2. Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие при работе в группе, формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.                                                                                                                                                                 3. Регулятивные: умение самостоятельно определять свою точку зрения.                                                                                                       4. Личностные: осознание бережного отношения к собственному организму на основе знаний о генотипе, как целостной системе; выстраивание собственного целостного мировозрения;  формирование познавательного интереса к биологии.                                                                                                                                                                                                                          Тип урока: изучение нового материала.                                                                                                                                                                           Вид урока: смешанный (беседа, практикум, самостоятельная работа, игра)                                                                                               Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, работа в группах, проектный метод.                                    Основные понятия, изучаемые на уроке: неполное доминирование, кодоминирование, полимерия,  плейотропность, эпистаз, комплементарное взаимодействие.                                                                                                                                      Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, тексты для работы в группах. Таблица для работы в группах, тексты заданий, заготовки для мини-проекта, генетические задачи.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Организа-

ционный

момент (1мин)

Приветствует учащихся. Проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный эмоциональный настрой у обучающихся

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Коммуникативные:

▪участвуют в культуре общения.

Личностные:

▪ настрой на позитивную деятельность на уроке

Актуализация знаний (5мин)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Организует фронтальную беседу.

Всё наследования по законам Г.Менделя и Т.Моргана объединяет что то общее. Что это? Предполагаемый ответ: гены.

▪Эти гены какие? Где расположены?

(эти гены аллельные, располагаются в разных хромосомах)

▪ Какой тип взаимодействия аллельных генов вам уже известен? (Полное доминирование)(Формулируют первый закон Менделя, приводят примеры)

 Как будут называться гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки? (Неаллельные гены) (демонстрация слайда)

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Применяют знания для выполнения задания

Познавательные:

развивать навык анализа информации

▪учатся строить высказывания, устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное

Коммуникативные

выражать свои мысли;

▪учатся культуре общения

Создание проблемной ситуации    (3-4мин)

Организует осознание учениками внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднений в пробном действии.

Предлагает учащимся разделиться на четыре группы по генетическому признаку – группе крови (узнать свою группу крови было домашним заданием). Учитель корректирует количество участников в каждой группе. Создаёт для учеников проблемную ситуацию.

  1. Как вы думаете, сколько генов определяет проявление четырёх вариантов проявления признака – группы крови? Какие это гены?
  2. К 20-м годам XX века генетикам было известно, что Г.Мендель в опытах встретился с самым простым наследованием: 1 признак – 1 ген – 1 хромосома. Т.Морган установил, что неаллельные гены, расположенные в одной хромосоме близко друг к другу, наследуются вместе. В результате формируются два фенотипических класса, повторяющих признаки родительских особей. Как же объяснить этот факт? (демонстрирует слайды с изображением схемы «Комплементарное взаимодействие генов»), что при скрещивании двух сортов душистого  с белыми цветами все гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 и F2  наблюдалось расщепление по фенотипу 9:7?

Проводит подводящий диалог:

▪ Можете ли вы сейчас ответить на эти вопросы? (Нет)

▪ Влияют ли гены друг на друга, находясь в разных или одной хромосомах, то есть аллельные и неаллельные гены?

▪ Давайте попробуем выяснить это, используя денные генетики, и вы увидите, что признаки наследуются не только по законам, нами изученными, но вопреки им.

▪ Сформулируйте тему урока.

▪. Записываем тему урока «Взаимодействие генов»

Распределяются по группам

Вступают в диалог с учителем.

 Выявляют проблему, проговаривают и осознают её, формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Коммуникативные:

▪ учатся выражать свои мысли.

Познавательные:

▪ учатся строить высказывания;

▪ учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

▪ учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Целеполага-

ние (2-3мин)

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Организует подводящий диалог:

▪ Каков главный вопрос нашего урока?

▪ Какова цель?

Выслушивает предположения учащихся (узнать типы взаимодействия генов, понимать суть различных взаимодействий генов, оценивать результаты взаимодействия генов с точки зрения их значимости для конкретного организма)

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Формулируют цель своих будущих учебных действий; формулируют какие знания им нужны и чему им надо научиться.

Познавательные:

▪ учатся строить высказывания.

Коммуникативные:

▪ учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные:

▪ учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности, устанавливают пути решения проблемы.

Объяснение нового материала

(23-24 мин)

Закрепление пройденного материала на уроке, формулировка вывода (5мин)

Рефлексия     (2-3 мин)

Домашнее задание (1мин)

-- Ребята, вы становитесь участниками генетической лаборатории. Каждая лаборатория получает заказ, результаты которого, после теоретического решения, необходимо выразить через мини-проект. На выполнение заказа даю вам 12 минут.

Зав.лабораторий получает задание и материал для мини-проекта.

Учитель организует работу в группах, самостоятельную работу  с текстом, таблицами, схемами («мозговой штурм»).

Лаборатория №1

В садоводстве известны сорта красноплодной (АА) и белоплодной (аа) земляники. Реже встречается земляника с розовыми плодами. Как же получить землянику с розовыми плодами? Какой тип взаимодействия генов имеет место в конкретном случае?

Лаборатория №2

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара -  I и IV. Один ребёнок имеет II группу, а второй – IV группу. Пользуясь текстом учебника и таблицами, определите родителей обоих детей. Укажите тип взаимодействия генов.

Лаборатория №3

Прочитать распечатанный текст и, пользуясь таблицей генотипов цвета кожи человека, определить возможные фенотипы детей, рождённых от брака белокожей женщины и негра, а также тип взаимодействия генов.

Лаборатория №4:

Как объяснить тот факт, что при скрещивании двух сортов душистого горошка с белыми цветами все гибриды первого поколения имели пурпурную окраску цветка, а при скрещивании гибридов F1 и F2  наблюдается расщепление по фенотипу 9:7?

Организует беседу по результатам выполнения задания.

Зав.лабораторией №1 предоставляется слово для озвучивания результатов.

Подводящая беседа

▪ Какие гены взаимодействуют? (Аллейные)

 Как называется такой характер наследования? (Неполное доминирование)

Выполнение заказа:

Р АА(красноплодная) х аа(белоплодная0

F1   Аа (розовые плоды)

F2  АА, Аа, Аа, аа (1:2:1)

Демонстрируется мини проект

Участники лаборатории дают определение и вместе с остальными участниками сравнивают его с определением на слайде.

Запись в тетрадь: неполное доминирование  - доминантный ген не полностью подавляет действие рецессивного аллеля, то есть и доминантный, и рецессивный гены проявляют свои действия. Расщепление по фенотипу у F2  1:2:1

Учитель: Другое название «неполного доминирования» - «промежуточный характер наследования», и многие воспринимают это буквально, как в случае с львиным зевом: белые х красные → розовые, но это не всегда так:

▪ андалузские куры (АА – чёрное оперение, аа – белое оперение, аАа – голубое;

▪ норка (АА – тёмный мех, аа – белый мех, аАа – светлая окраска с тёмным крестом);

▪ лошадь ( АА – белая масть, аа – гнедая масть, аАа – золотисто-жёлтая).

Сделайте вывод.

У гибридов F1 новый признак, не характерный для родителей.

Зав.лаборатории №2 предоставляется слово для озвучивания результатов и демонстрации мини проекта.

  Подводящая беседа

▪ Сколько аллелей , определяющих группы крови, известно у иммуногенетического гена «I»? Назовите их. (Три аллельных гена: А.В – доминантные , 0 – рецессивный).

▪ Какое сочетание аллелей даёт   IV группу крови? (А и В)

Выполнение заказа:  первая пара  - родители ребёнка с IV группой крови, вторая пара – ребёнка со II группой.

Демонстрируется мини-проект.

Делают вывод: ген А и ген В дополняют друг друга (кодоминантны). Такое взаимодействие генов называется кодоминоровонием.

Учитель демонстрирует слайд «Варианты взаимодействия трёх аллельных генов».

Запись в тетради: кодоминирование (лат. Сит – вместе и dominare – господствовать) – совместное участие двух аллелей в определении признака у гетерозиготной особи.

Учитель: попробуем решить проблему обратную – гены расположены рядом друг с другом в одной хромосоме и кодируют неодинаковые белки (неаллельные гены). С одним типом такого взаимодействия познакомлю вас я, а остальные нам продемонстрируют участники лабораторий №3и4

Эпистаз (ингибирование) (слайд):

▪ При скрещивании тыкв с белыми плодами (IIAA) и зелёными (iiаа) всё поколение гибридов F1 ,будет иметь белые плоды (IiAa), но не жёлтые, как можно предположить. Что происходит с двумя доминантными генами?

Вывод (делают ученики): один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена.

Зав.лаборатории №3 демонстрирует мини-проект с полученными результатами: «все дети, рождённые от брака белокожей женщины и негра, будут средними мулатами (АаВв)».

Подводящая беседа

▪ Какие гены взаимодействуют? (Неаллельные)

▪ Сколько неаллельных генов взаимодействуют? (Чем больше в генотипе доминантных генов, обуславливающих этот признак, тем ярче этот признак проявляется)

Учитель демонстрирует слайд «Наследование цвета кожи у человека». Учащиеся самостоятельно формулируют определение и записывают в опорный конспект: «Тип взаимодействия неаллельных генов, при котором на проявление признака оказывают влияние одновременно несколько генов, называется полимерия ( от лат. «поли» - много).

Зав.лаборатории №4 докладует о выполнении заказа: два доминантных гена дополняют друг друга, но каждый отдельно не может обеспечить красную окраску. Такое взаимодействие генов называется комплементарностью (от лат. комплементум – дополняющий).  В качестве ещё одного примера комплементарностигенов учитель демонстрирует и поясняет слайд «Наследования формы гребня у кур».

Учитель: Рассмотрим пример, когда один ген влияет на формирование нескольких признаков. Такое множественное действие генов называется плейотропностью (слайд «Схема наследования синдрома Морфана»). Признаки: очень длинные и тонкие (паучьи) пальцы, вывих хрусталика глаза, пороки клапанов сердца, нарушение деятельности сосудов. Объясняется это тем,  что ген контролирует развитие соединительной ткани, и   отрицательно сказывается на работе сразу нескольких систем организма человека. Этим синдромом страдали Ганс Христиан Андерсон, Корней Чуковский и …(10 секунд звучит музыка Поганини). Кто это? (Итальянский скрипач Никколо Поганини).

▪ Посмотрите на эти руки (слайд). Эта морфологическая особенность рук позволила ему творить со скрипкой чудеса.

Другой пример плейотропности: у человека ген, определяющий рыжую окраску волос, обуславливает более светлую кожу и появление веснушек.

Учитель организует составление кластера.

В центре доски записана тема «Генотип».

Сейчас мы с вами попытаемся всю информацию, полученную нами о генотипе организма, структурировать (участники лабораторий поочерёдно выходят и записывают свои слова, словосочетания, фразы).

                                         Генотип

 

Аллельные гены                        Ген                              Неаллельные гены

Полное                               Взаимодействие                         эпистаз

доминирование                  генов                      

                                                                                               полимерия

Неполное              

доминирование                                                               комплементарность

                                 

кодоминирование

С целью закрепления генетической терминологии предлагается игра в «цепочку". Учитель называет термин и просит ученика дать ему определение; тот, правильно ответив, предлагает свой термин другому ученику, и так далее по цепочке.

▪ Спасибо вам, уважаемые генетики за работу, вы успешно выполнили все заказы и помогли всем нам разобраться в таком сложном механизме, как взаимодействие генов.

Какой вывод мы с вами сделаем?

▪ Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов;

▪ ген может оказывать влияние на развитие как одного, так и многих признаков;

▪ на развитие одного признака могут влиять несколько генов.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Организует подводящий диалог.

▪ Обратите внимание на наши записи.

Демонстрирует проблему урока, цель.

▪ всё ли мы выполнили? Можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые в начале урока вызвали затруднения?

▪ Как оцените свою работу?

Создаёт условие для проведения рефлексии. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал……, было интересно……, было трудно……, я выполнил задания……, я понял, что……, теперь я могу……, я смогу применить полученные знания….., ещё я хотел бы узнать……, я научился……, меня удивило…….

Прочитать п.7, выучить опорный конспект.

Решить генетическую задачу по теме: «Взаимодействие генов» (учитель раздаёт индивидуальные задачи разной степени сложности)

                                                   

Работают в группе, выполняют задание. Читают текст, изучают рисунки, схемы, таблицы, обсуждают их в группах, отмечают новый материал.

Составляют схемы скрещивания, определяют тип взаимодействия генов.

Группы выступают по результатам работы, сравнивают свои результаты с результатами на слайдах.

Формулируют определение. Находят определение в тексте или на слайде, сравнивают с тем, которое они дали. Слушают, кратко конспектируют. Делают вывд, записывают в тетрадь. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ, делают вывод, записывают в тетрадь. Анализируют таблицу, высказывают своё мнение о взаимодействии генов

Формулируют и записывают определение. Делают вывод. Определяют тип взаимодействия генов, пример и определение записывают в

опорный конспект. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ, делают выводы. Формулируют определение, сравнивают с определением на слайде.

т учителя конспектируют.

Формулируют определение, сравнивают с определением на слайде.

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку.

Закрепляют терминологию.

Называют термины, дают им определение.

Формулируют вывод урока, записывают в тетрадь.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Познавательные:

учатся ориентироваться в учебнике и других источниках информации, находить и использовать нужную информацию;

▪ учатся строить высказывания;

▪ учатся анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, преобразуют информацию, строят логические рассуждения.

Коммуникативные:

▪ учатся слушать и понимать речь другого человека;

▪ учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при

работе в группе;

▪ формирование умения выражать свои мысли.

Регулятивные:

работают по плану, осознанное управлением своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности в обучении.

Познавательные:

▪ учатся использовать нужную информацию;

▪ учатся строить высказывания

Коммуникативные

учатся слушать и понимать речь другого человека

Познавательные:

▪ учатся использовать нужную информацию.

▪ учатся строить высказывания.

Коммуникативные:

▪ учатся слушать и понимать речь другого человека;

▪ учатся выражать свои мысли.

Регулятивные:

▪ учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Познавательные:

▪ учатся строить высказывания.

Коммуникативные:

▪учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные:

▪ учатся самостоятельно делать выводы.

Познавательные:

▪ учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

▪ учатся выражать свои мысли.

Регулятивные:

Учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Регулятивные:

▪ ставят самостоятельно

учебную задачу на

основе соответствия

того, что уже

известно и усвоено, и того, что ещё не известно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Гений тюменского края"

Эссе под названием "Гений тюменского края" написано в рамках Всероссийского конкурса сочинений. Работа посвящена талантливому писателю Лагунову, в честь которого названы улица и библиотека города Тюме...

Лекция Наследование признаков при моногибридном, дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами. Пенетрантность и экспрессивность генов.

Лекция по теме "Наследование признаков при моногибридном,  дигибридном и полигибридном скрещивании. Взаимодействие между генами.  Пенетрантность и экспрессивность генов", для специ...

Гены и ферменты

Химические превращения в организме протекают под контролем генов. Гены не определяют сам признак, а отвечают за синтез белка -фермента, осуществляющего ту или иную реакцию в сложной цепи ферментативны...

Актуальные вопросы возможностей использования генно-модифицированных организмов для достижения целей устойчивого развития

В данном исследовании автор рассматривает проблемы, возникающие при использовании ГМО-продуктов в рамках следования концепции устойчивого развития, и предлагает рекомендации для решения этих проблем....

Методическая разработка внеаудиторного занятия " Устный журнал-викторина: Гений земли русской"

Внеаудиторное мероприятие, посвященное 310- летию со дня рождения М.В. Ломоносова, состоит из двух блоков: устный журнал и викторина...

Генные болезни

Генные болезни...