Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"
статья

Абрамчук Анна Борисовна

Особенности развития логического мышления школьников
среднего звена на уроках математики 
на примере учащихся 5-го класса школы №143

Автор: учитель математики Анна Борисовна Абрамчук

Санкт-Петербург 2019

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития логического мышления школьников
среднего звена на уроках математики

 (на примере учащихся 5-го класса школы №143)

На современном этапе развития жизни общества все более очевидным становится понимание того, что для дальнейшего прогресса нужны люди, обладающие высоким уровнем развития интеллекта. И поскольку интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления ученые пришли к выводу, что логическое мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать различными способами и методами. Специфическим приемом развития мышления является решение логических упражнений, задач. Умение логически мыслить, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения школьником учебного материала. Такие предметы, как математика дают реальные предпосылки для развития логического мышления.

Также заметим, что к моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

В сентябре 2018 года нами на базе 5 класса на уроке математики с помощью теста «Геометрические представления и единицы измерения» была проведена диагностика, выявляющая состояние сформированности логического мышления у учащихся данного класса.

Структура теста

  1. Тест распределен по крупным темам, имеет разделы и подразделы.
  2. Задания разбиты на 2 уровня:

1-ый уровень – проверка умения воспроизводить нужную информацию по памяти, узнавать конкретный объект в ряду других;

2-ой уровень – поверка умения применять знания 1-го уровня на практике, поэтому задания 2-го уровня более сложные.

Данный тест проверит:

  1. Геометрические представления.

1-ый уровень:

а) умение определять на глаз прямые углы;

б) умение выделять прямоугольники из ряда фигур;

в) умение соотносить фигуру с ее признаками.

2-ой уровень:

а) умение определять из скольких отрезков состоит геометрическая фигура;

б) умение находить сумму длин сторон прямоугольника и квадрата;

в) умение чертить прямоугольник с заданными сторонами.

  1. Единицы измерения.

1-ый уровень: умение выделять единицы измерения времени среди других единиц измерения.

2-ой уровень: умение сравнивать именованные числа, опираясь на знание соотношений между единицами измерения и знания нумерации трехзначных чисел.

Каждому ученику была дана карточка с 9 заданиями:

Из скольких отрезков состоит эта фигура? Обведи кружочком правильный ответ.

3    5    7    6     8    10

  1. Соедини линиями фигуры с их признаками.

Противоположные стороны равны

Все углы прямые

Нет ни начала, ни конца

Имеет три угла

Все стороны равны

Состоит из трех отрезков

Является частью прямой

  1. Под какими номерам нарисованы прямые углы? Обведи эти номера кружочками.

№ 1                № 2                № 3                № 4                № 5                № 6

  1. Обведи кружочками номера треугольников, у которых один угол прямой.

№ 1                        № 2                        № 3                        № 4

  1. Среди данных четырехугольников найди прямоугольники. Обведи их номера кружочками.

№ 1                № 2                № 3                № 4                № 5                № 6

  1. Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 3 см. Найди сумму длин его сторон (периметр).

Решение:

Ответ:

  1. Найди и подчеркни правильные решение задачи.

Сторона квадрата равна 2 см. Чему равна сумма длин всех сторон (периметр) квадрата?

а) 2+2+2+2=8 см;

б) 2+4=6 см;

в) 4+4+4+4=16 см;

г) 2х4=8 см.

  1. В данном списке подчеркни только единицы измерения времени.

Килограмм, год, литр, метр, февраль, полдень, сутки, месяц, час, дециметр, минута, грамм, неделя, четверг.

  1. Сравни, используя знаки >,<, =.

а) 1 м…1 см;

б) 1 км…500 м;

в) 1 ч… 30 мин;

г) 1 дм…1 см;

д) 4 м 5см…450 см.

Таблица 5

Оценка результатов теста

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Количество баллов

1

13

2

2

3

4

2

6

10

43 балла – «отлично» (высокий уровень);

37-42 балла – «хорошо» (средний уровень);

21-36 баллов – «удовлетворительно» (низкий уровень).

По количеству набранных баллов мы выделили 3 уровня сформированности логического мышления у учащихся 5-го класса: высокий, средний, низкий. Входящая диагностика учащихся 5 класса показала, что логические операции у учащихся развиты в недостаточной мере: 18% респондентов продемонстрировали высокий уровень сформированности логического мышления, 55% - средний уровень и 27% - низкий.

Отечественная педагогическая психология исходит из того, что мышление человека формируется в процессе деятельности. Поэтому перед учебной практикой учителя ставится задача обучения учащихся приемам умственной деятельности. В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приемами оперирования ими. Овладение приемами происходит, во-первых, через ознакомление учащихся с ними, во-вторых, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.

Пути овладения приемами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приема и методики обучения. В частности, прием может восприниматься в готовом виде от учителя или самостоятельно отыскиваться учащимися. Этот поиск может идти постепенно через пробы и ошибки или же сразу на основе «схватывания сути дела». Развитие приема может идти от узкого варианта, который применим лишь для определенного материала и задачи, к широкому, применимому в разнообразных типах задач: от конкретного приложения (оперирование реальным объектом) к абстрактном (оперирование отвлеченными свойствами и отношениями) и т.п.

В этой связи нами был подобран комплекс логических задач и упражнений, способствующих развитию логического мышления и в первую очередь таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и систематизация; показывающих сообразность использования математических методов для решения задач из окружающей действительности; вызывающих познавательный интерес учащихся. Кроме того, логические задачи  и упражнения, используемые на уроках математики, были подобраны в соответствии с закономерностями развития логического мышления и учетом возрастных и  индивидуальных особенностей учащихся данного класса.

Одним из источников формирования и развития логического мышления учащиеся, безусловно, являлись задания из учебников. Мыслительные приемы и операции, применяемые детьми при их выполнении, по существу есть логические упражнения. Но эти задания становятся средством развития логического мышления лишь тогда, когда при их выполнении мыслительная деятельность учащихся соответственно направляется и контролируется учителем.

Так, например, оперируя с наглядным материалом, учитель приучает учащихся вслух проговаривать, обосновывать свои действия, будь то решение задачи или письмо. Его нужно учить логическим формам построения своих доказательств. Проговаривание необходимо потому, что внутренняя речь, в форме которой протекает наше мышление, у ребенка особенно несовершенна. Перенести его внутреннюю речь в устную – это значит перевести ее из фрагментарной, нечеткой в логически развернутую форму рассуждения.

В конце 2018-2019 учебного года была проведена повторная диагностика учащихся 6 класса. Результаты были достигнуты следующие: 50% - с высоким уровнем, 41% - со средним уровнем.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что уровень развития логического мышления у учащихся 5 класса заметно повысился. Учащиеся лучше стали анализировать, выделять существенные признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать.

Результаты нашего исследования показали, что подобранные упражнения, применяемые на уроках математики с целью развития логического мышления способствовали развитию логического мышления младших школьников. Выполняя логические упражнения, учащиеся не только овладевают содержанием курса математики, но и учатся рассуждать, логически обосновывать свои суждения, доказывать, проявлять догадку, т.е. приобретают умение мыслить логически.

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений учащиеся стали находчивее и сообразительнее. У школьников изменился подход к решению задач, он стал более гибким. Рассуждения учащихся стали последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной.

Повысился интерес к предмету, сформировалась неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Практика проведения развивающих занятий показала, что учащиеся, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.

В завершение отметим, что способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам у несовершеннолетних во многом складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия учителя и ребенка.

Список литературы:

  1. Абдрашитов Б.М., Абдрашитов Т.А. Учитесь мыслить нестандартно. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996, с.128.
  2. Агафонова И.Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. – СПб., 1996.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1999, с.224.
  4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985, с.208.
  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  6. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. – М., 1986.
  7. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – М., 1967.
  8. Володкевич В.А. Сборник логических задач для учащихся. – М.: Дом педагогики, 1996, с.124.
  9. Выготский, Сахаров Л.С. Исследование образовательных понятий. – М., 1981.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т., Т.2. – М., 1982, с.395-415.
  11. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981, 81-84.
  12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981, 81-84.
  13. Гетманова А.Д. Логика: для педагогических учебных заведений. – М.: 202, с. 416.
  14. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие. – М., 1988.
  15. Григорьева И.С. Разумно или логично? – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на развитие логического мышления в контрольно оценочных средствах

В современном мире с его большим поступлением информации и быстротечностью человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализиров...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Презентация по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...

Статья "Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики"

Особенности развития логического мышления школьников среднего звена на уроках математики на примере учеников 5-6 класса школы №143...

Опыт "Развитие креативного мышления школьников на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС ООО"

В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразов...

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"

Выступление учителя начальных классов на тему: "решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления"...