Инновационный проект практико-ориентированного типа
учебно-методический материал

Хрущева Альбина Ринадовна

“Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Челябинская область

Златоустовский городской округ

МКУ Управление образования и молодёжной политики  

Златоустовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

456217, Челябинская область,  г. Златоуст, ул. им. И.И. Шишкина, дом 20

т/факс 8(3513)79-12-17

E-mail: zlatoustschool4@rambler.ru официальный сайт http://74205s4.edusite.ru

 

Инновационный проект

 практико-ориентированного типа

по теме:

“Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности”

                                                             

                                                               

                                                 Выполнила:

                                                                        Хрущева Альбина Ринадовна,

                                                              учитель физики

                                                              МАОУ СОШ №4 г. Златоуста

Златоуст

2019


Содержание

  1. Аннотация проекта
  2. Обоснование необходимости инновационного проекта
  3. Цели и задачи проекта
  4. Основное содержание проекта
  5. Ресурсы
  6. Партнеры
  7. Целевая аудитория
  8. План реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта
  11. Литература
  12. Приложение
  1. Сборник проектно-исследовательских работ учеников Научного общества школьников «Открытие»
  2. Сборник эвристических задач по физике для учителей и учащихся
  3. Эвристический дневник


Аннотация

Проект посвящен развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе с помощью эвристического обучения, которое сочетает в себе творческую и познавательную деятельность, учитель не дает ученику готовые знания, он предлагает ему объект для изучения.

Основой практико-ориентированного проекта "Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» являются сборник проектно-исследовательских работ учащихся, сборник эвристических задач и эвристический дневник. Разработанные материалы позволяют учителю реализовать идеи развивающего эвристического обучения, а ученику выстраивать траекторию своего образования, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, способы освоения изучаемых тем и формы представления образовательных результатов.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Идеал современного общества -  неординарная творческая личность, способная к самостоятельному решению сложных задач и созданию нового в разных сферах общественной деятельности.  

Цель современного образования - воспитание такой личности; развитие тех способностей, которые востребованы самой  личностью и обществом.

Задача  педагога - создать условия,  способствующие индивидуальному развитию и личностному росту ученика, раскрытию его потенциальных возможностей. Эти условия предполагают такую организацию образовательной деятельности, в которой  активизировался бы творческий потенциал,  пробуждалось стремление к познанию, исключалось бы пассивное восприятие готовых знаний и выводов.

Однако на пути достижения этой цели существует много препятствий, преодолеть которые отнюдь нелегко.

В первую очередь, это «широкие возможности» глобального информационного пространства.  Популярные в среде учащихся готовые домашние задания (ГДЗ) формируют лишь способность бездумного переписывания от задач и рефератов до контрольных работ и проектов, тем самым снижается интерес к учебе, развивается клиповое мышление и появляется проблема мотивации учащихся [4, 73].

Во-вторых, преобладающие в практике школьного обучения упражнения тестового характера призваны, лишь быстро проверить знания по теме и разделу, развивая шаблонное мышление, но в меньшей степени способствуют развитию и раскрытию их творческого потенциала.

Традиционно школьники считают, что предмет «физика» – сложный предмет, в котором только формулы и задачи, а проектно-исследовательская деятельность по этому предмету - «совсем не разобрать».

Таким образом, возникает противоречие между потребностями и существующими тенденциями. Необходимость в разрешении данного противоречия обусловливает актуальность предлагаемого проекта, призванного ответить на вопросы: «Как воспитать креативную личность? Как превратить проектно-исследовательскую деятельность в интересный процесс? Как научить без принуждения? Как научить самостоятельно принимать решения?»

В этой связи имеет смысл говорить об эвристическом методе обучения – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской) [11, с. 18]. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). Внимание указанного направления обращено на творческое развивающее современное образование, основной целью которого является воспитание ученика, овладевшего не только определённой суммой знаний, умений, навыков, но способного к саморазвитию, самореализации, созданию нового в себе и в своей деятельности.

В разное время вопросы эвристического обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие различные  школы и направления: Сократ, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я. А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А. В. Хуторского, А. И. Андреева, М. М. Левиной и многих других. Сам же термин «эвристика» впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского [2, с. 29].

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между кажущимся обилием научного материала по этой тематике и отсутствием конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение по эвристической технологии в образовательном процессе.

Предлагаемый проект «Методы и приемы эвристического обучения в проектно-исследовательской деятельности» - это попытка обобщить личный опыт в области обучения с использованием данного метода, заинтересовать ученика проектно-исследовательской деятельностью, показать широкие возможности предмета для раскрытия творческих способностей ученика, то есть представить свой взгляд на эвристический метод обучение. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Наше обращение к эвристическому методу, как к технологии раскрытия творческого потенциала объясняется ее отличительной чертой - универсальностью, т.е. приложением к любому предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная подготовка студентов естественнонаучных специальностей, как основа индустриально-инновационного развития Казахстана

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на ...

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков....

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Технологическая карта учебного занятия по МДК.05.02. Инновационная деятельность в социальной работе. Тема: Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе

Технологическая карта учебного занятия по теме "Факторы, препятствующие инновационной деятельности в социальной работе" раскрывает характеристику факторов, препятствующих внедрению в организ...

Инновационная/экспериментальная деятельность. Инновационные средства обучения.

        Инновационные средства обучения как составная часть материально-технического оснащения образовательного учреждения представляет собой совокупность предметов, которые...

Инструкция по разработке бизнес - проекта малого инновационного предприятия по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»

В данной методической разработке представлена краткая информация по разделу "Основы бизнес - планирования" , а также дана подробная информация по основным разделам бизнес планирования....