Рабочая программа кружка "Занимательная генетика"
рабочая программа

Рабочая программа кружка "Занимательная генетика создана с целью формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
  • интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;
  • умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КРУЖКА

Занимательная генетика

для студентов I курса,

специальностей «Механизация сельского хозяйства», «Технология продукции общественного питания»

Бутурлино

2016 г.


РАССМОТРЕНА

цикловой комиссией

Протокол № _____                                        

от «____» ____________ 20__ г.    

Председатель:______________

УТВЕРЖДЕНА

методическим советом

ГБ ПОУ БСХТ

Протокол № _____                                        

от «____» ____________ 20__ г.    

Председатель:______________

Пояснительная записка

     Данная программа составлена на основании элективного курса «Что Вы знаете о своей наследственности?»

     Содержательным материалом для курса является блок «Основы генетики». Генетика человека изучается «вскользь» в течение 5 часов, чего явно недостаточно для рассмотрения интересующих обучающихся вопросов.

     За последние годы количество известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, наука все более проникает в генетические, физиологические и биохимические механизмы человека, а, с другой,- экологическая среда обитания все в большой степени становится загрязненной, и матрицы человека активнее подвергаются воздействию, нарушаются, вызывая аномалии.

     Многие генетические заболевания (около500) ученые научились «исправлять» или вести профилактику их посредством диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией вступающих в брак. Но эти знания еще не дошли до каждого человека.  А ведь помочь себе может только сам человек.

     Перед лицом глобальных проблем, порожденных развитием человеческой цивилизации, известный призыв древних: «Познай себя», - звучит сегодня как никогда актуально. Генетика человека должна ответить на многочисленные вопросы, касающиеся генетических последствий загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.

Цель: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области генетики человека, позволяющих сохранить свое здоровье и здоровье будущих поколений;
  • интереса к своей родословной, родословным знаменитых людей в истории человечества;
  • умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умения рефлексии и самооценки;
  • добывания знаний непосредственно из реальности (из родословной, состояния своего организма).

Деятельность кружка направлена на приобретение знаний по темам:

  • краткая история генетики человека;
  • менделирующие признаки человека;
  • геном человека, генетические карты;
  • методы изучения наследственности человека;
  • типы наследования признаков у человека;
  • хромосомные, генные молекулярные аномалии и вызываемые ими заболевания;
  • летальные гены;
  • болезни с наследственным предрасположением.

В процессе обучения студенты приобретают следующие умения:

1. применять законы Менделя, Моргана, Харди – Вайнберга к генетике человека и решать генетические задачи на менделирующие признаки.

2. Объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека и решать генетические задачи.

3. Составлять родословную своей семьи.

4. Определять по родословной характер наследования признака и составлять прогноз на вероятность его проявления у будущих поколений.

5. Объяснять, как мутации могут повлиять на белок, кодируемый тем или иным геном, и как это связано с фенотипической экспрессией мутантных генов.

6.Выявлять в соответствующем скрещивании отношения 1:2:1 и 2:1характерные для летальных генов, и правильно составлять схемы скрещиваний; продемонстрировать знания типов наследования, ожидаемого в тех случаях, когда родительские особи несут летальные гены.

7. Называть возможные генотипы людей с группами крови 1;2;3;4 и, исходя из этих генотипов, решать генетические задачи.

8. Объяснять, в чем заключается различие между сериями множественных генов и полигенными признаками; привести примеры тех и других.

9. Использовать знания о типах наследования сцепленных с полом генов человека при решении генетических задач.

10. Оценивать генетические последствия загрязнения окружающей среды, смешения генофондов ранее изолированных популяций.

11. Научно оценивать соотношение социального и биологического в человеке.

Формы деятельности обучающихся:

  1. Решение генетических задач.
  2. Анализ родословных писателей, ученых, исторических деятелей.
  3. Проект «Родословная моей семьи».
  4. Практические работы.
  5. Самостоятельное заполнение таблиц.

ПРОГРАММА

  1. Краткая история генетики человека.

- лысенковщина: 1948-1964 гг.;

- политические факторы;

- научные факторы;

- субъективные факторы

  1. Законы Г.Менделя.

     - законы Г.Менделя;

     - моногибридное скрещивание;

     - дигибридное скрещивание;

     - изучение наследования признаков;

     - решение генетических задач на наследования размера и цвета глаз, волос, формы носа,     губ, роста тела, состояния слуха, резус  - фактора крови, право и леворукости, пигментации  кожи;

- составление и анализ родословных.

  1. Методы изучения генетики человека.

- генеалогический;

- близнецовый;

- популяционный;

- цитогенетический;

- биохимический.

  1. Генеалогический метод изучения.

Предусматривает исследовательскую работу по определению характера наследования некоторых признаков человека.

  1. Аутосомно – доминантное наследование. Полное доминирование.

- характеристика наиболее часто встречающихся болезней человека;        

- изучение признаков, связанных с аутосомно – доминантным и полным доминированием: полидактилия, брахидактилия, седая прядь, микроцефалия, несовершенный остеогенез, хондродистрафическая карликовость (ахондроплазия) и др.

- решение задач;

- анализ родословных.

  1. Аутосомно – рецессивное наследование.

- признаки человека, связанные с данным типом наследования: повышенная волосатость тела, рыжие волосы, альбинизм ( отсутствие пигментации), врожденная глухонемота, сахарный диабет, отсутствие половых желез, резус – отрицательная кровь;

- решение генетических задач;

- анализ родословных.

7. Биохимический метод изучения генетики человека.

- биохимический метод изучения генетики человека;

- фенилкетонурия

- решение генетических задач;

- анализ родословных.

  1. Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.

- заболевания: сеповидноклеточная анемия, цистонурия, анофтальмия.

- решение генетических задач.

  1. Множественные аллели.

- кодоминантность;

- наследование групп крови;

- решение генетических задач.

  1. Полигенные признаки.

- полигенные признаки;

- полимерия;

- решение генетических задач.

  1. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека».

- международная программа «Геном человека», ее истоки и перспективы;

- технологии молекулярной генетики;

- геном человека.

  1. Наследование генов, сцепленных с полом.

      - сцепленное наследование генов;

- карты хромосом у человека;

- решение генетических задач;

      - составление и анализ родословных.

  1. Мутация генов.

- мутагены, их влияние на организм;

- мутационная изменчивость, ее виды;

- влияние алкоголя, курения, наркотиков на генетический аппарат клетки.

- профилактика наследственных заболеваний человека.

  1. Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

 - загрязнение окружающей среды мутагенами;

- профилактика наследственных заболеваний человека.

  1. Медико – генетическое консультирование.

Проводится в виде ролевой игры с решением задач.

  1. Популяционно – генетический метод изучения генетики человека.

- закон Харди – Вайнберга в человеческих популяциях.

- решение генетических задач.

- генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

  1. Биологическое и социальное в человеке.

- человек – общественное животное;

- наследуются ли способности;

- можно ли создать «сверхчеловека»;

- действует ли естественный отбор в человеческом обществе;

- роль среды в развитии личности;

- близнецовый метод изучения.

  1. Этические проблемы генетики.

- генная инженерия;

- коррекция пола;

- пересадка органов,

- клонирование;

- генетика и криминалистика;

- подведение итогов: тестирование.

23. Этические и юридические аспекты применения генных технологий.

- потенциальная опасность генно-инженерных методов;

- биоэтика, центральные постулаты биоэтического кодекса;

- этические проблемы генной инженерии;

- этические принципы медицинской генетики;

- юридические аспекты генной инженерии.

Тематический план:

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Краткая история генетики человека.

2

2

Законы Г.Менделя.

2

3

Методы изучения генетики человека.

2

4

Генеалогический метод изучения.

2

5

Аутосомно – доминантное наследование. Полное доминирование.

2

6

Аутосомно – рецессивное наследование.

2

7

Биохимический метод изучения генетики человека.

2

8

Промежуточное наследование. Неполное доминирование признаков у человека.

3

9

Множественные аллели.

2

10

Полигенные признаки.

2

11

Истоки и перспективы международной программы «Геном человека».

2

12

Наследование генов, сцепленных с полом.

2

13

Мутация генов.

2

14

Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

2

15

Медико – генетическое консультирование.

3

16

Популяционно – генетический метод изучения генетики человека.

2

17

Биологическое и социальное в человеке.

2

18

Этические проблемы генетики.

2

19

Этические и юридические аспекты применения генных технологий.

2

                                                                                           Всего:

40

 

Литература:

  1.  Адельшина, Г. А. Генетика в задачах. Учебное пособие / Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин. - М.: Планета, 2015. - 176 c.
  2. Атраментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. -  Журнал «Биология в школе», № 5, 1993.
  3. Афонькин С.Ю. Поиграем в генетиков. - Журнал «Биология в школе»,

№ 2, 1991.

  1. Высоцкая М.В. «Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы». Волгоград,2006 год.
  2. Дмитриева Т.А. и др. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. / Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков, А.А.Медведева.-М.: Дрофа, 2002.-144с.- (Дидактические материалы).
  3. Ефремова, В. В. Генетика / В.В. Ефремова, Ю.Т. Аистова. - М.: Феникс, 2010. - 256 c.
  4. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, зачеты, блицопросы 10-11 класс по общей биологии». М., 2006 год.
  5. Элективный курс «Что Вы знаете о своей наследственности?». 9-11 классы. / Сост. И.В. Зверева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

В результате изучения факультативного курса «Популярная генетика» студенты должны:

Знать/понимать:

- краткую историю развития генетики человека;

- законы Г. Менделя (моногибридное и дигибридное скрещивание);

- наследование признаков по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу;

- наследование признаков, связанных с Х-хромосомой;

- наследование признаков, связанных с У-хромосомой;

- методы изучения генетики человека;

- о наследовании сцепленных признаков;

- о промежуточном наследовании признаков, полном и неполном доминировании;

- наиболее часто встречающиеся болезни человека;

- как происходят мутации генов;

- как загрязнение окружающей среды влияет на генетику человека;

- о влиянии мутагенов на организм;

- действие закона Харди-Вайнберга в человеческих популяциях;

- о роли среды в развитии личности, о биологическом и социальном в человеке;

- о международной программе «Геном человека»;

- о новейших генных технологиях и проблемах, связанных с их применением.

Уметь:

- решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание;

- составлять и анализировать родословные;

- объяснять наследование тех или иных признаков;

- решать генетические задачи на наследование признаков, сцепленных с полом;

- определять характер наследуемого признака;
- проводить медико-генетическое консультирование по вопросам, связанным с генетикой человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики ЛД

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело...

Рабочая программа Генетика человека с основами медицинской генетики СД

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" Специальность - 34.0201 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины является частью Основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики

Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов....

Рабочая программы учебных дисциплин ОУД.12 Химия, ОУД.13 Биология, ОП.04 Генетика человека с основами медицинской генетики

Данная рабочая программа является авторским документом, разработана в соответствии с ФГОС СПО и рекомендована для обучения студентов химии, биологии, генетики человека с основами медицинской генетики...