Рабочая программа по биологии для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
рабочая программа на тему

Марина Ивановна Карасёва

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В программе определены результаты освоения содержания учебной дисциплины: личностные, метапредметные, предметные.

Программа логично построена, имеет все необходимые структурные элементы.

В рабочей программе прослеживаются междисциплинарные связи с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 72 часа, всего во взаимодействии с преподавателем 72 часа, из них:

·         теоретическое обучение 44 часа,

·         лабораторно- практические занятия 26 часов,

·         промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

 

Преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Карасёва М.И. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oud.15biologiya.docx76.4 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРИЛОЖЕНИЕ №____

к ППКРС  43.01.09

Повар, кондитер

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 БИОЛОГИЯ

2018 год


ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии естественно-математического цикла

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2022 г.

Председатель комиссии ________/________/

Составители (авторы):

Карасева М.И. - преподаватель биологии ______________

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ………………………………………………………………..4

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».        5

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.        1

5

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.15 БИОЛОГИЯ

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06259).

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В программе определены результаты освоения содержания учебной дисциплины: личностные, метапредметные, предметные.

Программа логично построена, имеет все необходимые структурные элементы.

В рабочей программе прослеживаются междисциплинарные связи с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения и Интернет-ресурсы.

Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 72 часа, всего во взаимодействии с преподавателем 72 часа, из них:

  • теоретическое обучение 44 часа,
  • лабораторно- практические занятия 26 часов,
  • промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

Преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Карасёва М.И. __________________________


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

            1.1.Область применения программы

        Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Биология» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования естественнонаучного профиля программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», реализуемой на базе основного общего образования.

        Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом  и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007  03-1180);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).

1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

«Биология» является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студентов убеждённости в возможности познания живой природы и способности оценки профессиональной деятельности с позиций рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам  и окружающей  среде, здоровью людей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        • получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

        • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

        • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

        • воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

        • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

        В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих формируются

личностные результаты

        1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

        2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

        3)  готовность к служению Отечеству, его защите;

        4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

        5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

        6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

        7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

        8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

        9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

        10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

        11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

        12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

        13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

        14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

        15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты 

        1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

        2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

        3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

        4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

        5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

        6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

        7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

        8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

        9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения базового курса биологии должны отражать:

        1)  сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

        2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

        3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

        4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

        5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

        Учебным планом для данной дисциплины определено:

Всего занятий 72 часа, всего во взаимодействии с преподавателем 72 часа, из них:

  • теоретическое обучение 44 часа,
  • лабораторно- практические занятия 26 часов,
  • промежуточная аттестация в форме зачёта 2 часа.

        


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Всего занятий

72

Всего во взаимодействии с преподавателем

72

в том числе:

  • теоретическое обучение

44

  • лабораторные и практические занятия

26

  • промежуточная аттестация в форме зачёта

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Введение

Предмет и задачи курса биологии, роль биологии в формировании научных представлений о мире, в практической деятельности людей.

2

2

Раздел 1. Учение о клетке (10 часов)

Тема 1.1

Химический состав клетки

Содержание учебного материала

2

2

1.

Неорганические и органические вещества клетки и живых организмов (белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке.

Тема 1. 2.

Структура и функции клетки

Содержание учебного материала

2

2

1.

Клеточная теория строения живых организмов. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями.

2.

Основные органоиды клетки. Цитоплазма, клеточная мембрана, ядро. Жизненный цикл клетки, Митоз.

Практические работы:

№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом, их описание»

№2 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»

2

3

Тема 1.3.

Обмен веществ и превращения

энергии в клетке

Содержание учебного материала

2

2

1.

Пластический и энергетический обмен. Фотосинтез, его биологическая роль. Основные этапы энергообмена.

Тема 1.4.

Наследственная информация и реализация её в клетке

Содержание учебного материала

2

2

1.

Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген, Генетический код. Биосинтез белка.

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов)

Тема 2.1

Размножение организмов

Содержание учебного материала

2

1.

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие

Содержание учебного материала

4

2

1.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии  эмбрионального развития.

2 .

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения окружающей среды на развитие человека.

Практические работы:

№3 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

№4 "Анализ и оценка последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зарадыша человека"

2

3

Раздел 3. Основы генетики и селекции (16 часов)

Тема3.1.

Основные закономерности наследственности

Содержание учебного материала

4

2

1.

Генетика как наука.  Г..Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология

2.

Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

3

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для  медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Практические работы:

№5 "Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания"

№6 «Решение генетических задач"

№7 «Решение генетических задач"

№8 "Анализ и оценка наследственных болезней человека и их профилактика"

4

3

Тема 3.2.

Закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

1.

Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная  изменчивость.

1

2

Практические работы:

№9 "Анализ и оценка закономерностей изменчивости"

№10 "Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм"

№11 «Анализ фенотипической изменчивости».

3

3

Тема 3.3.

Генетика- основа селекции

Содержание учебного материала

2

2

1.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции.

2

Биотехнология, её достижения и перспективы развития.

Практические работы:

№12 "Анализ и оценка методов селекции"

№13 "Анализ биотехнологических процессов и оценка их этических аспектов"

2

3

Раздел 4. Эволюционное учение (13 часов)

Тема 4.1.

Развитие эволюционных идей. Движущие силы эволюции

Содержание учебного материала

7

2

1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.  Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка. Эволюционное учение Ч.Дарвина.

2

Движущие силы эволюции. Естественный отбор –

 направляющий фактор эволюции.

3

Концепция вида, его критерии. Популяция -структурная единица вида и эволюции.

Практические работы:

№14 "Описание особей одного вида по морфологическому критерию"

№15 «Изучение приспособлений живых организмов к различным средам обитания»

2

3

Тема 4.2.

Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

2

2

1.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

3.

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

1

2

4.

Экскурсия в природу: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

1

Раздел 5. История развития жизни (7 часов)

Тема 5.1.

Возникновение жизни на Земле

Содержание учебного материала

1

2

1.

Развитие представлений о возникновении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни.

Практические работы:

№16 "Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни"

1

2

Тема 5.2.

Развитие жизни на Земле

Содержание учебного материала

1

2

1.

Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 5.3.

Происхождение человека

Содержание учебного материала

1.

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

1

2

Практические работы:

№17 "Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека"

№18 "Выявление этапов эволюции человека"

№19 "Выявление положения человека в системе животного мира"

3

3

Раздел 6. Основы экологии (12 часов)

Тема 6.1.

Экосистемы

Содержание учебного материала

3

2

1.

Предмет экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни живых организмов.

2

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Практические работы:

№20 "Анализ и оценка влияния человека на экосистемы"

№21 "Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агросистемы"

№22 "Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе"

№23 "Описание искусственной экосистемы"

№24 « Решение экологических задач »

№25 « Решение экологических задач »

6

3

Тема 6.2.

Биосфера

Содержание учебного материала

2

2

1.

2.

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот химических элементов, биогеохимические процессы в биосфере.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области будущей профессии на окружающую среду. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среде.

Практические работы:

№26 "Анализ и оценка основных экологических проблем современности"

1

3

Раздел 7. Бионика (2 часа)

Тема 7.1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Содержание учебного материала

2

1.

Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Промежуточная аттестация - зачет

2

2

Всего занятий

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        3.1. Материально – техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Биология» имеется учебный кабинет химии и биологии.

         Оборудование учебного кабинета:

        - рабочее место преподавателя;

        - посадочные места по количеству обучающихся;

        - учебно-методический комплект.;

        - раздаточный материал в виде схем и рисунков для выполнения лабораторных работ.

        Технические средства обучения:

        -мультимедийный проектор,

        -ноутбук,

        -экран.

        3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины        

        1. Захаров В.Б., Мамонтов СТ., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2014.

        2. В.И Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 класс Дрофа,2013г

        3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2014.

        4. Беляева Д.К. Дымшиц Г. М. Общая биология 10-11 класс, М: Просвещение, 2014г.

        5. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. - М., 2014.

        Дополнительные источники:

        1. Общая биология. 10-11 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями ЕГЭ. Профильный уровень Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. М: просвещение,2015год.        2. Общая биология. 10-11класс. Каменский А.А., Крикунов Е.А., Пасечник В.В.М: просвещение 2014.

        3. Биология. Общая биология. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Москва: просвещение 2014год

        4. ЕГЭ 2015. Биология. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, 2017г. Лернер.А. 2016Год

        Интернет- ресурсы:

  1. www.bio.1september.ru
  2. www.bio.nature.ru
  3. www.edios.ru
  4. www.km.ru/educftion

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, метод исследования), технологии эвристического обучения (игровые методики, «мозговая атака»). Для формирования и развития общих компетенций обучающихся применяются активные, интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, групповая дискуссия). Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный), письменный опросы (тестирование, оформление лабораторных работ). Промежуточная аттестация предусмотрена в форме зачёта по завершению курса.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования,  в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (доклады, рефераты).

        

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Биология":

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Входной контроль в форме:

- собеседование,

- тестирование

Оперативный контроль в форме:

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

-  сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Оперативный контроль в форме:

- индивидуальный устный опрос,

-фронтальный устный опрос,

-тестовый контроль,

-проверка и оценка отчётов по лабораторным работам

-  сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Рубежный контроль в форме:

-письменная контрольная работа

Промежуточная аттестация –зачёт



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач 

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты 

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...

Рабочая программа по учебной практике профессии "Повар, кондитер"

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного стандарта по профессии среднего профессионального образования...

ОДП.11. Информатика и ИКТ Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 260807.01.Повар, кондитер

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 11. Информатика и ИКТ является частью образовательной программы среднего (полного) общего образования государственного стандарта среднего (полного) общего обр...

Рабочая программа по биологии для профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» пред-назначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу сред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплинеОП.05 Основы калькуляции и учета для профессии 43.01.09Повар, кондитер

Примерная  рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, входящей в состав укр...

Рабочие программы профессиональных модулей для профессии 19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

Рабочая программа ПМ 01 - приготовление конфетных масс, формование корпусов, глазирование...

Рабочая программа Предпринимательская деятельность по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана на основе ФГОС. Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина....