Конспект к уроку по биологии "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"
план-конспект урока на тему

Рекута Екатерина Федоровна

Конспект к уроку по биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_pola_ref_12_klass.docx770.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»

Цель: закрепить основные понятия генетики пола и методы решения генетических задач.

Задачи: Образовательные:

  • продолжить формирование знаний о геноме человека;
  • закрепить понятия «пол», «гены», доминантный и рецессивный признаки;
  • продолжить формирование представления о наследовании, сцепленным с полом.

Развивающие:

  • развивать навыки решения генетических задач;
  • развивать культуру речи, логическое мышление;
  • развивать навыки работы в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру умственного труда;
  • воспитывать умение слушать, умение работать в группах;
  • продолжить формирование логического мышления.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения заданий (кейс-технология);
  3. Выполнение учащимися заданий и упражнений (проблемное обучение);
  4. Проверка выполненных работ;
  5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  6. Подведение итогов урока;
  7. Рефлексия.

Оборудование и оформление: мультимедиа, ПК, модель ДНК, экспертные листы, понятийные карточки, хромосомы-настроения, памятки к уроку.

Формы работы на уроке: фронтальная эвристическая беседа, медико-генетическая консультация (исследовательская деятельность), кейс-технология, проблемное обучение.

Ход урока

Учитель: Добрый день! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке! Эпиграфом нашего сегодняшнего урока послужат следующие слова:

В дорогу мы возьмём багаж:

Учебник, ручку, карандаш,

И знаний – целый саквояж

Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся. (По карточкам необходимо дать определение понятиям, датам, символам, ученым).

Грегор Мендель

основоположник науки генетики;

Генетика

наука о закономерностях наследственности и изменчивости;

Наследственность

способность живых организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству;

Дигибридное скрещивание

скрещивание организмов отличающихся по двум парам признаков;

F1, F2

первое, второе поколение;

АА, аа

гомозиготный;

Аа

гетерозиготный;

Т. Морган

ученый в области генетики человека;

E:\открытый урок 19.11\Рисунок2.jpg

мужские гаметы и женские.

Учитель: Вы справились. Молодцы! Эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы: «Каким родится наш ребенок? Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос? Кто родится – мальчик или девочка?». На многие из интересующих вопросов помогает ответить наука, которая называется Генетика человека. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученики: Генетика пола.

Учитель: Сегодня на уроке Вы не просто обучающиеся, а эксперты в области генетики. И перед тем, как нам начать проводить исследования, давайте вспомним основную информацию по теме и заодно проинформируем наших гостей.

Учитель: Наступивший XXI век, без сомнения, является веком биологии, и, в значительной мере, веком генетики. Решающей предпосылкой тому явилась расшифровка генома человека. Скажите, пожалуйста, знакомо ли Вам такое понятие «геном человека»?

Ученики: Геном человека – это своеобразная автобиография организма. Термин «геном» был введён немецким ботаником Гансом Винклером в 1920 году и охарактеризован им как совокупность генов, характерных для определенного вида организма.

Учитель: Вы совершенно правы! Геном – это «список» всего необходимого для нормального функционирования организма. А для чего необходимо знать о геноме человека?

Ученики: Знание структуры генов человеческого организма позволяет понять механизмы их функционирования, определить влияние наследственности на формирование признаков и свойств организма, на здоровье и продолжительность жизни.

Знание структуры генома и тонкой структуры генов человека очень важны для изучения наследственных болезней. Это позволит научиться бороться с проявлением в фенотипе человека вредных мутаций, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, определять гены предрасположенности к некоторым распространённым болезням. А для этого надо знать собственную генетику. Однако человек – специфический объект генетических исследований, и в изучении наследования его признаков есть определённые трудности.

Учитель: Прозвучал свадебный марш Мендельсона. Родилась молодая семья. И вот в один прекрасный момент молодожены решили завести ребенка. Они мечтают о том, что их ребенок будет красивым, как мама. Умным, как папа. Папа требует сына. А мама хочет дочку. Споры могут перерасти в ссору. И тогда вмешивается мудрая бабушка, которая объясняет, что главное, чтобы ребенок был здоровым. А если нет? Помните у А.С.Пушкина:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А не ведому зверюшку…

А ведь и правда, не всегда рождение ребенка приносит в дом только радость. Почему?

Ученики: НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ, патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетического материала – мутациями. Если болезнь возникла под действием факторов внешней среды, ее считают приобретенной. Если же причина – дефектные гены родителей – то болезнь считают наследственной.

Учитель: А что является причиной наследственных болезней?

Ученики: У человека причиной наследственных болезней являются мутации. Мутации возникают под действием мутагенных факторов. В 1986 году было известно 2 тыс. наследственных заболеваний, а в 1992 году их число выросло до 5 тысяч. Ежегодно в России рождается 200 тысяч детей с наследственными болезнями. Из них 40 тысяч остаются жить с врожденными пороками. Каждый год в мире рождается 90 тысяч умственно отсталых детей и 150 тысяч тех, кому будет трудно учиться.

Учитель: В самом начале урока я Вам говорила, что сегодня мы с вами эксперты в области генетики. И вот в нашу медико-генетическую организацию обратились за помощью. Все обращения мы разделили на 3 группы. Медико-генетическое консультирование. Работа с экспертными листами. Проверка правильности выполнения заданий. Корректировка ошибок. Каждая группа делает выводы по предложенным заданиям.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Учитель: Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Какие эмоции у Вас вызвал урок? Что нового узнали? У Вас на столах лежат хромосомы-настроения, прошу Вас выбрать ту хромосому, которая соответствует Вашему настроению и поместить на ДНК нашего урока (учитель проходит по классу с макетом ДНК, а обучающиеся приклеивают свои хромосомы-настроения).

Учитель: Посмотрите, это ДНК нашего сегодняшнего урока. Благодаря Вашим стараниям она у нас такая красивая и не обычная. Я тоже помещу на нее свою хромосому-настроения. Благодарю Вас за урок! До свидания!

Экспертный лист №1

Дата: ______________

Решение:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

1. Проанализируйте родословную и ответьте на вопросы: а) Кто передал ген гемофилии царевичу Алексею? б) Получили ли ген гемофилии его родные сестра? в) Запишите образовавшиеся хромосомы.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: _________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

2. Отец и сын дальтоники. Мать различает цвета нормально. Можно ли говорить, что сын унаследовал заболевание от отца? Составьте схему наследования дальтонизма в данной ситуации и сделайте выводы.

Решение:_______________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. В родильном доме перепутали детей. У одного ребенка I группа крови, а у другого II группа крови. Анализ показал, что одна пара родителей имеет I и II группы, а другая II и IV группы. Определите биологических родителей родившихся детей. Составьте схему наследования группы крови в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Экспертный лист №2

Дата: ______________

1. Мужчина – гемофилик. Его здоровый брат обратился в медико-генетическую консультацию по поводу прогноза потомства. Может ли здоровый брат гемофилика передать своему ребёнку ген гемофилии? Составьте схему наследования гемофилии в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

2. Перед вами картина, написанная художником с нормальным зрением (слева) и художником-дальтоником (справа). Будут ли сыновья художника с заболеванием - дальтониками?Составьте схему наследования дальтонизма в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение:_______________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Вывод: ________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

3. У нас с женой III группа крови. У моих двух сыновей тоже III группа. Недавно в нашей семье появился еще один ребенок, и вскоре я узнал, что у него I  группа крови. Я подозреваю, что он не мой сын! Может ли такое быть? Составьте схему наследования группы крови в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Экспертный лист №3

Дата: ______________

1. После свадьбы жена открывает секрет мужу о том, что ее родной брат болеет гемофилией. Муж совершенно здоров. Он обеспокоен и просит Вас определить здоровыми ли будут его дети? Составьте схему наследования гемофилии в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

2. Мужчина болен дальтонизмом. Его жена полностью здорова. Она обеспокоена болезнью мужа и просит дать ответ на вопрос: «Как болезнь мужа отразится на детях? Есть ли шансы родить здоровых детей?»

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

3. В медико-генетическую консультацию обратилась женщина, которая имеет II группу крови, по поводу установления отцовства своего ребёнка, который имеет IV группу крови. Она считает отцом мужчину со II группой крови. Может ли такое быть? Составьте схему наследования группы крови в данной ситуации и сделайте выводы?

Решение: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

Вывод: ________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________
________________________________________

________________________________________

_______________________________________     ________________________________________

_______________________________________     ________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для проведения урока по теме "Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля"

Конспект урока по теме "Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля"...

Презентация для проведения урока по теме "Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля"

Презентация для проведения урока по теме "Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Индукция магнитного поля"...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"

Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...

Решение задач на сцепленное с полом наследование

Освоение новых приемов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий...

методическая разработка практического занятия по биологии по теме "Решение задач на сцепленное с полом наследование"

                 Методическая разработка практического занятия по  «Биологии» по теме «Решение задач на сцепленное с полом наследование» направ...