Технологическая карта занятия специальность ОП.02. Анатомия и физиология человека
учебно-методический материал

Олейник Татьяна Леонидовна

Технологическая карта практического занятия 

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень

Тема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологии. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

С приложением слайдов с вопросами и эталонами ответов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_osnovnye_voprosy_tsitologii_i_gistologii.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Фельдшерский колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень

Вид занятия: практическое

Тип занятия: приобретение практических навыков, обобщение приобретенных знаний и умений

Тема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологии. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: учебная аудитория

Оснащение: технокарта, презентация, дидактический материал

Преподаватель: Олейник Т.Л.

Цель занятия: формирование и закрепление знаний о видах тканей человека

Задачи занятия:

Дидактические –

  1. Различать особенности строения разных видов тканей
  2. Различать функции разных видов тканей, их положение в организме человека

Воспитательные –

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
  2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
  3. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).

Развивающие –

  1. Участвовать в проведении мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (ПК 1.1).
  2. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний (ПК 1.3).

Уровни требований:

Студент должен знать:

  • Особенности строения эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
  • Основные характеристики тканей организма человека, их местоположение и выполняемые функции.

Студент должен уметь:

  • Найти отличия в строении, расположении и функциях различных тканей организма.
  • Выявлять отличительные признаки эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Вводная часть:

5 мин

- организационный момент

- определение темы, цели и задачи занятия

2.

Основная часть: изложение учебного материала с использованием презентации:

2.1. Определение ткани. Основные типы тканей. Эпителиальная ткань и особенности ее строения. Виды эпителия, их местонахождение в оргаиизме. Однослойные и многослойные эпителии, орговевающие и неороговевающие. Каемчатый эпителий кишечника и его уникальная роль в пристеночном пищеварении. Переходный эпителий. Железистый эпителий. Понятие об экзокринных и эндокринных железах.

10 мин

2.2. Соединительная ткань: свойства, отличительные особенности. Классификация соединительных тканей. Собственно соединительная ткань, соединительная ткань с особыми свойствами.

10 мин

2.3. Хрящевая и костная ткани как виды соединительной. Виды хрящевой ткани и их локализация в организме человека. Костная ткань: виды, свойства, отличительные особенности. Остеон – структурно-функциональная единица костной ткани.

7  мин.

2.4. Ткани внутренней среды организма. Кровь и лимфа как виды соединительной ткани. Плазма крови и форменные элементы крови. Эритроциты и тромбоциты: строение, свойства, функции. Лейкоциты: деление на гранулоциты и агранулоциты. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Лимфоциты и их значение для возникновения и поддержания иммунитета.

13 мин

2.5. Виды и свойства мышечной ткани. Гладкая мышечная ткань: строение и локализация. Поперечно-полосатая мышечная ткань. Симпласт – структурно-функциональная единица поперечно-полосатой мышечной ткани. Элементы мышечного волокна. Миофибрилла и ее структурно-функциональная единица – саркомер. Сердечная мышечная ткань, виды кардиомиоцитов и функции, выполняемые в сердце.

10 мин

2.6. Нервная ткань и составляющие ее элементы. Строение нейрона: аксон, дендрит, синапс. Нейроглия и ее роль. Свойства нервной ткани и ее фукнции.

10 мин

2.7. Составление таблицы «Виды тканей: особенности строения, функции, местонахождения» слайд № 18

10

3.

Заключительная часть:

15 мин.

- подведение итогов занятия, выставление оценок

- домашнее задание: стр.4 - 13

Материально-техническое оснащение занятия

Учебник

Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. «Анатомия и физиология человека. Учебник» Среднее профессиональное образование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012 – 520 с.

Учебное пособие

Курепина М.М., Ожигова А.П. Анатомия человека. Атлас. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОК, 2007. – 239 с.

Дидактический материал:

  1. Учебный

Презентация «Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная»

2. Творческий

Составление таблицы «Виды тканей: особенности строения, функции, местонахождения», слайд презентации № 18


Приложение № 1

Таблица «Виды тканей: особенности строения, функции, местонахождения», слайд презентации № 18

Вид ткани

Особенности строения

Функции

Местонахождение

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Нервная

Эталоны ответов:

Вид ткани

Особенности строения

Функции

Местонахождение

Эпителиальная

Клетки плотно прижаты, межклеточное вещество плохо развито

Барьерная, разграничительная, защитная, секреторная, экскреторная, сенсорная

Покровы, слизистые оболочки, железы

Соединительная

Клетки ткани окружены развитым межклеточным веществом, содержащим волокна, костные пластинки, жидкость

Опорная, защитная, питательная, транспортная, защитная, регуляторная, дыхательная

Кости, хрящи, сухожилия, кровь и лимфа, подкожный жир, бурый жир

Мышечная

Поперечно-полосатая мускулатура представлена много-ядерными волокнами, гладкая мускулатура образована короткими одноядерными волокнами. Мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью

Передвижение тела¸ сокращение сердца, сокращение внутренних органов, изменение просвета кровеносных сосудов

Скелетная мускулатура, сердце, гладкая мускулатура внутренних органов, стенок кровеносных сосудов

Нервная

Состоит из нервных клеток – нейронов и вспомогательных клеток (нейроглии). Нейрон обычно имеет один длинный отросток – аксон и один или несколько древовидно ветвящихся отростков – дендрит. Нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью

Выполняет функции восприятия, проведения и передачи возбуждения, полученного из внешней среды и внутренних органов, анализ, сохранение полученной информации, интеграцию органов и систем, взаимодействие организма с внешней средой.

Головной, спинной мозг, нервные узлы и волокна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и Специальность: Сестринское дело 34.01.02.

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по учебной дисциплине: Анатомия и физиология человека 31.02.01 Лечебное дело и  Специальность: Сестринское дело 34.01.02. -2023г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Технологическая карта занятия специальность ОП.02. Анатомия и физиология человека

Технологическая карта теоретического занятия Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровеньТема: 2.1. Основные вопросы цитологии и гистологииС приложением слайдов с вопросами и эталона...

УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...

Методическая разработка практического занятия ОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело тема: Определение группы крови

Методическая разработка   практического занятияОП.02 УД  Анатомия и физиология человека    Специальность: 34.02.01 Сестринское дело...