Открытое учебное занятие на тему "Размещения"
план-конспект занятия на тему

Открытое учебное занятие по дисциплие Теория вероятностей и математическая статистика представленно в форме технологической карты с соответствующими приложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_tablitse.docx318.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

«Волжский политехнический техникум»

»

ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

«Размещения»

Учебная дисциплина: Теория вероятностей и математическая статистика

Специальность: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

Курс: 2

Автор: Берсенева Ирина Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

2019

СОГЛАСОВАНО 

Методист техникума

_________  Шаповалова Э.А.

 «____»_____________2019г.

УТВЕРЖДЕНО                        

на заседании ПЦК  

физико-математических дисциплин

Протокол №______                         

от «____»_____________2019г.        

Председатель ПЦК

_____________  Кошелева Е.А

                    

СОГЛАСОВАНО 

на заседании службы

стандартизации

Протокол №______

от «____»_____________2019г.

Руководитель

службы стандартизации

___________ Артюшенко Н.Н.

Тема

Размещения

Преподаватель

Берсенева И.Н

Учебная дисциплина

Теория вероятностей и математическая статистика.

Группа

2-16 ЭВТ-64

Тип учебного занятия

Урок изучения нового материала

Вид учебного занятия

Урок – лекция

Цели:

Образовательные

обобщить основные понятия комбинаторики, факториалы, перестановки и размещения, применять правила действий над размещениями, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний.

Развивающие

Развитие логического мышления, развитие умения действовать самостоятельно, научить применять теоретические знания при решении практических заданий, развитие внимательности, развитие аналитических умений, развитие памяти.

Воспитательные

Расширение общеобразовательного кругозора, формирование активности и самостоятельности, формирование ответственности, точности.

Методы обучения

1) информационно-иллюстративный метод, 2) дедуктивный метод; 3) проблемно-поисковый метод; 4) метод самостоятельной работы обучаемых; 5)практический метод (решения задач); 6)метод работы с теоретическим материалом.

Элементы педагогических технологий

1) личностно – ориентированная технология; 2) дифференцированная технология, 3) ИКТ, 4) проблемный диалог.

Оборудование урока

Экран, проектор, тренировочные упражнения, карточки с вариантами, макеты фруктов.

Список литературы

  1. Богомолов Н.В. Математика: учебник для прикладного бакалавриата /Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  2. Жуков В.М. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.  
  3. Соловейчик И.Л., Лисичкин В.Т., Сборник задач по математике с решениями для техникумов.-М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.

Требуемое время

2 академических часа

        


№ п/п

Этапы работы с указанием целей

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цели этапа:

создание доброжелательной атмосферы для работы, проверка готовности студентов к занятию, подготовить учащихся к работе на уроке

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Приветствие студентов. Перекличка в группе, отметка отсутствующих в журнале.

Приветствие преподавателя, показывают свою готовность к уроку. Староста называет отсутствующих.

Организация внимания и внутренней готовности

- Вступительное слово преподавателя

2

Определение темы занятия и постановка целей

Цели этапа:

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. 

- Проверка домашнего задания (Приложение А Слайд 1)

- Повторение пройдённого материала. Решение примеров. (Приложение А, слайд 2)

- Постановка темы и целей занятия.

- Используемые технологии и методы: 1) личностно – ориентированная технология; 2) дифференцированная технология, 3) ИКТ, 4) проблемный диалог, 5) проблемно-поисковый метод

- 6) дедуктивный метод; 7) проблемно-поисковый метод; 8) метод самостоятельной работы обучаемых; 9) практический метод (решения задач).

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости и взаимосвязи с другими дисциплинами; постановка перед учащимися учебной проблемы

Представление слайда 1 (Приложение А), а также рассмотрение слайда 2  (Приложение А) и решение примеров устно и в тетрадях.

Отвечают на вопросы преподавателя, делают необходимые записи в тетрадях. Совместно с преподавателем дают определение понятия размещений и делают выводы о вычислении числа размещений. Рассматривают и записывают в тетрадях необходимые определения и понятия. Решают примеры у доски и в тетрадях

При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы обучающихся в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения. 

3

Изучение нового материала

Цели этапа:

Освоение обучающимися в ходе изучения новой темы «Размещения» умений применения формулы для вычисления числа размещений, формирование пространственного, научного и логического типа мышления, владение ключевыми понятиями, методами и приемами

- дается теоретический материал (Приложение А Слайд 3)

- поясняются формулы для вычисления числа размещений с повторениями и без повторений

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Объясняет новый материал, поясняет решение примеров и задач комбинаторики с помощью формулы числа размещений, дает понятие размещений с повторениями и без повторений, записывает на доске примеры. Организует обсуждение поставленной проблемы при решении практических задач

Записывают в тетрадях основные понятия и формулы

Участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

Формирование познавательной инициативы, умение делать предположения и аргументировать их. Умение осознавать ответственность.

Извлечение необходимой информации из рассказа преподавателя; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о новом изучаемом материале;

4

Закрепление изученного материала

Цели этапа:

Решение практических заданий с использованием полученных знаний, оттачивание методов решения по теме.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

Устанавливает осознанность восприятия, организует первичное восприятие

Выполняют дидактические упражнения с анализом и аргументированием своих мыслей и идей, переписывают выбранные записи в тетрадь. Работают с доской и самостоятельно.

Умение делать предположения и обосновывать их.

сравнение и группировка объектов задач по нескольким основаниям, нахождение закономерности, самостоятельное решение задач и примеров по установленному правилу;

участие в диалоге; сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи)

- раздаются тренировочные упражнения к занятию. (Приложение Б)

5

Контроль и самопроверка знаний

Цели этапа:

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

- раздаются карточки с вариантами заданий для самостоятельной работы. (Приложение В)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

 Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий. 

 Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические задачи, используя теоретические знания.

Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение самостоятельно воспроизводить основные идеи изученного материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; умение использовать формулы по изученной теме. 

6

Домашнее задание

Цели этапа:

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

- Повторить пройденный материал, рассмотреть решение примеров в классе.

1. Решить уравнение:  

2. Автомат случайным образом рисует двухцветный флаг с горизонтальными цветными линиями одной ширины, используя следующие цвета: темно-синий, синий, голубой, темно-зеленый, салатный, розовый, фиолетовый. Сколькими различными способами можно нарисовать флаг?  

(Слайд 4 Приложение А)

- определение и разъяснение студентам критериев успешного выполнения домашнего задания

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемые результаты

 Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Записывают в тетрадях домашнее задание и делают пометки о его выполнении с разъяснений преподавателя.

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками. 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Слайд 1   

Слайд 2

Слайд 3 

Слайд 4 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

  1. Сколько трехзначных чисел, в которых цифры не повторяются можно составить из цифр 1,2,3,4?
  2. Сколько существует трехзначных чисел, в записи которых используются лишь цифры 7,2 и 1?
  3. Студенты университета изучают в каждом семестре по 10 дисциплин. В расписание занятий включаются каждый день по 3 дисциплины. Сколько различных расписаний может составить диспетчерская?
  4.   Сколькими способами можно выбрать четырех лиц на четыре различные должности из девяти кандидатов?
  5. Решить уравнение:  
  6. Решить уравнение:  
  7. Решить уравнение: 30х= 
  8. Решить уравнение:  
  9.  Решить уравнение:                
  10.   Составить и решить уравнение по заданному условию. Сколько необходимо взять предметов, чтобы число размещений из них по 4 было в 12 раз больше числа размещений по 2.
  11. Сколькими способами три награды (1,2 и 3 места) могут быть распределены между 10 участниками?

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Вариант 1

  1. Сколькими разными способами можно заказать напиток в кафе, где есть 8 видов сока и 5 видов минеральной воды?
  2. В гардеробе имеется 3 юбки (чёрная, коричневая, фиолетовая) и 4 блузки (белая, сиреневая, желтая и розовая). Сколько разных нарядов можно из них составить?

Вариант 2

  1. Пусть есть колода карт (36 листов). Объект Х – карта червовой масти – может быть выбран 9-ю разными способами. Объект Y – туз – может быть выбран 4-мя разными способами. Сколькими способами может быть выбран объект «Х или Y» – «червовая карта или туз»?
  2. Сколько различных трехзначных чисел, в записи которых цифры могут повторяться, можно записать с помощью цифр: 1)1, 2, 3,4 

 Вариант 3

  1. На книжной полке стоит 3 учебника по математике, 4 детектива, 2 задачника по теории вероятностей, 3 любовных романа, 2 сборника стихов и справочник по математике. Сколькими разными способами можно выбрать почитать художественную книгу?
  2. Сколько различных трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 6, 7, 8, 9, 0 при условии, что цифры в числе могут повторяться. 

Ответы:

Вариант 1

  1. Напиток – это или сок (объект Х), или минеральная вода (объект Y). Сок можно выбрать 8-ю разными способами, минеральную воду – 5-ю, причем способы выбора несовместны. Тогда по правилу суммы напиток (объект «Х или Y») можно выбрать 8+5=13-ю способами.
  2. Юбку можно выбрать тремя разными способами. Для каждого из них блузку можно выбрать 4-мя способами. Тогда по правилу произведения весь наряд, то есть юбку и блузку, можно выбрать 3*4=12-ю способами.

Вариант 2

  1. Задача решается перебором подходящих карт: червовых карт 9 и ещё 3 туза (один уже учтён). Значит, червовую карту или туз можно выбрать 9+3=12-ю способами.

Пример показывает, что при использовании правила суммы необходимо проверять несовместность выборов. В противном случае, можно получить неверный ответ.

На практике интуиция учащихся обычно работает так, что при решении задачи рассматриваются несовместные выборы. Поэтому постоянная проверка условия несовместности «надоедает» и её перестают осуществлять. А это может привести к тому, что «в один прекрасный момент» правило суммы ошибочно будет применено там, где оно не работает! Можно посоветовать учащимся при получении явно неверного ответа вспомнить, что ошибка могла быть именно в этом!

Правило суммы может быть применено к любому конечному числу объектов.

  1. Составляем трехзначные числа из цифр 1, 2, 3, 4 с повторениями: первую цифру можно выбрать 4 способами, вторую и третью -тоже 4 способами, всего можно составить 4-4-4 = 4³ =64 различных трехзначных чисел.

Вариант 3

  1. Художественная книга – это или детектив (объект X), или роман (объект Y), или сборник стихов (объект Z). Детектив можно выбрать 4-мя разными способами, роман – тремя, сборник стихов – двумя. Способы выбора несовместны, так как книг смешанного жанра нет. Тогда, применяя правило суммы к трём объектам, получаем, что художественную книгу, то есть объект «X или Y, или Z», можно выбрать 4+3+2=9-ю способами.
  2. Составляем трехзначные числа из пяти цифр 6, 7, 8, 9, 0 с повторениями:

первую цифру выбираем 4 способами (ноль нельзя); вторую и третью цифры — 5 способами каждую, всего можно составить 4 • 5 • 5 = 100 различных трехзначных чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого учебного занятия по ПМ "Классное руководство"

Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника....

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...