РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья

Валеева Елена Викторовна

СТАТЬЯ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валеева Елена Викторовна

МОУ Софьинская СОШ,

с. Софьино Раменского района

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о развитие логического мышления у детей с ОВЗ на уроках математики, приводятся особенности развития детей с ОВЗ, рассматриваются примерные задания на уроках математики по развитию логического мышления.

Ключевые слова: урок математики, ребенок с ОВЗ, логическое мышление, младших школьный возраст.

        Современное общество 21 века значительно отличается от прошлого. Отличается и школа. Если раньше дети с ограниченными возможностями могли получить образование только в специализированных образовательных учреждениях или не получить его вовсе, то на данный момент, благодаря инклюзивному образованию, такие дети могут обучаться в обычных школах наряду со здоровыми детьми.

        Рассмотрим понятие ребенка с ОВЗ:

        Дети с ОВЗ - это дети, имеющие психические и/или физические недостатки в развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

        Важным этапом обучения каждого младшего школьника является развитие его логического мышления. Логическое мышление - это такая мыслительная деятельность человека, при которой он пользуется логическими понятиями и логическими конструкциями, для которых характерны доказательность и рассудительность. [1]

        Так как урок является основной формой работы детей в школе, соответственно и развитие логического мышления проходит на уроках, а лучше всего его развивают уроки математики.

        Из-за психических и/или физических особенностей у ребенка с ОВЗ могут иметься определенные сложности в обучении. Такие, как: неумение ориентироваться в проблемной ситуации, неумение анализировать различные ситуации, слабая взаимосвязь  между компонентами мыслительной деятельности (действие - слово - образ), развитие логического мышления происходит замедленно. Задача учителя - целенаправленно скорректировать его развитие, научить устанавливать временные, причинно-следственные связи, научить рассуждать и формулировать выводы.

        Развитие логического мышления происходит в специальных условиях:

        1. Учет возраста ребенка (рассматриваются специфика и особенности конкретного возраста); [4]  

        2. Учет особенностей конкретного заболевания ребенка (каждый ребенок уникален сам по себе, особенности различных ограниченных возможностей здоровья несет и свою специфику);

        3. Контроль процесса усвоения знаний (важно контролировать, на сколько ребенок понял тему). [3]  

        4. Применение различных подходов к формированию логического мышления. [2]  

        При построении урока, в нашем случае урока математики, учитель, используя вышеуказанные условия, добивается того, чтобы его урок развивал не только здоровых детей, но и ребенка с ОВЗ.

        Не стоит забывать о том, что игровая деятельность также присуща младшим школьникам и ее обязательно нужно включать в урок. Рассмотрим игры и другие формы работы, развивающие логическое мышление детей с ОВЗ.

        1. "Числовой ряд" - в этом задании ребенку предоставляется ряд чисел, который он должен закончить. Например, 1, 3, 5, 7, ..., 25. Посмтрев на ряд, ребенок должен догадаться, по какому принципу расположены числа и дописать необходимое.

        2. "Задачи в стихах" - учитель читает вслух загадку - задачу, по необходимости может е несколько раз повторить или выписать нужные данные на доску. Например,

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

        В данной загадке ребенку нужно логически понять, что каждому утенку достается по 2 сапожка, потому что у него две ноги. Разделив каждому утенку по 2 сапога, ребенок должен получить ответ 4.

        3. "Ответь на вопросы". Данная игра может быть применена в 1 классе на этапе актуализации знаний ребенка. Обучающимся учитель читает вопросы с "подвохом", дети, соответственно, должны дать ответ. Это могут быть такие вопросы: "Кошка больше мышки. Кто меньше?", "Бабушка старше мамы. Кто младше?", "Мальчик выше девочки. Кто ниже?".

        4. "Найди ошибку". Учитель на доске записывает примеры, в некотрых допускает ошибку. Задача ребенка - найти эту ошибку.

        5. "Четвертый лишни" - эта игра имеет несколько аналогов: "третий лишний", "пятый лишний" и т.д. Суть игры заключается в том, что ребенку предоставляется ряд чисел, которые записаны по какому-либо принципу и одно число "лишнее", которое не относится к этому принципу. К примеру: 4, 8, 12, 5.  Задача ребенка - найти это число.

        6. "Баскетбол". Для это игры потребуются напечатанные карточки с числами и два любых сказочных персонажа с баскетбольными кольцами. На персонажах должна быть надпись, например: четные числа и нечетные числа, число делится на 2 и число делится на 5 и т. д. Учитель крепит карточки и персонажей на доску магнитами. Задача ребенка - разделить карточки числами для каждого персонажа.

        Таких игр можно придумать множество. Они помогут ребенку сформировать логическое мышление, сменить деятельность на уроке, помогут каждому ребенку включиться у учебный процесс. Не стоит только забывать, что для каждого возраста и каждого заболевания ребенка игры нужно адаптировать.

БИБЛИОГРАФИЧСЕКИЕ ССЫЛКИ

        1. Абдулин , О. А.  Педагогика / О. А. Абдулин.  М. : Просвещение, 1983.  – 344 с.

        2. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А. З. Зак. М. : Просвещение . 2004 г. – 328с.

        3. Махмутов, М. И. Современный урок  / М. И. Махмутов. М. : Педагогика,   2005. 184 с.

        4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский. –  М .: Педагогика, 1974. 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры"...

Исследовательская работа по теме "развитие вестибулярной устойчивости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры"

Представляю вашему вниманию исследовательскую работу на тему "развитие вестибулярно устойчивость у детей младшего школьного возраста посредственно подвижных игр на уроке физической культуры". Разрабо...

дипломная работа «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

ВведениеВ период дошкольного возраста дети развиваются стремительно и бурно. Поэтому крайне важно заложить в них основные знания, навыки и умения для дальнейшей жизни. Развитие логического мышления &m...