Разработка открытого учебного занятия по ПМ "Классное руководство"
методическая разработка по теме

Отрохова Нина Владимировна

Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onz.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника.

Цель: использование современных образовательных технологий для повышения качества образовательного процесса.

Задачи:

  • систематизация знаний об основных функциях классного руководителя, рассмотрение методов педагогической диагностики,  их использование в процессе изучения личности школьника;
  • применение диагностических методик в практической деятельности учителя;
  • формирование мотивации к профессии, создание условий для самореализации личности обучающихся, становление коммуникативной культуры будущего учителя;
  • развитие умений преобразовывать информацию, сравнивать, анализировать и обобщать, умение работать в группах.

 Формируемые компетенции:

 ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК  4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК  4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тип учебного занятия:  комбинированное.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проектный, исследовательский, индуктивный.

Междисциплинарные связи: педагогика, психология, история.

Дидактическое оснащение: проект, электронные презентации, таблица «Методы педагогической диагностики», схема «Содержание педагогической диагностики», карточки опроса, видеофрагменты из практики, Должностная инструкция классного руководителя ОУ, учебное пособие под ред. В. А. Сластенина «Педагогика», материалы диагностических методик, интерактивная доска, рефлексивная карта.

Структура учебного занятия.

I.Организация начала занятия.

Определить готовность к занятию.

«Я принимаю тебя уже только за то, что ты есть на этом свете,

Я принимаю тебя таким, каков ты есть,

Я принимаю тебя с твоим потенциалом к изменению»

Я желаю, чтобы сегодня изменения произошли в лучшую сторону, и каждому удалось реализовать себя на нашем учебном занятии комбинированного типа.

Представляю группу аналитиков, которые будут помогать освещать теоретические вопросы, и группу диагностиков, которые поделятся практическим опытом. Ведение рефлексивной карты студента(Приложение).

II.Актуализация усвоения изученного материала

В настоящее время воспитание принимается во внимание  как важнейшая стратегическая задача в системе образования России. Повышение воспитательной работы в школе является одним из направлений реализации задач, установленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Именно в деятельности классного руководителя видятся огромные возможности для развития личности ребенка, его творческой и социальной активности.

В рамках ПМ мы продолжаем рассматривать основы деятельности классного руководителя в современной школе.

Прием интерактивного обучения (Приложение).

Для актуализации полученных ранее знаний используем прием интерактивного обучения: класс делится на две группы. Первые получают карточки с вопросами, а вторые с ответами. Первые задают вопросы в определенной  последовательности, а вторые – ищут ответы.

На предыдущем учебном занятии мы начали рассматривать систему работы классного руководителя по педагогической диагностике, определили основные понятия:

Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

Результат такого познания – диагноз (распознавание, определение).

Под педагогической диагностикой большинство исследователей-педагогов понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

Таким образом, чтобы обеспечить нормальное развитие коллектива и каждого ребенка как личности, классный руководитель становится исследователем.

III. Постановка темы и задач

Беседа:

Эпиграфом к теме нашего сегодняшнего занятия предлагаю взять слова великого русского педагога К.Д. Ушинского:

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».

- О чем говориться в высказывании?

- Через какую функцию классный руководитель может это выполнять? (аналитико-прогностическую).

- Назначение данной функции?  (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и диагностики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса).

 

Определяем тему сегодняшнего занятия.

- Кого изучает классный руководитель в начальной школе?  (младшего школьника – личность младшего школьника).

Подтверждаем данную мысль. Открываем Должностную инструкцию КР ОУ (п.2 функции: изучение личности и коррекции в воспитании).

- Как  можно  одним словом назвать данную функцию. Подбираем синонимы: изучение – определение-распознавание-диагностирование (диагностическая).

Тема: Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника.

Записываем тему и план занятия.

План.

1. Из истории развития методов диагностики.

2. Методы педагогической диагностики.

3. Этапы диагностического исследования личности младшего школьника.

4.Диагностические методики в работе классного руководителя.

Давайте сформулируем задачи учебного занятия:

систематизация знаний об основных функциях классного руководителя; рассмотрение методов педагогической диагностики,  их использование в процессе изучения личности школьника; применение диагностических методик в практической деятельности учителя.

IV. Изучение нового материала

Каждый вопрос имеет свои исторические аспекты. Группа аналитиков подготовила проект «Из истории развития методов педагогической диагностики». Им слово. Слушаем внимательно, в конце занятия будет тестирование.

  1. Презентация проекта.

Работа по схеме «Содержание педагогической диагностики» (работа в парах).

Посмотрите на схему.

- Что изучает, диагностирует классный руководитель в личности школьника?

Содержание педагогической диагностики.

  1.  демографические данные об ученике и его семье;
  2. данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
  3. познавательные способности:
  1. особенности внимания;
  2. памяти;
  3. воображения;
  4.  мышления;
  1. эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
  2. направленность личности:
  1. интересы;
  2. отношения;
  3. ценности;
  4. я-концепция;
  1. поведение, поступки учащихся;
  2. изучение класса  в целом, как группу, коллектив:
  1. межличностные отношения в классе;
  2. сплоченность;
  3. общественное мнение;
  4. единство ценностей
  5. и другое.

3. Объяснение материала: методы педагогической диагностики.

В поле деятельности классного руководителя входит диагностика личности каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, для чего используются различные методы исследования.

Методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Методы группируются по разным признакам, что отражает их многоаспектность. В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются  на:

А) неэкспериментальные:

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседа;

- изучение продуктов деятельности.

Б) диагностические:

- тестирование;

- ранжирование;

- шкалирование.

В) экспериментальные:

- лабораторный эксперимент;

- естественный эксперимент.

Г) формирующие:

- анализ.

Неэкспериментальные методы часто используются как средство первоначальной разведки, знакомство  с обучающимися. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Это анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности.

- Какие из этих методов вы применяли на практике или наблюдали их использование?

Диагностические методы служат для количественного измерения. Это тестирование, ранжирование,  шкалирование.

- Знакомы ли вам эти методы?

Экспериментальные методы позволяют не только описать явление, но и объяснить его. Применяются в основном в научной работе в области педагогики. Это лабораторный эксперимент и естественный.

Формирующие методы служат для выявления возможностей развития. Чаще всего используется анализ.

Анализируя ваши ответы из практического опыта можно сделать вывод, что в работе классного руководителя используются в большей степени неэкспериментальные методы.

- Подтверждается ли наш вывод?

4. Давайте обратимся к опыту учителей нашей базовой  школы и посмотрим видеофрагмент, который подготовила группа диагностов.

Просмотр интервью: «Как и с какой целью вы изучаете своих воспитанников?»

- Какой метод исследования применен здесь? (интервью).

- В чем особенности данного метода?  (отвечают диагносты: заранее составленные вопросы, задаваемые в определенной последовательности, ответы записываются открыто) .

5 .Самостоятельная работа по учебному пособию «Педагогика» под ред. В. А. Сластенина, с. 105-107.

Сейчас самостоятельно поработаем с учебным пособием «Педагогика» и узнаем особенности других методов. У вас на столах есть таблица, где обозначены методы. Вы заполняете вторую часть – особенности каждого метода.

№ п/п

Название метода

Характеристика (кратко)

1.

Наблюдение

2.

Беседа

3.

Анкетирование

4.

Изучение продуктов деятельности

6 .Проверка самостоятельной работы: фронтальный опрос.

При выполнении ВКР на четвертом курсе вы будете применять различные методы диагностики.

7. Сообщение диагностов.

Просмотр видеофрагмента классного часа с применением беседы.

Итак, мы выяснили, что основное место в деятельности учителя принадлежит изучению личности обучающихся.

- Что же должен изучать классный руководитель?

Воспроизведите свои знания по психолого-педагогическим дисциплинам.

- Как вы изучаете школьников на практике?

Какие же этапы выделяют исследователи в изучении личности школьника?

Данную информацию подготовила группа аналитиков.

8 .Сообщение «Этапы изучения личности школьника».

Изучение:

А) сбор данных;

Б) сравнение;

В) интерпретация;

Г) анализ;

Прогнозирование.

Сообщение результатов.

Выводы.

9. Для того чтобы составить более полное и точное представление об обучающихся, их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях существуют различные  методики, разработанные авторами , например, представить пособия и журналы «Классный руководитель», «Воспитание школьников».  Любому классному руководителю, начиная или продолжая работу с детским коллективом, приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, при этом необходимо учитывать следующее: особенности возраста  обучающихся, степень сформированности детского коллектива, особенности взаимоотношений классного руководителя и обучающихся.

Упражнения для головы и шеи.

Гимнастика для глаз.  «Радуга».

Слово группе диагностов.

10.Просмотр и анализ видеофрагментов занятия группы диагностов:

«Изучение личности младшего школьника»

11.Слово практикам. Презентация диагностических материалов.

По программе практики каждая подгруппа будет проводить классные часы с применением различных диагностических методик и, надеемся, поделятся своим опытом  первых исследований на наших занятиях.

12.Правила работы с диагностическими методиками (запомним, чтение вслух):

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношение к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы  в планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Таким образом, основное место в деятельности кр принадлежит реализации диагностической функции. Это позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом.

V.  Закрепление.

Проверим полученные знания.

Тестирование (взаимопроверка).

Карточки подпишите.

Выразите свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

  1. Термин «диагностика» произошел от двух греческих слов: «диа» - прозрачный и «гноз» - знание, и определяется как способность распознавать.

  1. Важнейшие теоретикометодологические положения современной педагогической диагностики обосновал русский ученый, педагог К. Д. Ушинский.

  1. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено в 1968г.,  немецким педагогом  К. Ингенкампом.

  1. Изучение личности младшего школьника классный руководитель осуществляет с помощью таких методов как беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

  1. Диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни школьников.

  1. Для педагогической диагностики значимым является изучение  познавательных способностей: внимания, памяти, воображения,  мышления.

  1. Диагностика не изучает поведение и поступки учащихся.

  1. Этапами изучения личности школьника являются:

А) сбор данных;

Б) сравнение;

В) тестирование;

Г) наблюдение.

После выполнения тестов – обмен карточками (взаимопроверка).

Тестирование (правильные ответы)

1.+

2.+

3.+

4.+

5.+

6.+

7.-

8.-


VI. Итог учебного занятия. Рефлексия.

Вывод:  педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности.

Были ли решены  задачи, которые мы поставили в начале занятия?

Задачи: систематизация знаний об основных функциях классного руководителя, рассмотрение методов педагогической диагностики,  их использование в процессе изучения личности школьника; применение диагностических методик в практической деятельности учителя.

Какие компетенции формировали?

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу;

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия;

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий;

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями;

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания;

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями;

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду;

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК. 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм её регулирующих.

Рефлексия. Обучающиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнала…

2. На занятии я работала…

3. Было интересно…

4. Было трудно…

5. Теперь я могу…

6. Я поняла, что…

7. У меня получилось…

8. Занятие дало мне для профессии…

9. Занятие дало мне для жизни…

10. Моё настроение…

В данном случае для рефлексии была использована  методика незаконченных предложений.

Оценки. Сегодня активно работали две группы. В группе аналитиков отмечаю участников проекта и выступивших с индивидуальными сообщениями. Также отмечаю группу диагностов за подготовку и представление своих первых исследований.  Работа с рефлексивной картой (самооценка).

VII. Домашнее задание.

Подобрать диагностические методики для изучения личности младшего школьника.

Составить план наблюдения за обучающимся, используя материалы дневника по практике (Схема наблюдения за ребёнком от 7 до 15 лет).

Закончим наше учебное занятие словами В.А. Сухомлинского:

«Знать ребёнка-это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого учебного занятия по БЖД "Первая доврачебная помощь при переломах"

Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ и БЖД...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка открытого учебного занятия

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме Технологическая схема тепловой электрической станции на твердом топливе» по МДК.04.01 Основы контроля технологических процессов и управ...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОП.14 "Предпринимательство в сфере сервиса"

Занятия проводится в форме деловой игры . Содержание учебного занятия определенно видами профессианальной деятельности выпуснико ....

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...