Урок Онтогенез человека
рабочая программа

Вайнтруб Наталья Николаевна

.Образовательные: В ходе использования  сравнительного анализа выявить, основные  этапы    эмбриогенеза,  производных зародышевых листков.

     2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять             главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.

3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iprilozheniya_no_45.docx15.54 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_1.doc24 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_2.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_3.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

I – вариант (приложение № 5)

№1 Установите соответствие между зародышевыми листками  и образованными из них органами и системами органов:

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ                                                                ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

  1. Эктодерма                                                           А)печень
  2. Энтодерма                                                          Б)мышечная система
  3. Мезодерма                                                        В)кожа

                                                                              Г)лёгкие

                                                                              Д)сердце

                                                                              Ж)нервная система

                                                                              З)почки

                                                                             И)система органов чувств

                                                                             К)головной и спинной мозг

№2 Выберите верные утверждения.

1)Первичная полость  - это бластоцель.

2)Бластомеры растут.

3)Нейрула – это однослойный зародыш.

4)Гаструла состоит из двух зародышевых листков.

6)На развитие зародыша не влияют факторы внешней среды.

7)Органогенез – это образование у зародыша комплекса осевых органов.

II – вариант (приложение №5)

№1 Установите соответствие между зародышевыми листками  и образованными из них органами и системами органов:

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ                                                                ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

  1. Эктодерма                                                           А)половая система
  2. Энтодерма                                                          Б)костно-мышечная система
  3. Мезодерма                                                        В)желудок

                                                                              Г)трахея и бронхи

                                                                              Д)кровеносные сосуды

                                                                              Ж)выделительная система

                                                                              З)головной мозг

                                                                             И)печень

                                                                             К)органы слуха

№2 Выберите верные утверждения.

1)Однослойный многоклеточный зародыш – это бластула.

2)Дробление начинается со стадии четырёх бластомеров.

3)первичная полость тела – бластомер.

4)Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называют гаструляцией.

5)Факторы внешней среды всегда влияют на развитие зародыша.

6)Параллельно с гаструляцией возникает  второй зародышевый листок – мезодерма.

7)Дифференцировка клеток зародыша приводит  к возникновению производных зародышевых листков – органов и тканей.

Работа с терминами. (приложение № 4)

С помощью справочных материалов установите соответствие между терминами и их определениями. (материалы расстригаются и учащиеся выполняют соответствие в виде конструктора)

Дробление

Двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков

Бластомеры

Первичная полость, наполненная жидкостью.

Бластоцель

Клетки бластулы;

Гаструла

Совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;

Гаструляция

Многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров.

Эктодерма

Отчётливо различимые слои клеток.

Энтодерма

Наружный зародышевый листок.

Зародышевый листок

Внутренний зародышевый листок.

Нейрула

Средний зародышевый листок.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Историческая справка

Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыплёнка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих организмам родителей. Такое мнение продержалось в течение 2000 лет.

В XVII веке английский врач и биолог У.Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла!, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлечённый из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Основателем современной научной эмбриологии по праву считается К.М.Бэр, который в 1828 году на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных сформулировал закон зародышевого сходства.

Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит замечательным русским учёным А.О.Ковалевскому и И.И.Мечникову.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Тематическая карта урока

Стадия    -  дробление

Прочитайте стр.156- 157 до второго абзаца, ответьте на вопросы

Что такое дробление? Почему этот процесс так называется? Чем заканчивается дробление? Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходство и различия, сделайте вывод. Выпишите термины: дробление, бластомеры, бластула, бластоцель. Дайте им определения

справка: дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. : гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;

Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.

Зародышевые листки и формирующиеся из них органы

Зародышевые листки

Слой зародыша

1.

2.

3.

Подготовтесь к ответу у доски.

Стадия гаструляции.

Прочитайте стр.158 -160 .Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя

рисунок 88, составьте короткое сообщение по теме: «Гаструляция у ланцетника». Какие изменения происходят с первичной полостью тела.

На какой стадии появляется экто- и энтодерма?    С появлением, какого    слоя клеток зародыш становится трехслойным? Что такое зародышевые листки?

На странице в тексте.  Выпишите термины: гаструла, эктодерма, энтодерма, зародышевый листок, ме мезодерма., гаструляция.

справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы;

Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой.

Подготовтесь к ответу у доски.

Стадия органогенеза.

Прочитайте текст нам стр.160 ответьте на вопросы: Что такое дифференциация? Какие органы развиваются из каждого зародышевого листка?  Заполните таблицу.

Заполните таблицу.

Зародышевые листки и формирующиеся из них  органы

Зародышевые листки

Слой зародыша

Формирующиеся  органы

1.

2.

3.

справка: гаструла- двухслойный зародыш, состоящий из 2 зародышевых листков эктодермы и энтодермы; гаструляция совокупность процессов приводящих к образованию гаструлы; Эктодерма - наружный зародышевый листок, энто дерма внутренний зародышевый листок; мезодерма- средний зародышевый листок.; зародышевый листок- отчётливо различимые слои клеток, дробление- многократное деление зиготы путём митоза, без процесса роста бластомеров. Бластомеры клетки бластулы; Бластоцель - первичная полость, наполненную жидкостью.

Подготовтесь к ответу у доски.



Предварительный просмотр:

Дополнительный материал

Прочитайте справку ответьте на вопрос как влияют алкоголь, курение и другие факторы на развитие зародыша.

АСП, его суть и последствия

Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование. И отступление от этого закона чревато серьезными полднями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы века, а значит, и не создала против него естественных противоядий.

Алкоголь — одна из самых частых причин бесплодных или бездетных браков. У злоупотреоляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение. Так, у пьющих ин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты и столько же теряют подвижность. Изменяется анатомическая и физиологическая целостность половых желез у женщин.

Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах употребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода,

Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физического характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами-медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, быстрая физическая и психическая утомляемость

Курение и другие факторы риска

_ 1звестно, что курение является одной из причин возникновения ряда тяжелых заболеваний сердечно сосудистой системыдыхания, пищеварения и др. Почему?

Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.

Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям," в результате чего нарушается его нормальное развитие. Специально проводившиеся наблюдения показали, что у женщин, которые во время беременности курят, вдвое чаще рождаются недоношенные дети. Было оонаружено, что если оеременная женщина курит, масса ее ноюрожденного на 150— 200 гр. г меньше нормы. Ученые установили также, что задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у курящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих.

Никотин' проникает и в грудное молоко. Курение в период кормления грудью снижает количество молока и уменьшает его количество. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от оронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.

И еще один пример, который показывает влияние некоторых факторов на формирование зародыша, не связанный с курением.

Показательным примером является "трагедия, связанная с использованием снотворного талидомида в Западной Европе в конце 50-х -начале 60-х годов XX века. Этот препарат выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Позднее выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных кисти или стопы росли прямо из туловища.

Антиоиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, осооенно глаз и мозга



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Эмбриональный период развития

  Цели: 1.Образовательные: В ходе использования  сравнительного анализа выявить, основные  этапы    эмбриогенеза,  производных зародышевых листков.

     2. Развивающие: Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать и выделять             главное, систематизировать, определять и объяснять понятия.

3. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.

Обще дидактические цели: - способствовать осмыслению связей нового материала - индивидуальное развитие организмов и ранее изученного- виды размножения организмов. Способствовать усвоению умений самостоятельно в комплексе применять ЗУН и осуществлять их перенос на новые условия. Показать учащимся жизненную значимость знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»

Тип урока: Изучение нового материала

Методы: Проблемный, частично – поисковый, наглядно – иллюстративный метод.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: таблица « Индивидуальное развитие организмов на примере ланцетника»,

дидактический материал- тематическая карты урока, историческая справка (на каждый стол),

подборка  материала из научно популярных статей.

           Ключевые понятия: бластула, бластоцель, первичная полость, бластомер, дробление,    морула, гаструла, кишечная полость, нейрула, зародышевые листки, эктодерма, энтодерма, мезодерма, органогенез.

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии 

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой обучающихся на рабочий лад.

Подготовка к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Наглядно иллюстративный метод, фронтальный опрос.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. 

На доске изображенны схемы полового и бесполого размножения.

Прокомментировать схемы изображенные на доске. Активизация познавательной деятельности, обучающихся.

Обратите внимание на схему полового размножения. Каким одним термином можно заменить все эти этапы жизни организма?

Зигота - ? - многоклеточный организм с дифференцированными клетками

Анализ и комментарии схем. Ответы на поставленные вопросы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Постановка проблемы и создание проблемной ситуации

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения 

Через анализ схемы подвести детей к формулировке  основной проблемы и темы урока. При половом размножении начало всему организму дает одна клетка, но в любом случае, чтобы малое количество клеток превратилось в полноценный организм необходим целый ряд сложных сменяющихся друг другом превращений.

Формулируют проблему и  тему урока и записывают её в тетрадь.

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

 Вопросы классу:

У простейших есть дифференциация клеток?

А у каких животных появляется дифференциация?

Что должно произойти с одной клеткой чтобы образовались органы и ткани?

НЕТ

Впервые у кишечнополостных

Выдвижение гипотезы

Формулировка основной гипотезы. Ворос классу: как называется период от образования зиготы до рождения?

Как называется период от рождения до смерти?

Какой период в развитие организма первый?

Из ответов на вопросы формулируется гипотеза:  Если в процессе эмбрионального развития многоклеточных животных не произойдет дифференциация клеток и тканей, то будет ли организм приспособлен к жизни в постэбриональный период?

Для чего необходимо знание процессов происходящих в онтогенезе

Онтогенез-это индивидуальное развитие организма.

Постэмбриональный период.

Онтогенез

Осмысление выдвинутой гипотезы. Формулируем тему урока и записывают в тетрадь

Предполагаемые ответы:

Для общего развития;

Для сохранения здоровья будущих поколений;

Для выбора профессии.

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Учитель предлагает обучающимся оознакомиться с исторической справкой. Как называется наука изучающая индивидуальный период развития? Кто является основоположником данной науки?  (слайд № 1 –эпиграф к уроку).

При помощи исторической справки отвечают на поставленные вопросы.

Приложение № 1

Работа в группах, получение продукта от группы

Распределение учащихся по трем группам, определение направлений работы. На столах лежат тематические карты урока, в которых указывается алгоритм ваших действий. 1 группа работает над вопросом- как протекает стадия дробления

2 группа – как протекает стадия гаструляции

3 группа -как протекает стадия органогенеза.

Четко устанавливается время для выполнений работы -15минут.

Работают в группах по направлениям.

Приложение № 2

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

По истечению времени представители групп представляют итоги своей работы. После выступления 1 группы делается обобщение и заполняется таблица.

Зародышевые листки

Слои зародыша

1. эктодерма

наружный

Учитель комментирует заполнение таблицы на доске. Показ слайдов стадии дробление.

Отчет 2 группы: делается обобщение по таб. «Индивидуальное развитие организма на примере ланцетника» и заполняется таблица.

Зародышевые листки

Слои зародыша

1. эктодерма

наружный

2.энтодерма

внутренний

3.мезодерма

средний

Учитель комментирует заполнение таблицы на доске. Показ слайдов стадии гаструляции .

Вопрос учителя: как вы думаете могут ли условия внешней среды повлиять на развитие будущего организма? Как и какие?

Физкультминутка для глаз:

Встаньте,закройте глаза, положите пальцы на глаза, почувствуйте тепло, откройте глаза, повращайте ими, закройте глаза ,положите пальцы на глаза, почувствуйте тепло, откройте глаза и сядьте.

 Отчет 3группы:

Зародышевые листки

Формирующиеся органы

1. эктодерма

Кожа, нервная система, органы чувств,эмаль зубов

2.энтодерма

Хорда, кишечник, пищеварительные железы, печень, поджелудочная железа, органы дыхания.

3.мезодерма

Мышечная ткань, соеденительная ткань, кровь, лимфа, кровеносная система, почки, половые железы

Просмотр слайдов органогенез.

Подведение итогов работы в группах.

 

Зародышевые листки

Слои зародыша

1. эктодерма

наружный

Слушают ответы одноклассников, заполняют таблицу, просматривают слайды.

Работа с дополнительным раздаточным материалом. Приложение № 3

Формулируют ответы .

Заполнение таблицы, просмотр слайдов.

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

В ходе работы выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.  Нами были изучены все стадии онтогенеза: дробление, гаструляция, органогенез. Что позволило убедится в том, что любой живой организм берет начало из одной клетки и в процессе развития формируется сложный многоклеточный организм. Выяснили влияние внешних факторов на развитие организма.

Обобщение полученных результатов.

Работа по заполнению таблицы в тетрадях.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. 

Дает  проверочную работу на соответствие терминов и понятий.

Приложение № 4

Выполняют задания.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. 

Подготовка заданий и ответов  для оценивания результатов

Приложение № 5

Взаимооценка,

Самооценка.

9. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 

Оценка познавательной активности обучающихся на уроке. Поощрение активных учащихся.

10. Рефлексия. 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. 

Получение обратной связи через  вопросы к обучающимся. Что я знал? Что я узнал? Что я хочу знать?

Какие чувства вы испытали при изучении данной темы? Где можно применить полученные знания и какие выводы сделать?

Высказывают своё отношение к изученной теме.

11. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Учитель дает пояснение к выполнению домашнего задания

 Прочитайте параграф № 32, выучите основные понятия.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

Самостоятельная работа по теме "Размножение. Онтогенез"

Самостоятельная работа по теме "Размножение. Онтогенез" в 2-х вариантах. Задание заключается в выборе правильных утверждений. Утверждения, в которых допущены биологические ошибки, необходимо...

Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”

Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....

урок.Организм человека

Конспект урока...

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...

Конспект урока "Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье"

Урок биологии в 10 классе (базовый уровень)...